индивидуальными психологическими особенностями личности.




Способность общения формировать и использовать культуру.

Во многих актах общения происходит обмен информацией, новой только для участников этих актов, но в ряде речевых актов происходит нарастание информации, принципиально новой для всего общества. Такие акты общения обладают общекультурной значимостью.

Социальный аспект речевого общения включает:

статутные и ролевые различия между людьми;

общественные стандарты и требования, предъявляемые к тем или иным формам речевого поведения;

социальные различия между говорящими в их отношении к собственным и чужим моделям речевого поведения;

социальные различия между говорящими в их отношении к выбору языковых средств;

Социальную значимость речевых актов.

Психологическая природа общения. Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое явление, оно тесно связано со структурой индивидуального сознания человека. Сам процесс общения невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи. Общение как психологический феномен определяется:

общими закономерностями устройства психической системы человека и психофизиологии речи;

этнопсихическими особенностями нации;

социально-психологическими особенностями социальной группы;

индивидуальными психологическими особенностями личности.

что общение является формой психической деятельности;

общение является формой поведения человека;

общение представляет собой межличностное взаимодействие индивидов;

в общении проявляются психологические свойства личности, ее темперамент и другие психолого-типологические характеристики;

личность человека формируется в процессе общения.

Особенности общения в фармацевтическом коллективе. Слагаемые психологического климата в аптеке
В течение всей жизни фармацевтический работник обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по отношению к тому, кто научил его фармацевтическому искусству.
Фармацевтический работник должен вести себя по отношению к своим коллегам как хотел бы, чтобы они относились к нему.
Отношения в коллективе должны строиться на гуманной основе и взаимном уважении.
Все члены коллектива должны быть взаимовежливы, доброжелательны, порядочны, честны и справедливы в общении друг с другом.
Фармацевтический работник должен уважать труд и опыт каждого члена коллектива независимо от занимаемой должности, а также быть готовым бескорыстно передать свой опыт и знания.
Моральное право руководства фармацевтическими работниками даёт не административное положение, а более профессиональный уровень компетентности.

Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и неоскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Критика коллег в присутствии пациента недопустима.
Фармацевтический работник должен передавать свой опыт и знания коллегам и младшим по профессии.
Фармацевтический работник должен осуждать некомпетентных коллег и различного рода непрофессионалов, приносящих вред здоровью населения.
Фармацевтический работник несёт личную ответственность за соблюдение безупречности и незапятнанности своей профессии.
На формирование определенного социально-психологического климата оказывают влияние следующие факторы:
1. Совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу.
Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая.
Психофизиологическая связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности работников (различная выносливость членов группы, скорость мышления, особенности восприятия, внимания), что следует учитывать при распределении физических нагрузок и поручении отдельных видов работ.
Психологическая предполагает оптимальное сочетание личностных психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, что ведет к взаимопониманию.
Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов — к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам.
2. Стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия.
3. Успешный или неуспешный ход производственного процесса.
4. Применяемая шкала поощрений и наказаний.
5. Условия труда.
6. Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени.
В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным — стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.

Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника, необходимых в бизнесе: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры.
Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.
Меры формирования благоприятного социально-психологический климат:
— комплектование коллектива с учетом психологической совместимости работников. В зависимости от целей работы в коллективе надо сочетать разные типы поведения людей. Очень во многих ситуациях группа с представителями одного типа поведения окажется мало работоспособной, например, если соберутся только лица, ждущие указаний и не умеющие проявить инициативу или только любители командовать
— необходимо оптимально ограничить количество лиц, подчиненных одному руководителю (5-7 человек);
— отсутствие лишних работников и вакансий. Как недостаток, так и избыток членов группы ведет к ее неустойчивости: появляется почва для возникновения напряженности и конфликтов в связи с желанием нескольких лиц занять вакантное место и получить продвижение по работе или в связи с возникающей неравномерностью трудовой загрузки отдельных работников при наличии лишних лиц:

— служебный этикет, который начинается с внешнего вида.

На работе неуместна слишком бросающаяся в глаза, так называемая остро модная одежда, яркая косметика, обилие украшений. Но точно также неуважением к коллегам, к посетителям учреждения была бы небрежность в одежде, неаккуратность, неряшливость.
Не рекомендуется говорить за спиной человека ничего такого, что вы не могли бы сказать ему прямо.
Приветствие. Первым здоровается входящий. Кстати, если накануне создалось между ним и кем-то некое напряжение, то именно это короткое, обязательное приветствие часто помогает снять его безболезненно для самолюбия. Здороваться за руку не обязательно, а если в комнате работает несколько человек, то и не нужно.
На работе человек обязан быть корректным, не навязывать никому своих переживаний и тем более не пытаться на ком-то «сорвать зло»;
— применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (увлечение сотрудников личным примером, тренинг, деловая игра, метод убеждения и т. п.).

Использование пациентами фармацевтической службы.

Многие пациенты не ценят или не осознают потребности в профессиональной помощи при выборе ПБО, приходя в аптеку, как в магазин. Однако присутствие провизора/фармацевта принципиально отличает отдел продажи ПБО в аптеке от продажи медикаментов в аптечных киосках и супермаркетах. Именно провизор/фармацевт играет ключевую роль в консультировании пациентов по вопросам выбора ПБО и контролю - за лечением этими препаратами. Важно добиться осознания пациентами необходимости в консультации провизора/фармацевта не только при первичном выборе средства, но и при последующих покупках.

Выбор пациента обусловливают множество факторов. Большое значение имеют качество обслуживания, доступность препарата и цена. Тем не менее, пациенты считают предоставление информации по ПБО очень важной составляющей аптечного сервиса.

ольшинство пациентов считают провизора/фармацевта компетентным профессионалом в вопросах лечения различных заболеваний. Однако пациенты отмечают, что хотя провизоры и фармацевты могут ответить на вопросы, связанные с лекарствами, консультации они часто дают неохотно. Чаще это связано с дефицитом времени, реже - с отсутствием знаний по проблеме.

Основные принципы общения.

Эффективные взаимоотношения пациент - провизор возможны, если последний способен быть источником понятной информации. Провизор должен устранить барьеры в общении с пациентом, связанные с его образовательным, социально-экономическим и культурным уровнем, интересами и привычками. Кроме того, пациент должен быть уверен в строгой конфиденциальности всей обсуждаемой с провизором информации.

Невербальное общение.

Навыки невербального общения важны в процессе работы с пациентами. Язык тела - поза, выражение лица - имеет большое значение. Провизору следует обращать внимание на невербальное поведение пациента. Открытая поза - лицом к пациенту с не скрещенными руками - означает открытость, доступность и готовность общаться и слушать. Важно поддерживать приемлемую дистанцию с пациентом; провизор должен находиться достаточно близко для обеспечения конфиденциальности общения и в то же время не создавать неудобства для пациента, а также риска заразиться вирусным заболеванием для себя. Если пациент отступает или придвигается, нужно поддерживать установленную им дистанцию. Важно также поддерживать зрительный контакт и следить за выражением лица пациента во избежание отрицательных эмоций.

Невербальное общение со стороны пациента не менее важно. Если пациент принимает закрытую позу - скрещенные руки, поворот туловища от провизора - последний должен понять причину дискомфорта и постараться устранить ее. Провизор должен также оценить выражение лица пациента - нет ли проявлений тревоги, нервозности, депрессии, агрессии и таких физических симптомов, как боль.

Консультирование пациентов.

Советы пациентам по лечению ПБО - важная составляющая аптечного сервиса, предполагающая существенную роль провизора и фармацевта в первичном медицинском обслуживании. Провизор (фармацевт) должен рекомендовать ПБО, отговорить пациента от покупки препарата, если лекарственная терапия не показана, посоветовать нелекарственное лечение или направить пациента к врачу.

Эффективный опрос.

Пациент должен чувствовать, что вопросы провизора продиктованы истинным желанием оказать помощь. Для достижения сотрудничества провизор объясняет причину, по которой он задает личные вопросы.

Обычно используются два типа вопросов. Открытые вопросы типа: «Не могли бы Вы больше рассказать мне об имеющихся симптомах?» более информативны, чем вопросы предполагающие ответ «да» или «нет». Чтобы убедиться, что пациент усвоил инструкцию по применению препарата, провизор может спросить: «Расскажите мне, пожалуйста, как Вы собираетесь принимать это лекарство?»

Для обобщения полученных сведений используют вопросы, предполагающие конкретный ответ, например, «Как давно у Вас эти боли?», позволяющие собрать специфическую информацию или уточнить полученную ранее в ответ на открытый вопрос. Важно задавать за один раз только один вопрос; два или больше одновременно заданных вопроса нарушают общение.

Эффективное слушание.

Выслушивание является важным компонентом общения. Это означает, что пациент может свободно излагать проблему и быть уверенным в индивидуальном внимании провизора. Последний должен сосредоточиться на пациенте и исключить отвлекающие моменты. Провизор может уточнить детали и быть внимательным к ответам пациента на вопросы. Общение должно быть доброжелательным, можно прибегать к перефразированию слов пациента, повторению сказанного в понятных больному выражениях. Прерывание или демонстрация отсутствия интереса, неодобрения ослабляют доверие пациента и снижают готовность обсуждать проблему, а, следовательно, покупать препарат. Напротив, одобрение пациента, проявление понимания облегчают общение. Провизор должен поддержать правильные решения пациента, демонстрируя дружелюбие и интерес к его мнению.

Опрос пациента.

Консультирование пациента - основная часть обслуживания, требующая высокой профессиональной ответственности. Пациент может обратиться с жалобой, часто в виде вопроса: «Что Вы порекомендуете при..?» Либо пациент может задать конкретный вопрос: «Какой из двух препаратов Вы посоветуете?» Провизор/фармацевт должен активно вмешаться, если пациент выбрал средство, которое может быть противопоказано ему или стать источником потенциальных осложнений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: