Объекты промышленной собственности




ЛЕКЦИЯ 3 ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

3.1. Объекты промышленной собственности.

3.2. Система выдачи охранных документов.

3.3. Составление и оформление заявок на объекты промышленной собственности.

Основные понятия: промышленная собственность, изо­бретение, полезная модель, промышленный образец, селекционное достижение, топология интегральных микросхем, нераскрытая информация (ноу-хау), фирменное наименование, товарный знак, наименование места происхождения товара, указание происхождения товара.

Объекты промышленной собственности

Промышленная собственность - это правовое положение некоторых результатов интеллектуальной деятельности, име­ющих производственную направленность.

К объектам промышленной собственности в соответ­ствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь относят изобретения, полезные модели, промышленные образцы, се­лекционные достижения, топологии интегральных микросхем, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслужи­вания, географические указания, нераскрытую информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау), и другие объекты промышленной собственности и средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных законодательством [16, ст. 998].

Изобретение, согласно Закону Республики Беларусь «О па­тентах на изобретения, полезные модели, промышленные об­разцы», - это техническое решение в любой области человече­ской деятельности, относящееся к продукту (устройство, ве­щество, штамм микроорганизма и т.п.) или способу (процессу) осуществления действий над материальным объектом с помо­щью материальных средств, если оно является новым (не яв­ляется частью уровня техники), имеет изобретательский уро­вень, является образцом на следующем уровне техники и промышленно применимо [2, ст. 2].

Следовательно, основные признаки изобретения - мировая новизна, изобретательский уровень, возможность неоднократ­ного применения в промышленности, сельском хозяйстве и других сферах деятельности заявленного технического устройства или способа.

Новизна изобретения — это его неизвестность из сведений об уровне техники. Изобретение признается новым, если оно не является частью уровня техники. Это первый важный кри­терий патентоспособности.

Изобретение имеет изобретательский уровень (второе условие патентоспособности), если оно для специалиста яв­ным образом не следует из уровня техники. Под уровнем тех­ники понимаются любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения. При этом необходимо иметь в виду, что служебная, секретная и тому подобная ин­формация во внимание не принимается.

Изобретение является промышленно применимым (третий критерий патентоспособности) при возможности неоднократного использования в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других сферах деятельности.

Если установлено, что заявленное изобретение соответ­ствует условиям патентоспособности, по заявке выносится ре­шение о выдаче патента на изобретение. После уплаты заяви­телем пошлины за регистрацию и выдачу патента (размер ко­торой определен Указом Президента Республики Беларусь от 24.08.2006 № 513 «О патентных пошлинах» [10]) изобретение вносится в Государственный реестр изобретений Республики Беларусь, а заявителю, ставшему патентообладателем, направ­ляется патент на изобретение.

Сведения о выдаче патента публикуются в официальном издании Национального центра интеллектуальной собствен­ности Республики Беларусь, которым является «Афiцыйны бюлетэнь». С даты публикации сведений о выдаче патента у патентообладателя возникает исключительное право на ис­пользование изобретения.

Патент (охранный документ) на изобретение выдается патентным ведомством на 20 лет, считая с даты подачи заявки на выдачу патента на изобретение. Наличие патента означает, что никто, кроме Патентообладателя, не имеет права использо­вать соответствующий объект интеллектуальной собственно­сти. Патент на изобретение действует при условии оплаты па­тентообладателем ежегодной пошлины за поддержание патен­та в силе (это требование распространяется и на патенты на другие объекты промышленной собственности, хотя они и имеют другие сроки действия).

Полезная модель, согласно Закону Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышлен­ные образцы» - это техническое решение в любой области че­ловеческой деятельности, относящееся к устройству и являю­щееся новым и промышленно применимым [2, ст. 3].

Полезные модели сходны с изобретениями, но проигрыва­ют им по признаку изобретательского уровня. В отличие от изобретения полезной моделью может быть только техниче­ское устройство, но не технология или промышленный спо­соб. (Иногда из-за указанных выше особенностей полезную модель называют малым изобретением.)

В Беларуси установлены два условия патентоспособности полезных моделей: новизна и промышленная применимость.

Полезная модель является новой, если совокупность ее су­щественных признаков не является частью уровня техники. При этом уровень техники включает любые сведения об устройствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета полезной модели, а также сведения об их открытом примене­нии в Республике Беларусь.

Промышленно применимой полезная модель является, если она может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.

Патент на полезную модель действует в течение 5 лет с даты подачи заявки на выдачу патента на полезную модель. Этот срок может быть продлен по ходатайству патентооблада­теля, но не более чем на три года.

Преимущество патента на полезную модель - максимально упрощенная процедура выдачи патента: он выдается при выпол­нении лишь формальных требований, касающихся представле­ния документации в патентное ведомство. Экспертиза на патен­тоспособность не проводится. Но риск аннулирования патента на полезную модель несколько выше, чем в случае с патентом на изобретение, поскольку если было заявлено устройство, не обла­дающее мировой новизной, любое лицо вправе требовать анну­лирования патента на полезную модель по этому критерию.

Промышленный образец - художественное или художест­венно-конструкторское решение изделия (предмета промышлен­ного или кустарно-ремесленного производства), определяющее его внешний вид и являющееся новым и оригинальным [2, ст. 4].

Промышленный образец признается новым, если совокуп­ность его существенных признаков неизвестна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета про­мышленного образца.

Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер особенностей изделия. К существенным признакам промыш­ленного образца относят признаки, определяющие эстетические и (или) экономические особенности внешнего вида изделия, его формы и конфигурации, орнамента и сочетания цветов.

Промышленный образец как художественное или художественно-конструкторское решение внешнего вида изделий является средством, придающим изделию эстетическую при­влекательность и повышающим потребительский спрос на из­делие на рынке. Именно оригинальный внешний вид продукции или упаковки привлекает покупателей, позволяет им от­дать предпочтение товарам того или иного производителя

Европейским парламентом и Советом Европейского Союза рекомендовано странам ЕС использовать следующее опре­деление: «Промышленный образец - внешний вид всего или части изделия, получаемый, в частности, из линий, контуров, цветов, формы, текстуры и (или) материалов самого изделия и (или) его орнаментации».

Назначение патента на промышленный образец - обеспечить защиту прав законных владельцев художественно-конструктор­ских решений от несанкционированного использования (копиро­вания) другими лицами. Патент на промышленный образец, вы­данный государством, гарантирует его правовую защиту.

Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет с даты подачи заявки в патентный орган и может быть продлен не более чем на 5 лет.

В Гражданском кодексе Республики Беларусь даны опреде­ления селекционных достижений в растениеводстве и названы условия охраны прав на новые сорта растений [16, ст. 1003]. В настоящее время законодательство Республики Беларусь предусматривает охрану только сортов растений.

Селекционным достижением в растениеводстве призна­ется сорт растения, полученный искусственным путем или пу­тем отбора и имеющий один или несколько существенных признаков, которые отличают его от существующих сортов растений.

Определение сорта дано в статье 1 Закона Республики Бе­ларусь «О патентах на сорта растений» [4]:

Сорт - это группа растений, которая определяется призна­ками, характеризующими данный генотип или комбинацию генотипов, и отличается от других групп растений того же бо­танического таксона (группа растительных организмов) хотя бы одним признаком. Сорт может быть представлен несколь­кими растениями, одним растением либо одной или несколь­кими частями растения при условии, что такая часть или части могут быть использованы для воспроизводства целых расте­ний сорта [4].

Сорту растения предоставляется правовая охрана, если он обладает новизной, отличимостью, однородностью и стабиль­ностью. Основные признаки, позволяющие определить харак­терные и отличительные особенности сорта растения (морфологические, физиологические и др.), во всех случаях должны поддаваться точному описанию.

Сорт растения считается:

- новым, если на дату подачи заявки на выдачу на него па­тента посадочный или плодовый материал этого сорта не про­давался либо не передавался иным образом селекционером или его правопреемником или с их разрешения другими лица­ми для использования на территории Республики Беларусь ра­нее чем за один год до даты подачи заявки, а на территории любого иного государства - ранее чем за четыре года до даты подачи заявки;

- отличимым, если он явно отличается от любого другого сорта, существование которого к моменту подачи заявки явля­ется общеизвестным;

- общеизвестным, если заявка на выдачу охранного доку­мента на него была подана в любой стране при условии, что по ней выдан патент, предоставлено право селекционера или какая-либо схожая форма охраны либо сорт включен в офици­альный реестр сортов растений;

- однородным, если с учетом особенностей его размножения растения этого сорта достаточно однородны по своим признакам;

- стабильным, если его основные признаки остаются неиз­менными после неоднократного размножения или в конце каждого цикла размножения (в случае особого цикла).

Права на новые сорта растений охраняются при условии выдачи патента. Обладателю патента на селекционное до­стижение в растениеводстве принадлежит исключительное право на использование этого достижения в пределах, уста­новленных законодательством [4].

Действие патента на сорт растения начинается со дня реги­страции достижения в Государственном реестре охраняемых сортов растений (одновременно регистрируется наименование охраняемого сорта) и выдачи патента и продолжается в тече­ние 20 лет. Законом могут быть установлены более длитель­ные сроки действия патента для отдельных видов селекцион­ных достижений.

Перечни видов растений, сорта которых охраняются в соот­ветствии с Законом Республики Беларусь «О патентах на сорта растений», утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Топология интегральной микросхемы, согласно Закону Республики Беларусь «О правовой охране топологий интегральных микросхем», - это зафиксированное на материально носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связи между ними [5, ст. 1].

Интегральная микросхема - это микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, предназначенное для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхно­сти материала, на основе которого изготовлено изделие.

Законом определено, что правовая охрана предоставляется только для оригинальной топологической схемы для защиты топологии от копирования конкурентами.

Оригинальной признается топология, которая создана в ре­зультате творческой деятельности автора и является неизвестной автору и (или) специалистам в области разработки топологий на дату ее создания. Подтверждения оригинальности то­пологии не требуется: по закону она является оригинальной до тех пор, пока не доказано обратное.

В нашей стране правовая охрана топологии обеспечивается государством и предоставляется на основании ее регистрации в патентном органе на имя физического или юридического лица с выдачей свидетельства. Объем правовой охраны определяется совокупностью элементов и связей топологии, представленном на чертежах, фотошаблонах и фотографиях каждого слоя топологии, зафиксированной в интегральной микросхеме.

Свидетельство на топологию удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на ее использование. Исключительное право на использование топологии действует в течение 10 лет. Началом срока его действия является более ранняя документально зафиксированная дата - дата первого использования топологии или дата регистрации ее в патентном органе.

К средствам индивидуализации участников гражданского оборота, их товаров, работ и услуг относятся фирменные наименования, которые должны иметь юридические лица, являющиеся коммерческими организациями.

Фирменное наименование - это специальное наименование, являющееся частью полного или сокращенного наименования юридического лица, используемое для отличия его от других коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в тождественной или сходной области предпринимательства или в других областях деятельности.

Фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава, подлежит регистрации в Едином го­сударственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Фирменное наименование воспроизводится на печатях юридического лица. Оно может состоять из слова, со­четания слов, аббревиатуры слов, обладающих отличительными признаками и позволяющих индивидуализировать участников гражданского оборота. Фирменное наименование в отличие от товарного знака идентифицирует предприятия безотносительно к товарам и услугам, реализуемым ими на рынке. Каждое юриди­ческое лицо, ведущее зарегистрированную предприниматель­скую деятельность, имеет исключительное право на свое фир­менное наименование. Данное право не ограничено временем действия, т.е. является бессрочным, и прекращается вместе с лик­видацией предприятия. Фирменное наименование рассматрива­ется как неотчуждаемое имущественное право.

Товарный знак и знак обслуживания, согласно Закону Рес­публики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслужива­ния» - это обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц [3, ст. 1].

В качестве товарных знаков в Республике Беларусь регистри­руются обозначения, которые могут быть представлены в графи­ческой форме: словесные, включая имена собственные, буквен­ные, цифровые, изобразительные, сочетания цветов, объемные изображения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений. Товарный знак может быть заре­гистрирован в любом цвете или цветовом сочетании [3, ст. 1].

В качестве примеров охраняемых товарных знаков можно привести следующие:

-словесные, имеющие смысл (например, «Горизонт», «Ви­тязь», «Савушкин продукт», «Санта Бремор») и не имеющие смысла, т.е. словоподобные наборы букв (например, «Вим- Биль-Дан», «Делюкс»);

- изобразительные, изображающие что-то конкретное, на­пример человека, солнце, луну и звезды, или представляющие собой абстрактную композицию из шаров и полосок;

- объемны е, представляющие собой некоторую объемную форму, которая может быть стилизованным изображением ре­альных предметов, например бутылки, или абстракцией;

- комбинированные, включающие изобразительные и сло­весные, а иногда и объемные элементы.

В соответствии с законодательством некоторых стран правовую охрану могут получать обонятельные, звуковые и цветовые (например, состоящие из одного или нескольких цветов) товарные знаки.

Законом Республики Беларусь «О географических указани­ях» [6] и Гражданским кодексом Республики Беларусь [16] регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охра­ной и использованием географических указаний. Используе­мое в законодательстве понятие «географическое указание является родовым и включает такие самостоятельные понятия, как «наименование места происхождения товара» и «указание происхождения товара».

Наименование места происхождения товара это на­звание страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения това­ра, особые свойства которого исключительно или главным об­разом определяются характерными для этого географического объекта природными или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов [6, ст. 1].

Правовая охрана наименования места происхождения товара предоставляется на основании его регистрации в патентном ор­гане или в силу международных договоров Республики Беларусь и заключается в обеспечении права владельца свидетельства на зарегистрированное наименование использовать его на товарах.

Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара действует в течение десяти лет с даты подачи заявки с возможностью продления этого срока на де­сять лет неограниченное число раз.

Указанием происхождения товара является обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара[6, ст. 1].

Указание происхождения товара может быть представлено в виде названия географического объекта (например, «Сдела­но в Беларуси») или изображения, которые однозначно ассо­циируются с определенным географическим объектом — стра­ной, населенным пунктом, местностью (герб города, государ­ственный флаг, любой известный символ, который ассоцииру­ется с конкретным городом или государством).

Указание происхождения товара в соответствии с законом не подлежит государственной регистрации.

В целях обеспечения экономических и правовых основ за­щиты коммерческой тайны в Гражданском кодексе Республики Беларусь определены условия правовой охраны нераскрытой информации:

«Лицо, правомерно обладающее технической, организаци­онной или коммерческой информацией, в том числе секретами производства (ноу-хау), не известной третьим лицам (нерас­крытая информация), имеет право на защиту этой информации от незаконного использования» [16, ст. 1010].

Право на защиту нераскрытой информации возникает в случае соблюдения условий, установленных в отношении слу­жебной или коммерческой тайны [16, ст. 140]:

- информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее для третье­го лица;

- к ней нет свободного доступа на законном основании;

- обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Право на нераскрытую информацию законодательство опре­деляет через запрет на ее разглашение.

Разновидностью нераскрытой информации являются секреты производства (ноу-хау), под которыми в международной правовой практике понимаются преимущественно знания и опыт конфиденциального технического характера, имеющие коммерческую ценность. Для охраны секретов производства (ноу-хау) необходимо соблюдение всех условий, установлен­ных в отношении охраны коммерческой тайны.

Различают следующие основные формы, в которых прояв­ляется ноу-хау:

- знания технического характера (незапатентованные изо­бретения, нераскрытая часть описания запатентованных изобре­тений, формулы, рецепты, расчеты, чертежи, конкретные режи­мы выполнения технологических приемов, рекомендации по раз­мещению оборудования, предписания для производственного персонала, неохраноспособные результаты научных исследова­ний, проектные, производственные и другие секреты);

- ноу-хау управленческого характера ( рекомендации по выбору наиболее эффективных организационных структур, методов управления, разработке и применению АСУ, созда­нию; информационных сетей, функциональному взаимодей­ствию структурных звеньев организации, содержанию и рас­пределению функциональных обязанностей персонала, мето­дам организации производственных процессов и др.);

- ноу-хау в финансовой сфере (сведения о наиболее выгодных условиях использования финансовых ресурсов, в том числе денежных средств, ценных бумаг, акций, облигаций, эффективных сферах и формах осуществления инвестиционных проектов, особенностях налоговых и таможенных систем и т.п.);

- знания и опыт коммерческого характера (сведения о конъюнктуре рынка, о цене коммерческих сделок, эффективных схемах реализации продукции, наиболее предпочтительных формах рекламы, о выборе схем движения товарно-материальных ценностей, о клиентах, поставщиках, посредниках и т.п.).

Использование ноу-хау как совокупности полностью или - частично конфиденциальных знаний и опыта, включающий вышеперечисленные сведения научного, технического, yпpaвленческого, финансово-экономического и коммерческого характера, обеспечивает наиболее эффективное осуществление различных видов деятельности и дает определенные преимущества их владельцу. Научно-технический прогресс, развития техники и технологий, возрастание сложности технических и организационно-управленческих решений, обусловливают значимость ноу-хау для обеспечения производства конкуренте способных товаров и успешной реализации их на внутренней и внешних рынках.

Ноу-хау не является объектом охраны авторским либо патентным правом. Конфиденциальность информации о ноу-хау обеспечивается режимом коммерческой или служебной тайны. При этом охрана в качестве ноу-хау может не исключать, а сопутствовать получению патента.

Частью системы правовой охраны промышленной co6ственности в Республике Беларусь является защита от недобросовестной конкуренции. В нашей стране меры по защите от недобросовестной конкуренции содержатся в Гражданском кодексе Республики Беларусь [16] и Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» [7, глава 4].

В вышеназванном Законе дано определение недобросовестной конкуренции (ст. 1):

«Недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб: их деловой репутации».

Любые действия, направленные на ограничение или устра­нение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствую­щих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушаю­щие права и законные интересы потребителей, не допускаются.

В статье 14 Закона определены формы недобросовестной

конкуренции:

«1. Запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными все действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов, в том числе:

3.4. незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхожде­ния товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демон­страции экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных ма­териалах, печатных изданиях и иной документации;

3.5. введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров;

3.6. незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда ко­пирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;

3.7. введение в гражданский оборот товаров другого хозяй­ствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено дого­вором, заключенным между хозяйствующими субъектами.

Запрещаются и признаются в установленном порядке не­правомерными утверждения при осуществлении предприни­мательской деятельности, способные дискредитировать хозяй­ствующий субъект, товары или предпринимательскую дея­тельность конкурента, в том числе в результате:

-распространения хозяйствующим субъектом непосред­ственно или через других лиц в средствах массовой информа­ции, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента; распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в любой форме и любыми спо­собами заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекта как производителю товаров.

3. Запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и ме­ста изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующими субъектом товара с товаром конкурента путем распространяй хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребители при приобретении товаров или заключении сделки.

4. Запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными также действия, противоречащие требованиями настоящего Закона и иных актов законодательства о конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности в том числе:

-призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза дёйствием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить; распространение, хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами ложных заявлений и сведении о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его свойствам ему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств;

-действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, на их нарушение или расторжение, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;

- действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента и (или) его делового партнера, в том числе на получение, использование, разглашение, склонение к разглашению информации составляющей коммерческую тайну конкурента, без его согласия либо предоставление работникам конкурента различных иму­щественных и иных благ с целью склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на пред­полагающую такие блага работу» [7].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: