деятельности социальной психолого-педагогической службы




Тема. Психодиагностическая деятельность как направление

План

1. Понятие о психодиагностической деятельности как одном из

направлений практической деятельности социальной психолого-педагогической службы

2. Психодиагностическое обследование

3. Психологический диагноз

4. Сообщение результатов психодиагностического исследования

клиенту

5. Требования к итоговому заключению

6. Применение данных психодиагностического обследования в

педагогической и социальной практике


1. Понятие о психодиагностической деятельности как одном из

направлений практической деятельности социальной психолого-педагогической службы

Как известно среди основных направлений деятельности СППС

выделяют просвещение, профилактику, консультирование, диагностику,

коррекцию.

Профилактическая деятельность

Профилактическая работа – малоразработанный вид деятельности

психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками,

имеющими отношение к СППС образования.

1. Профилактическая деятельность – предполагает формирование у

педагогов, детей, родителей или лиц их заменяющих, общей

психологической культуры, желание использовать психологические знания в

работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий

для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе в виде

своевременного предупреждения нарушений в становлении личности и

интеллекта.

Профилактическая деятельность представлена 2 видами:

просветительная, превентивная.

Консультативная деятельность

Это существенное направление работы психолога. Консультации

проводятся для воспитателей, учителей, администрации учреждения,

учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми.

Обобщение опыта психологов показывает, что воспитателей и учителя

чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: причины

трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по

отдельным учебным предметам, нежелание и неумении детей учиться,

эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими

детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических

воздействий, общение детей разного возраста со сверстниками и

формирование детского коллектива, пути расширения собственных

профессиональных умений, возможности выявления и развития интересов,

способностей и склонностей учащихся, методы профориентационной работы

со школьниками.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как

готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться,

плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность,

несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или,

наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка ко

взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.

К психологу могут обращаться и сами учащиеся, главным образом по

вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками,

самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения,

культуры умственного труда и поведения и т.д.

2. Консультативная деятельность – оказание психологической помощи

педагогам, детям, родителям или лицам их заменяющим, в виде ответов на

проблемные вопросы, разрешение конфликтных ситуаций, диагностической

оценки различных сторон психики и определение дальнейших путей их

коррекции.

Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь

человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он

сможет накапливать опыт решения подобных проблем в будущем.

Коррекционная деятельность

3. Коррекционная деятельность – предполагает разработку программ

коррекции, направленных на устранение отклонений в психическом развитии

и программ психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в

экстремальных и сложных жизненных ситуациях.

Важно отметить, что психологическая коррекция осуществляется в тех

случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием

органического поражения центральной нервной системы или психического

заболевания.

Развивающая деятельность

5. Развивающая деятельность – предполагает активное воздействие

психолога на формирование личности ребенка, родителя, педагога,

определяемое ориентацией СППС на обеспечение соответствия развития

возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в

индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей.

Диагностическая деятельность

В компетенцию и обязанности психолога входит выявление

особенностей психического развития ребенка, сформированности

определенных психологических новообразований, соответствия уровня

развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных

особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др. Поэтому

именно психодиагностика, как деятельность по выявлению психологических

причин проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных детей, по

определению особенностей развития их интересов, способностей,

сформированности личностных образований, находится в центре внимания

СППС образования и имеет свою специфику.

Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуальнопсихических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем,

кто с ними работает, – учителям, воспитателям, родителям.

5. Диагностическая деятельность – психолого-педагогическое

обследование детей на протяжении их развития, выявление индивидуальных

особенностей их развития, определение причин нарушения личности и

интеллекта.

Особенности диагностической работы в практической психологии

Психодиагностика в системе СППС образования имеет свои

принципиальные особенности.

1. Отличие научно-исследовательской психодиагностики и научнопрактической в том, что задача первой, – установить определенные

закономерности психического развития, а второй, – ответить на конкретный

вопрос, выявить причину конкретного психического явления. При этом

диагностика причин – это не самоцель, она всегда подчинена главной

задаче – разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей

ребенка, преодолению трудностей и нарушений в развитии.

2. Психодиагностика в образовательном учреждении тесно связана с

педагогической проблематикой. Определяя психодиагностику как психологопедагогическую выделяют ее основные задачи:

–контроль динамики психического развития детей, обучающихся и

воспитывающихся в образовательном учреждении, и коррекцию развития с

целью создания оптимальных возможностей и условий развития для слабых

и сильных учащихся, подтягивание их на более высокий уровень, а также

установления правильного направления развития детей, обнаруживающих

особые способности;

–сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем

воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их

развивающей функции.

3. Специфика психодиагностики еще и в том, что мы не можем ее

принять в традиционном понимании как «дисциплину о методах

классификации и ранжирования людей по психологическим и

психофизиологическим признакам». Перед практическим психологом стоит

задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает

сложный мир знаний, социальных отношений с другими и самого себя, как

происходит развитие индивидуальности конкретного ребенка. В основе

практической психодиагностики – целостное изучение личности ребенка в ее

взаимодействии с окружающей средой.

Научный анализ проблем и обобщение опыта работы практических

психологов показывает, что в рамках СППС образования речь не может идти

отдельно о диагностике, отдельно о развитии или коррекции. Здесь должно

существовать единство диагностико-коррекционного, диагностикоразвивающего направлений работы.

Психолог не просто ставит диагноз и разрабатывает программу

дальнейшего развития тех или иных сторон личности, способностей

учащегося, но и следит за выполнением данных им рекомендаций и в

значительной мере сам осуществляет часть коррекционной и развивающей

работы.

В диагностике необходимо умение выделять психологическую

проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от

ближайшего окружения и самих детей, проанализировать эту информацию и

сформулировать вывод.

С учетом представленной информации можно предположить

определенную последовательность или этапы осуществления диагностикоразвивающей, диагностико-коррекционной деятельности.

Этапы осуществления диагностико-развивающей, диагностикокоррекционной деятельности

1) изучение практического запроса;

2) формулировка психологической проблемы;

3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;

4) выбор метода исследования;

5) использование метода;

6) формулировка психологического диагноза, которая должна

обязательно содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка, причем

прогноз в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет проведена

своевременная работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно

проведено не будет;

7) разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или

развивающей работы с учащимися;

8) осуществление этой программы, контроль за ее выполнением.

2. Психодиагностическое обследование

Психодиагностическое обследование – это деятельность психолога,

конечным результатом которой является психологический диагноз. Эта

деятельность включает в себя следующие этапы:

1. Предварительная подготовка.

- Различение клиента и заказчика.

- Формулирование цели обследования. Сложности формулирования

у заказчика.

- Заключение соглашения.

- Организация и стандартизация условий: помещение, столы, ручки,

размножение бланков, время, равные условия для нескольких групп. -

отсутствие шумов, музыки, посторонних.

- Хранение результатов. Подбор методик. Обработка результатов.

2. Установление контакта и мотивация испытуемых.

- Атмосфера дружелюбия и деловитости, создание у испытуемого

серьезного и ответственного отношения к работе. Держаться естественно и

непринужденно, отвечать на все вопросы, не впадать в менторский тон и не

превращать дружелюбие в панибратство.

- Мотивация может быть разной, основная цель – заинтересовать

испытуемых тестированием. Гарантия конфиденциальности при

необходимости.

- Максимально полная инструкция. Писать на доске. Отсекать

лишние вопросы («спросите потом»).

- Требование к личностно-профессиональным качествам

психодиагноста: умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие и

добиваться искренности в ответах.

3. Сбор данных в соответствии с задачей исследование (собсбвенно

обследование).

4. Обработка, интерпретация и анализ данных. Диагноз и прогноз.

Рекомендации.

5. Представление результата. Форма представления в соответствии с

задачей исследования. От справки до отчета. Особенности написания

заключения.

Проблемы, возникающие при планировании психодиагностического

обследования

Любое психодиагностическое обследование не является для психолога

самоцелью. Психологическая деятельность всегда включена в широкий круг

профессиональных задач и поэтому знания, полученные в процессе

диагностики не должны оказываться бесполезными или просто интересными.

Основная проблема, с которой сталкивается психолог, заключается в

правильном планировании этого обследования, причем планирование

должно учитывать задачи и реальные условия их выполнения.

При планировании психодиагностического обследования необходимо

ответить на ряд вопросов.

Вопросы, от решения которых зависит планирование обследования

1. Для чего нужно проводить обследование (что может дать это

обследование).

2. Какое знание должно быть получено в результате проведенного

обследования. Под словом «какое» скрывается глубина знания.

3. Как нужно диагностировать. Это вопрос о выборе средств и методов

диагностики. Ответ на этот вопрос связан с факторами, определяющими

включение методик в программу обследования.

Факторы, определяющие включение методик в программу обследования

1. Направленность методики на диагностику именно тех особенностей,

в изучении которых заинтересован диагност (предмет диагностики).

2. Качество психометрических показателей: валидности и надежности.

3. Пригодность методики для работы с конкретным контингентом и в

конкретных условиях.

4. Трудоемкость в плане затрат на подготовку, проведение, обработку и

интерпретацию результатов.

5. Уровень квалификации исследователя и вспомогательного персонала.

Требования к программе психодиагностического обследования

В системе комплексной психодиагностики особое внимание уделяется

проблеме создания программы методик.

1. Программа методик должна быть узкоспециализированной (т.е.

направленной на решение конкретной задачи), но разносторонней, т.е.

направленной на объективное измерение состояния индивида (или группы) в

конкретный момент.

2.Программа методик должна состоять из следующих элементов:

–инструкции для испытуемого;

–содержания самого теста или группы тестов;

–ключа к расшифровке полученных результатов;

–инструкции по интерпретации результатов тестирования;

–методику обучения для тестолога или специалиста-смежника;

3. Критерии. При подборе методик в программу, в первую очередь,

необходимо выбрать критерии, по которым можно судить об эффективности

обследования. Можно выбрать несколько нетрудоемких методик, адекватных

избранным исходным критериям.

4. Для исследования конкретного индивида часто приходится изменять

не только состав методик в психодиагностической программе, но и

корректировать методику проведения самого теста или разрабатывать новый.

Нужно проверить эту новую методику на валиность, надежность и т.д.

Таким образом, выбор программы обследования (оптимально от 4 до 5

тестов) определяется целями и задачами, учитывается интеллектуальный

уровень развития испытуемого, его психические состояния и отношение

испытуемого к самому процессу тестирования. Для решения

узкоспециальной задачи программа состоит из 4-5 методик.

При комплектовании методик в программу следует учесть последующий

эффект применения методик. Не следует на первых этапах применять

методики высокой степени открытости т.к. это вызывает негативизм у

клиента и срабатывают механизмы психологической защиты. Необходимо

постепенное наращивание глубины диалога с испытуемым, укрепление

доверия и установления обратной связи.

Требования к соотношению методик в программе обследования

Очень сложной проблемой является соотношение стандартизированных

измерительных методик и экспертных (клинических) техник обследования.

Для правильного решения этой проблемы нужно представлять себе

преимущества или недостатки тех или иных техник в конкретной ситуации.

От соотношения методик в программе обследования зависит

эффективность результатов обследования.

Необходимо подбирать методики таким образом, чтобы:

1. Получить возможность глубокой качественной интерпретации

результатов.

2.Получить возможность количественной обработки полученных

данных.

Поэтому в программу обследования должны включаться

стандартизированные измерительные методики, которые дают возможность

получить информацию о клиенте достаточно быстро и не требуют высокой

квалификации психолога. С другой стороны, незаменимыми являются

клинические методы, которые особенно хороши при индивидуальном

взаимодействии с клиентом.

Планирование организационного обеспечения обследования

Завершающий этап планирования психодиагностического обследования

связан с решением технических вопросов проведения обследования.

–какой инструментарий будет использован;

–есть ли он в наличии;

–можно ли его размножить (бланки);

–есть ли помещение и подходит ли оно;

–есть ли достаточно времени;

–подготовка выборки;

–составление четкой программы.

Таким образом, необходимо провести работу по размножению

стимульного материала и бланков для обследования, подготовить помещение

для проведения обследования, подготовить технические средства,

оборудование, если они необходимы для проведения обследования,

составить расписание проведения обследования. Оно должно быть удобным

для клиента и для диагноста.

3. Психологический диагноз

Психологический диагноз – конечный результат деятельности

психолога, направленный на описание и выяснение сущности

индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их

актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки

рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет психологического диагноза – установление индивидуальнопсихологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом

психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом

отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в

поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Л.С. Выготский выделял три уровня диагноза:

1. Диагноз симптоматический (эмпирический). Ограничивается

констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании

которых делаются практические выводы, исследователь лишен возможности

указать на их причины и место в структуре личности. Л.С. Выготский

отмечает, что такой диагноз не является собственно научным, ибо

установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

2. Этиологический диагноз. Учитывает наличие не только определенных

особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

3. Высший уровень – типологический диагноз. Он заключается в

определении места и значения полученных данных в целостной,

динамической картине личности с учетом ее сложной структуры.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л.С. Выготскому,

содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении

настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что

на основе прошлого и настоящего намечается путь развития».

Л.С. Выготский рекомендовал разбивать прогноз на отдельные периоды и

прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Также выделяют два типа диагноза:

1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо

признака. Данные испытуемого можно соотнести с какой-нибудь нормой

(например при определении патологии развития) или с критерием.

2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы

испытуемых по шкале выраженности тех или иных качеств. Для этого

требуется проведение сравнений получаемых диагностических данных

внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени

представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого,

среднего и низкого уровня развития изучаемых особенностей путем

соотнесения с критерием.

Развернутый психологический диагноз предполагает:

1) изучение общего уровня психического развития человека;

2) исследование сбалансированности личностной структуры, а также

преобладание в ней тех или иных психологических особенностей;

3) выявление осознаваемых или неосознаваемых психологических

проблем;

4) выяснение субъективного отношения личности к переживаемым

проблемам;

5) оценку общего адаптационного потенциала, на который могла бы

опереться позитивная психологическая коррекция или психотерапия.

4. Сообщение результатов психодиагностического исследования

клиенту

Психодиагностика пытается ответить на три вопроса:

- Что происходит?

- Чем это вызвано?

- Что будет дальше?

Психолог должен подготовить клиента к восприятию

психодиагностической информации, установив с ним контакт и уточнив

задачу взаимодействия. При решении психодиагностической задачи психолог

четко ориентируется на ее содержание и адекватность восприятия этого

содержания клиентом.

При передаче психологической информации психодиагност стремится

получить от клиента обратную связь, по содержанию которой он определяет

отношение клиента к информации и к нему самому как источнику

информации. С этой целью психодиагност может попросить клиента

повторить переданную ему информацию или задать прямой вопрос о том,

насколько понятна информация.

Одним из главных моментов передачи психодиагностической информации

является ее безоценочность. Для этого психолог проводит предварительную

беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать ему различие задачи

социальной или этической и задачи психологической, которую решает

психодиагност.

Одной из форм сообщения результатов психодиагностического

обследования являются психометрические данные, выраженные в

определенных баллах, шкалах и других метрических величинах. В этом

случае индивидуальные результаты клиента можно представить как точку на

шкале возможных результатов. Т.о., клиент получает критерии оценки своих

результатов, полученных психодиагностом по методике, оценочные действия

он может провести сам.

В большинстве случаев пользователи психологической информации

склонны к ее оценке. Для психолога важно сформировать адекватное

восприятие информации. Например, можно ввести контекст возрастной или

индивидуальной нормы психического развития. Сделать все, чтобы увести

клиента от самостоятельной интерпретации психодиагностической

информации. В ином случае необходимо узнать как он это делает. Особенно

необходимо контролировать распространение психодиагностической

информации среди детей и подростков и не распространять среди них

оценочную психологическую информацию.

Итак, основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу

психологической информации:

- сообщать информацию, а не оценивать ее;

- сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени ее

понимания клиентом.

Этические принципы интерпретации результатов теста:

- не формируй ненужных ожиданий;

- говори с человеком на его языке;

- не утверждай того, в чем не уверен;

- говори только так, чтобы тебя поняли однозначно; не оставляй клиенту

никаких поводов для неправильного домысливания.

5. Требования к итоговому заключению

Письменное (или устное) заключение является конечным этапом

психодиагностики. В содержание заключения включают все доступные

диагносту данные, как тестовые, так и другие (из других источников).

Принципы составления заключения (А. Анастази)

1. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических установок

и специализации диагноста. Поэтому они не имеют единой стандартной

формы и правила написания. Важно, чтобы оно соответствовало интересам,

потребностям и уровню полготовки тех, кто его получит. Например, учителя

предпочитают заключения с конкретными рекомендациями, а психиатрам

нравятся заключения с объяснением основных данных, но без конкретных

рекомендаций. В заключении, рассчитанном на специалистов и людей

несведущих, должна приводиться краткая аннотация содержательного

характера, а потом даваться более подробное описание конкретных данных.

2. В содержании заключения должна быть обозначена цель

диагностического исследования: входило ли в задачу дать какие-то

конкретные рекомендации, или же требовалась простая консультация.

3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается

рекомендация относительно программ обучения, типа лечения, выбора

профессии и т.п.

4. Заключение эффективно, если в нм отражены отличительные

свойства конкретного индивида, т.е. черты, результаты обследовании

которых были или значительно ниже, или значительно выше средних

показателе. Т.е. заключение должно относиться только к данному человеку, а

не к людям, чей возраст, пол, образование, социально-экономический

уровень и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого.

5. Содержание заключения состоит из интерпретации данных и

выводов; записи тестов и другие данные могут прилагаться отдельнодля

иллюстрации или пояснения подхода.

6. Всякая описательная оценка действий индивида и сама система

оценок должны быть четкими. Является ли оценка критериальноориентированной или нормо-ориентированной, обязательно указывается, с

какими нормами сравниваются показатели индивида.

Каждое заключение обычно составляется как ответ на поставленный

заказчиком вопрос.

Примерный алгоритм заключения

1. Описание проблем, жалоб индивида (например, на состояние

умственной работоспособности, памяти, внимания, утомляемости).

2. Описание плана и программы диагностики.

3. Краткое описание специфики работы испытуемого с методиками

(уровень сопротивления, защитные реакции, заинтересованность в

исследовании, критичность в самооценке). Чем сохраннее личность, тем

обычно глубже выражена эмоциональная реакция на диагностику в целом.

Безучастное отношение к факту тестирования наблюдается при глубокой

депрессии и существенных отклонениях от нормы.

4. Ответ на конкретный вопрос заказчика. Эта часть заключения

излагается в виде отдельных положений, доказывающих или опровергающих

исходную гипотезу, и иллюстрируется данными тестирования.

5. В конце заключения резюмируются наиболее важные данные,

полученные при тестировании. Резюме ни в коем случае не должно

содержать суждение о диагнозе, т.к. психотерапевтический диагноз может

быть лишь итогом общего клинического изучения субъекта.

Существует 3 вида психологических заключений.

Виды психологических заключений

1.Описательное заключение – содержит описание личности без

определения направленности, соответствует психологической

характеристике.

2.Оценочное заключение – в соответствии с заданными критериями

психолог выражает в нем свое профессиональное отношение к личности

обследуемого.

3.Консультативное заключение – на основании анализа личности

обследуемого предлагаются рекомендации, направленные на коррекцию или

развитие его личности.

В зависимости от характера деятельности практического психолога его

заключение по результатам диагностического обследования имеет свою

специфику (в области психологии труда, в области клинической

психодиагностики и т.д.).

6. Применение данных психодиагностического обследования в

педагогической и социальной практике

Психологическая диагностика – прикладная отрасль психологии,

поэтому диагност, применяя свои методы, способствует решению тех

практических задач, которые возникают в разных сферах жизнедеятельности

человека.

Использование психодиагностики в целях оптимизации

обучения и воспитания.

Использование психодиагностики в медицинских учреждениях.

Использование психодиагностики в психологическом

консультировании.

Использование психодиагностики для решения проблем, относящихся к

сфере трудовой деятельности.

Использование психодиагностики в судебно-психологической

экспертизе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: