Попробуем провести небольшое исследование, чтобы постараться понять, в чем же состоит своеобразие его поэзии.
1. Задание: послушайте маленькое стихотворение из ранней лирики, 1845 года:
Облаком волнистым
Пыль встает вдали,
Конный или пеший –
Не видать не зги!
Вижу: кто-то скачет
На лихом коне.
Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне!
Ответьте на вопросы:
1.Какая картина рисуется в вашем воображении?
(Вид бешеной скачки в необразимой дали куда-то уходящей дороги.)
2.Поэт, как художник, запечатлел один момент из жизни природы и человека. Но что дополняет в картине глагол 1 лица единственного числа «вижу»?
(Главный герой – человек, «я», который наблюдает эту скачку, и мы видим картину его глазами.)
3.Какие строчки самые важные в стихотворении?
(Увиденная картина ослепила яркой зримостью, заставила думать, вызвала душевное переживание, совсем иной ход мыслей: «Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне!»)
- Но давайте сопоставим маленькое стихотворение Фета со стихотворением А.С.Пушкина «Осень». Какие темы затрагивает «Осень»?
· Тема свободы внешней и внутренней
· Развитие творческого начала в человеке
· Отношение человека с природой и чувственно-предметным миром и возникающие «думы долгие».
Вывод: стихотворение А.С.Пушкина многотемно, а стихотворение Фета?
- Пушкин развертывает целую панораму природных явлений, а Фет?
Вот эпизод из «Осени», внешне близкий фетовским стихам:
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Вывод: Фет как бы из целой панорамы берет один эпизод, чтобы в связи с ним показать «думы долгие». Поэт считал, что сюжет лирического стихотворения не должен выходить «за пределы одноцентрости».
-Обратите внимание на то, как построено стихотворение. Можно ли его разделить на части?
Вывод: стихотворение построено на скрещивании двух рядов: один ряд – это картина чувственно-предметного (природного) мира, а другой – картина душевного, психологического движения. Т.Е. стихотворение двуплановое. Такое построение является характерной особенностью поэзии Фета, которую он выработал очень рано и которая прошла через все его творчество.
- Поэзия Фета насквозь суггестивна. Суггестия – лат. – внушение. Поэт очень точно умеет передать, навеять свое настроение, состояние, чувство. Сейчас вы послушаете стихотворение позднего Фета. Подумайте, о каком чувстве идет речь, хотя оно не называется.
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, чтоя молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу. 1885
(Прозвучало признание в любви.)
-Можно ли какое-то из стихотворений А.С.Пушкина сравнить со стихотворением Фета?
(«Я вас любил…»)
-Почему же нам кажется, что признание в стихотворении Фета все-таки произошло?
(В музыкальности, той нежности, которой исполнено стихотворение, в точности передачи состояния, которой обладает поэт.)
-Что заметили особенного в построении стихотворения?
(Повтор двух первых строк в конце в обратном порядке – зеркальность –создает впечатление полной завершенности.)
- В центре стихотворения – видение ночных цветов, раскрывающихся только в тишине, когда отступает суета жизни.
В последней строчке строфы видение как бы расступается, открывая метафорический образ цветущего сердца. Неслучайно здесь и слово «слышу». Слышать цветение – значит любить тайное. Умолчание в этом стихотворении становится важнее слов.
«Я тебе ничего не скажу»
То, с чем мы соприкасаемся в стихотворении «Я тебе ничего не скажу»: неуловимые движения души, мгновения в природе,- лежит на грани выразимого и невыразимого, на грани слова и музыки. Сколько философской глубины в этой маленькой миниатюре, проникнутой пониманием единства мироздания, природы и человека! Волны человеческой тревоги успокаиваются в океане «божьего мира». Сердце наше, полное смятения и боли», способно смягчиться, расцвести только в слиянии с природой. Поэтому в лирике Фета неразрывное единство – природа вокруг нас, и вместе с ней – природа души человеческой.
Скажите, до сих пор мы больше говорили о мгновенном или вечном в
стихотворениях А.Фета?
- Побудьте в роли лингвиста. Запишите толкование слова «вечность».
- Если мы обратимся к различным словарям, прочитаем:
Вечность – очень долгое время, бесконечность.
Непостижимость и неудержимость ускользающего человеческих рук времени, невозможность распоряжаться им приводила к обожествлению времени. В историческом словаре читаем: «Вечность - это одно из самых трудных (если не самое трудное) для человеческого разумения понятий, ибо является одним из свойств Бога…»
- Как А.Фету удалось соединить мгновенное и вечное? Нераздельность мгновения и бесконечности - особенность стихотворения «Ещё майская ночь…» (аудиозапись стихотворения).
- Какие картины рисует поэт? Какими чувствами они пронизаны?
- Какие средства художественной изобразительности помогают поэту в первой строфе создать картины и передать чувства?
Стихотворение начинается восклицаниями, передающими восхищение прекрасной ночью, рождающей в душе блаженство и слова благодарности земле за красоту и щедрость.
Фет олицетворяет мир природы. Зима для него – «царство льдов», «вьюг и снега», а май из него выпархивает, вылетает, подобно волшебной птице. И мы чувствуем: тепло, наступающее после зимнего холода, долгожданно, но в то же время кажется невероятным.
- Какие мысли и чувства рождает у вас вторая строфа стихотворения?
Вторая строфа начинается анафорой. Всматриваясь в космическую беспредельность, поэт поражён одухотворённостью природы, её прелестью. Земная ночь, пронизанная весенней любовной тревогой, - это частица мироздания, поэтому «звёзды …тепло и кротко в душу смотрят», дарят вдохновение и гармонию. Тревогу и волнение перед новизной, хрупкостью прекрасного весеннего мира Фет ощущает в берёзах-невестах, которые, как чуда, ждут полноты пробуждения жизненных сил и понимают, что в подвенечном уборе распустившихся листьев они будут особенно нежны и привлекательны.
- Как вы понимаете четвёртую строфу? Можем ли мы назвать Фета философом?
Четвёртая строфа начинается с обращения к ночи, с двойного отрицания, которое усиливает ощущение восторга, передаёт силу и уникальность переживаемого чувства. Звёзды – глаза ночи, небо – её лик, вызывающий чувство сладкого ожидания чего-то неизведанного, но прекрасного. Нежность поэта вызвана восторгом перед великим и необъятным, к чему оказался причастным земной человек, осознавший гармонию звёзд и полупрозрачного берёзового листа, гармонию того, что живёт миллионы лет, и того, что живёт несколько месяцев. Поэт по-новому чувствует краткость жизни человека, от этого песня ему самому кажется «невольной» и, возможно, последней. Так заканчивается стихотворение, гимн весне –торжеству жизни и гимн ночи, рождающей ощущение великой общности человека и космоса.