Философия Древней Греции




По традиции начнем с притчи

Притча о правде и осуждении

Однажды знаменитый греческий философ Сократ встретил на улице знакомого, и тот ему говорит:

- Сократ, знаешь, что я только что услышал об одном из твоих учеников?

- Погоди, прежде чем ты мне это расскажешь, я хочу провести небольшой экзамен, который называется - испытание тройным фильтром?

- Тройным фильтром?

- Да, - продолжил Сократ. - Прежде, чем ты мне расскажешь что-либо о моем ученике, было бы неплохо, чтобы ты минутку подумал и профильтровал то, что ты собираешься мне рассказать. Первый фильтр - на Правдивость. Ты абсолютно уверен, что то, что ты собираешься мне рассказать, является абсолютной правдой?

- Нет, Сократ, я услышал об этом от одного знакомого и решил?

- Значит, - сказал Сократ, - ты точно не знаешь, правда, это или нет. Тогда давай, применим второй фильтр - на Добродетель. То, что ты собираешься мне сказать о моем ученике, - это что- нибудь хорошее?

- Нет, как раз наоборот?

- Итак, - говорит Сократ, - ты хочешь мне сказать о нем что-то плохое, но ты не уверен, правда ли это. Однако ты по прежнему можешь пройти испытание и сообщить мне эту информацию, если она пройдет через третий фильтр - на Полезность. Принесет ли мне то, что ты собираешься рассказать, какую-либо пользу?

- Скорее всего, нет?

- Таким образом, - подвел итог Сократ, - если ты собираешься рассказать мне что-то отрицательное, неправдивое и бесполезное о моем ученике, то зачем это рассказывать вообще?

- Да, Сократ, как всегда ты абсолютно прав.

Именно поэтому Сократа считали великим философом и премного за это уважали.

 

Философия Древней Греции

Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации прямо или косвенно являются продуктом древнегреческой культуры, важнейшей частью которой является философия.

Под Древней Грецией подразумевается цивилизация, которая в VII–VI вв. до н. э. включала в себя ряд рабовладельческих государств, расположенных на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии и западной береговой полосе Малой Азии и распространивших свои владения в период греческой колонизации (VIII–V вв. до н. э.) на Южную Италию и Восточную Сицилию, на юг Франции, северное побережье Африки, побережья Черного моря и черноморских проливов.

Философия в Древней Греции возникает на рубеже VII–VI вв. до н. э. Известно, что первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, чья жизнь и деятельность выпадает на VI в. до н. э.

Выделяют четыре этапа:

1) Милетский - деятельность философов Милетской школы Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (название получила по наименованию ионийского города Милет);

2)– деятельность софистов, Сократа и сократиков;

3) Классический - включает в себя философские идеи Платона и Аристотеля.

4) Философия эллинизма

1) Следует отметить, что о деятельности первых древнегреческих философов практически, за небольшим исключением, достоверных сведений не сохранилось. Так, например, о философских воззрениях философов Милетской школы, а в значительной степени и о философах второго этапа, известно, главным образом, из произведений последующих греческих и римских мыслителей и в первую очередь благодаря работам Платона и Аристотеля.

Ранняя греческая философия (7-6 вв. до н. э.) носила космический характер и явилась по сути своей первой попыткой рационального объяснения окружающего мира. Философы искали первооснову всего сущего.

Фалес Милетский началом всего считал воду, "ибо все имеет влажную основу, и семени, чтобы прорасти, необходимо влага". Утверждал, что весь мир в какой-то степени одушевлен, пронизан жизнью. Ему приписывают предсказания солнечных затмений, установление времени солнцестояния и равноденствий. Вместе и Пифагором разделяет славу первооткрывателя научной математики.

Анаксимандр первоначалом объявлял апейрон. «Апейрос» означает бессмертное, безграничное и бесконечное. Апейрон, являясь первоначалом мира, производит из самого себя все остальные явления природы. Вследствие вращения апейрона выделяются противоположные качества – влажное и сухое, холодное и теплое. Затем эти качества смешиваются между собой и возникают природные объекты: Земля (сухое и холодное), вода (влажное и холодное), воздух (влажное и теплое), огонь, (сухое и теплое). Вселенная имеет вид 3-х полых колец, наполненных огнем. Каждое кольцо имеет отверстия, сквозь которые просматривается огонь. В 1-м кольце множество отверстий – это звезды; во 2-м – 1 отверстие – Луна; в 3-м – также 1 отверстие – Солнце. В центре Вселенной находится неподвижно висящая Земля, имеющая форму цилиндра. Анаксимандр изобрёл элементарные «солнечные часы» – «гномон», построил глобус, начертил географическую карту. Все живое зародилось во влажном иле, когда-то покрывавшем землю. При его постепенном высыхании все живые существа вышли на сушу. Среди них были и некие рыбообразные существа, в чреве которых зародились люди. Когда люди выросли, то эта чешуя распалась.

Анаксимен утверждал, что все вещи происходят из воздуха путем разряжения или сгущения. Разряжаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь, — ветром, облаками, водой, землей и камнем. Земля имеет плоскую форму и висит неподвижно в центре Вселенной, поддерживаясь снизу воздухом. Небосвод движется вокруг Земли, как шапочка, поворачивающаяся вокруг головы человека.

Пифагор утверждал, что "все есть число". Все вещи в природе проявляются через гармонию, ритм, порядок. Учил о бессмертии души и посмертной миграции душ. Одним из первых предложил перейти от геоцентризма к гелиоцентризму. Вместе со своими учениками слушал музыку сфер (космоса). Он утверждал, что все небесные тела движутся по своим орбитам.

Демокрит Основатель материалистического направления в философии. (Материализм - философское учение, утверждающее извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве). Считал, что все сущее состоит из неделимых частиц - атомов (с греч. - "неделимый"), различающихся по форме, величине, расположению и пустоты. Со смертью организма, т.е. распадом атомов, погибает и душа. Земля представлялась Демокриту плоским диском, носящимся в воздухе, вокруг которого вращаются светила. Вся органическая и психическая жизнь объясняется им чисто материальными процессами.

Гераклит Первоосновой мира определил огонь как символ вечного движения. Огонь вечен, но не абсолютен. Он постоянно изменяется. Угасание огня ведет к возникновению Вселенной. Возгорание огня приводит к уничтожению мироздания. Важнейшее понятие в философии Гераклита – Логос. Логос – это некий абстрактный всемирный закон, который управляет миром и людьми, царствует во Вселенной. Суть самого Логоса раскрывается в принципах:

1) принцип борьбы и единства противоположностей; 2) принцип постоянной изменчивости (постоянно только само развитие): Все течет, все изменяется; В одну и ту же реку нельзя войти дважды; Даже солнце каждый день новое; 3) принцип относительности (одни живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают). Основоположник диалектики - учения о всеобщей связи и развитии.

2)Сократ (469-399 до н.э.) был сыном афинского каменотёса и повивальной бабки. В молодости он участвовал в нескольких военных походах и битвах и зарекомендовал себя как человек мужественный и, вместе с тем, остроумный.

От своих предшественников философов Сократ отличался тем, что его мало занимали науки о природе. Всё свое внимание он уделяет проблемам этики и политики. Как должен себя вести человек по отношению к другим людям и как наилучшим образом устроить государство? – вот два вопроса, которые занимают его мысли больше всего.

Философский метод Сократа состоит из иронии и майевтики. Сократ как правило начинает беседу с вопроса: что такое У? Это У – вещь, всем, вроде бы, хорошо знакомая, например “благо”, “красота”, “мужество” и т.д., поэтому недостатка в ответах нет. С помощью иронии (по-гречески, eironeia – притворство) Сократ, притворяясь несведущим и задавая всё новые и более трудные вопросы, мало-помалу расшатывает позиции собеседников, показывая внутренние противоречия в их речах и заставляя их усомниться в собственном знании. Когда же, наконец, они признаются в том, что запутались, и просят Сократа помочь им разрешить трудность, он опять-таки, как правило, уклоняется от прямого ответа, вместо этого прибегая к своему майевтическому (maievtike – повивальное искусство, помощь при родах) методу. Вместо поучений и наставлений Сократ с помощью множества искусно поставленных вопросов подводит собеседников к решению задачи, помогает им собственными силами найти – “родить” – истину.

Сократа считал, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.

3) Наиболее выдающимся философом классического этапа философии Древней Греции был Платон (427-347 гг. до н.э.) Платон был представителем афинской рабовладельческой аристократии. В возрасте 20 лет становится учеником Сократа. После того как Сократ был осужден, Платон покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару, после чего снова возвращается в родной город и активно принимает участие в его политической жизни. Платон впервые создает Академию. До нашего времени дошла информация о 35 философских трудах Платона, большинство из которых были изложены в форме диалога. Вершиной и основой всего он считал идеи. Основоположник идеализма (направление в философии, утверждающее первичность духа, идеи, сознания, мышления по отношению к материи, природе, физическому бытию). Материальный мир - лишь производная, тень мира идей. Лишь идеи могут быть вечными. Идеи - есть истинное бытие, а реальные вещи - это бытие кажущееся. Выше всех других идей Платон ставил идею красоты и добра. Платон признает движение, диалектику, которая является результатом конфликта бытия и небытия, т.е. идеи и материи. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает у Платона как вторичное, несущественное. Истинное познание- это познание, проникающее в мир идей- познание разумное. Процесс познания - это припоминание. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, душа бессмертна.

Другой выдающийся ученый этого периода - Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он оставил после себя 150 трудов (" Физика ", " О небе ", " Метеорология " " Политика ", " Риторика ", "Поэтика ", " Органон "). Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю. Она образует потенциальную предпосылку существования. И хотя она основа бытия, ее нельзя отождествлять с бытием или считать его основной частью. Далее следуют земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную ступень между первой материей и миром, который мы чувственно воспринимаем. Все реальные вещи являются соединением материи и образов или форм, следовательно: действительное бытие есть единство материи и формы. По Аристотелю- движение- это переход от возможного к действительности т.е. движение универсально. Основа всякого явления некая причина. Аристотель также затрагивал темы логики, противоречия, космологии, вопросы общества и государства, мораль и др. а также очень высоко ценил искусство.

4). Философы периода эллинизма главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного человека в мире.

Представители эпикуреизм а (от имени одного из основателей - Эпикура) считали, что цель жизни заключается в счастье и удовольствии. Под удовольствием однако понимались не физические излишества и наслаждения, а душевное спокойствие и отсутствие душевных страданий. Необходимо придерживаться самодисциплины, воздерживаться от страстей. Благоразумие – вот главный источник счастья.

По представлению стоиков (философская школа стоицизма, основатели - Зенон, Хрисипп) судьбу мира и отдельного человека определяет логос (мировой закон). Позиция стоиков: «не теряй мужества – худшее впереди». «В любых ситуациях, даже самых тяжёлых и трагических, опору ищи прежде всего в себе самом".

Последователи кинизма (основатели Антисфен Афинский и Диоген Синопский) главной человеческой ценностью провозглашали свободу, призывали к отказу от собственности, как пути продвижения к свободе. По их мнению, нужно силой собственного примера показать как нужно жить. Наглой роскоши богачей противопоставляли аскетическую бедность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: