Руководство процессом игры.




Лекция 3.

Подвижные командные игры на уроках физической культуры в 1-3 классах. Организация и методика проведения.

Подготовка к проведению игры.

Она складывается из двух важных этапов: подготовка и составление плана проведения игры; подбор инвентаря и способов размещения игроков. Прежде чем проводить игру, следует продумать и подготовить все что для этого необходимо. В первую очередь следует разработать конспект занятий, подготовить место для игры (зал, площадка, поляна, лес), инвентарь (мячи, скакалки, мешочки, флажки, обручи и т.п.), учесть организованность и подготовленность занимающихся. Особенно важно предусмотреть удобную и быструю расстановку команд. Она должна быть такой, чтобы ход и результат игровых действий был виден всем игрокам. Правильное размещение играющих и выбор места руководителем имеет весьма существенное значение для предупреждения сложных непредвиденных ситуаций. Учет возможных ситуаций в игре - одно из условий решения образовательных и воспитательных задач в занятии. Следует создавать такие условия, которые обеспечивают соблюдение правил игры.

Основные правила игры.

К основным правилам игр относятся:

Ø начало по сигналу руководителя;

Ø очередной игрок в команде может приступить к выполнению задания только после того, как ему передадут эстафету или наступит его очередь;

Ø выполнять задание обусловленным способом;

Ø обегать ориентиры на поворотах;

Ø при уроне переносимого инвентаря (мяч, скакалка, булава и т.д.) нужно остановиться, поднять предмет, а затем продолжать движение;

Ø не мешать выполнять задание игрокам другой команды.

Показав содержание игры, руководитель напоминает основные правила и дает сигнал к началу. В играх могут принимать участие несколько команд. Для облегчения судейства руководитель привлекает помощников из числа учащихся, которые следят за правильностью выполнения действий каждым участником команд. Все игроки должны стремиться как можно быстрее и точнее выполнить игровое задание и принести своей команде победу.

Важным условием проведения игры и поддержания интереса к ней является правильное деление участников на команды с тем, чтобы они были примерно равными по силам.

В практике известны следующие способы деления участников игры на команды:

Ø лично руководителем, когда он хорошо знает силы играющих;

Ø перестроением в движении (налево по два-три-четыре);

Ø по расчету в строю на месте (игроки рассчитываются на первый

второй-третий, три команды), в зависимости от числа играющих;

Ø по выбору капитанов команд, когда играющие предварительно

сговариваются парами, а капитаны их выбирают;

Ø по назначению капитанов, которые по очереди выбирают себе игроков,

вызывая их из строя;

Ø по сформированным заранее учителем постоянным составам

команд, играющим несколько занятий подряд.

При проведении игры необходимо соблюдать следующие условия:

Ø двигательные задания выполняются каждым игроком, не пропуская ни одного;

Ø при построении в колонну впереди стоят игроки меньшего роста (желательно строить в шеренги);

Ø выполнение игровых заданий исключает различные помехи, травмы и пр.;

Ø количество мальчиков и девочек в командах должно быть одинаковым (в противном случае в команде, у которой меньшее количество играющих, наиболее сильный игрок выполняет игровое задание дважды);

Ø игра-эстафета заканчивается тогда, когда во главе колонны окажется тот же игрок, который выходил на старт первым.

Ø командам начисляются поощрительные очки за быстроту и точность завершения игры и штрафные - за допущенные неточности и ошибки.

 

Выбор водящих.

Во многих играх основным персонажем является водящий. Его активность, изобретательность часто определяют ход игры. В младшем школьном возрасте каждый стремиться быть водящим. Особенно велика роль водящего в самодеятельных играх, которые дети затевают без участия взрослых. Руководитель, организуя с детьми игру, в которой многое зависит от водящего, может назначить его сам. Водящего могут избрать играющие, при этом руководитель должен сказать им какими качествами должен обладать водящий (кто хорошо бегает, кто не пропустит мяч, кто самый ловкий и т.п.). Водящий может быть победителем предыдущей игры. В играх, где водящим может стать любой, тем более что в процессе игры он будет часто меняться, прибегают к считалке. Сам процесс считалки является для детей игрой. Считалки всегда бывают рифмовыми, иногда их придумывают сами дети, но чаще они используют те, которые специально написаны. Процедура выбора водящего считалкой не одинакова. Иногда кто-нибудь читает забавный стишок и, произнося каждое слово, указывает на участников, стоящих в кругу. Тот из детей, на кого выпадет последнее слово, идет водить. Например: «Я пойду куплю дуду! Я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди, Мы играем, ты води!» При малом количестве участников игрок, на которого пришлось последнее слово, выходит из круга, а расчет производится с начала. Считают до тех пор, пока останется один участник, который и становится водящим. Например: «Жили-были сто ребят, Сто хороших малышат, Все садились за обед, Все съедали сто котлет, А потом ложились спать, Начинай считать опять!»

Приведем еще несколько считалок: «Тара-тара-тара-ра! Вышли в поле трактора! Стали пашню боронить, Нам бежать, тебе водить!» «Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели, Сели пчелы на цветы, Мы играем, - водишь ты.

 

Как объяснить игру.

Объяснение игры проводится лишь после размещения занимающихся на исходной позиции, что облегчает лучшее понимание игры участниками и ее организацию. Объяснение игры следует сопровождать показом, чтобы у играющих не возникали лишние вопросы.

При объяснении игр всегда необходимо придерживаться следующей схемы:

Ø назвать игру (желательно указать, с какой целью она проводится) и дать название командам;

Ø объяснить и показать содержание основных двигательных действий и расположение играющих на площадке;

Ø кратко объяснить ход игры и направления движения игроков (желательно сопровождать показом);

Ø поставить перед играющими цель игры (определение победителя);

Ø объяснить основные правила игры (указать, за что будут начисляться штрафные очки).

Объяснять игру нужно кратко и ясно, с тем, чтобы вызвать к ней интерес и сосредоточить внимание играющих на точном выполнении двигательных действий, на соблюдении правил.

Инвентарь для игры.

Для многих игр нужен различный инвентарь: мячи, булавы, обручи, скакалки, эстафетные палочки, мешочки с песком, флажки разного цвета, веревки различной длины и толщины, ленточки, гимнастические палки, городки, кубики, дощечки, кольца и т.п. Несложный инвентарь, который можно частично приобрести в магазине, а большинство легко изготовить в школьных мастерских силами учащихся старших классов, родителями, шефами.

В отдельных играх некоторым участникам приходится завязывать глаза. Обычно для этого используют колпаки или повязки. Колпаки можно склеить из цветной бумаги, они должны быть такого размера, чтобы полностью закрывали лицо. Если же в играх используются повязки, то всякий раз, когда повязка переходит от одного игрока к другому, под нее подкладывают чистый лист бумаги.

Руководство процессом игры.

Обязанность руководителя - умело управлять ходом игры, вовремя ее закончить и правильно подвести итоги. Прежде всего руководитель должен комментировать процесс игры, учить (по ходу) выполнению игровых заданий (делать замечание по качеству выполнения упражнений, следить за поведением занимающихся, соблюдением правил и т.д.). Воспитание выдержки, настойчивости в достижении цели, коллективизма -

важная забота руководителя игры. Руководитель представляет максимум инициативы участникам игры и вместе с тем остается беспристрастным судьей. Игру следует проводить так, чтобы ее участники сами следили за точным выполнением правил и игровых заданий.

Регулирование физических нагрузок в игре.

Важной методической особенностью руководства игрой является ее дозирование и завершение. Изменения и регулирование нагрузки в играх проводится следующими приемами:

Ø изменением дистанции для перебежек;

Ø изменением количества повторений игровых заданий;

Ø упрощением или усложнением отдельных правил;

Ø изменением двигательных заданий;

Ø изменением размеров площадки или количества инвентаря, препятствий и т.п.

После первой попытки руководитель должен подвести краткий итог и указать, какие команды действовали правильно, кто из играющих нарушил правила, объявить команду, выигравшую первую попытку. После окончания игры нужно построить участников в колонну, дать небольшую пробежку, переходящую в ходьбу. После этого подвести итог игры.

Кроме результата проведенной игры руководителю необходимо оценивать в действиях детей следующие моменты:

Ø знание правил и умение их применять в игре;

Ø умение целесообразно действовать в зависимости от игровой ситуации;

Ø умение использовать в игре знакомые, ранее изученные

двигательные действия;

Ø творчество в игре.

Нельзя допускать проявления недисциплинированного поведения играющих (выкрики, споры, несогласие с решением и результатом и т.п.). Следует добиваться сознательного выполнения игровых правил, уважения соперника, ответственности перед коллективом за свои действия и поступки. Нужно стимулировать положительные стремления детей и не допускать проявления ложного самолюбия, превосходство над другими, зазнайство. Чрезмерное внимание и опека к отдельным ребятам позволяют им подчас поверить в свою исключительность, превосходство и непогрешимость.

 

Окончание игры.

Сигналы для начала и окончания игры могут быть звуковые (свисток, команда голосом, хлопок) и зрительные (взмах флажком, рукой). В процессе игры их лучше чередовать. В результате высокой эмоциональности, играющие не могут контролировать свое состояние, что ведет к возникновению перевозбуждения и утомления. При появлении усталости (пассивность, потеря точности, срыв в поведении и т.п.) необходимо снизить нагрузку. Завершать игру следует при появлении первых признаков снижения интереса, т.е. заканчивать игру нужно своевременно. К этому моменту все поставленные цели должны быть достигнуты. Об окончании игры желательно предупреждать игроков словами: «Последний раз!», «Осталось одно задание!» и т.п.

 

Подведение итогов игры.

При подведении итогов игры важно учитывать не только быстроту, но и качество исполнения двигательных действий. При определении результата игры большое воспитательное значение имеет четкое выявление ошибок. При этом следует приучать занимающихся, а также судей к разбору итогов игры. Это повышает сознательную дисциплину и интерес к занятиям физическими упражнениями.

Игру заканчивают организованно, с объявлением результатов, а после небольшого отдыха проводят разбор игры с выявлением ошибок и недостатков. Необходимо отметить лучших водящих и судей, обратив внимание на нарушение дисциплины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: