Работа по закреплению и обобщению знаний и умений.




Род и число имён прилагательных (повторение)

Цель: Обобщить знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам, а в единственном числе по родам.

Ход урока

Организационный момент

- Проверим готовность к уроку.

- Прикройте глазки и мысленно скажите: «Я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».

- Откройте глазки, улыбнитесь одноклассникам. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость от общения друг с другом.

Актуализация знаний.

- А начнём наш урок с проверки домашнего задания (упр.130).

Проверка знания правила с. 77.

 

Минутка чистописания.

– Прочитайте и запишите устойчивые выражения и отрывок стихотворения.

– Какой звук повторяется в них?

– Дайте характеристику звукам [б’] и [б].

– Запишите соединения с буквой «б».

 

Бродит в роще листопад

по кустам и кленам.

Скоро он заглянет в сад

золотистым звоном.

 

Без муки нет науки. Бабье лето. Беда мудрости учит.

 

 

– Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «б».

Бало́ванный, бензопрово́д, бутербро́д [тэ].

Сообщение темы урока.

Я слово ищу, необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое.

Оно уменьшительное или ласкательное,

Еще называют его … («Имя прилагательное»).

– Мы повторяем наши знания об имени прилагательном.

 

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

(Сегодня на уроке мы уточним понятия «род» и «число»; будем определять род и число имен прилагательных.)

 

Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом

Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера, сл. А. Арканова).

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд.

Оранжевые мамы

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют.

– Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? Что происходит с прилагательным «оранжевый»? С чем это связано?

(У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными.)

– Послушайте сказку «Скромные просители»
и ответьте на вопрос: с какой частью речи связаны имена прилагательные?

(Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.)

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

- А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

– Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными? В самом названии «имя прилагательное» уже содержится намек на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуясь – в роде, числе, падеже, отображают признаки предметов, явлений, обозначаемых существительными – цвет, вкус, качество и т. д.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение


У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если к нам им приложить,

То веселее станут жить:

Вот громкий стук,

Вот синий шар,

Вот сокрушительный удар,

 

Вот звонкий мяч,

Вот острый меч,

Весенний сад, родная речь.


 

– В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Работа с учебником

· Составление высказывания об имени прилагательном с опорой на схему и вопросы к ней (упр. 131).

· Составление словосочетаний путем согласования имен прилагательных, данных в скобках, с именами существительными. Запись словосочетаний, обозначение рода имен прилагательных (упр. 132).

Физкультминутка

Работа по закреплению и обобщению знаний и умений.

· Преобразование словосочетаний «имя существительное + имя существительное с предлогом или без предлога» в словосочетания «имя прилагательное + имя существительное». Запись полученных словосочетаний. Определение числа и рода имен прилагательных (упр. 133).

· Нахождение в тексте имен прилагательных, связанных с именем существительным взгляд. Аргументированный выбор имен прилагательных, связанных с именем существительным взгляд и составляющих с ним словосочетание «имя прилагательное + имя существительное» (упр. 134).

· Доказательное определение букв-орфограмм, которые следует писать в словах на месте пропусков (упр. 135)

Итог урока. Рефлексия.

- Продолжите высказывания:

· Я узнал...

· Я повторил...

· Я запомнил...

- Как изменяются имена прилагательные в форме ед. ч?

- Определяется ли род имен прилагательных в форме множественного числа?

 


Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты:

Зима снежная,

Мама нежная,

Плывёт корабль

В невиданную даль.


 

Домашнее задание. Упр. 136.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: