ГЛАВА 3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЯ
Действия предпринимателя по поиску, оценке и внедрению инноваций начинаются с обоснования предпринимательской идеи, с представления образа будущего предприятия с учетом передовых направлений развития науки, техники, технологии, организации и управления. Цикл действий предпринимателя включает следующие элементы:
Предпринимательская идея → Инновационный замысел → Инвестиционный проект → Бизнес-план предпринимательского (инвестиционного) проекта → Реализация предпринимательского (инвестиционного) проекта.
Все эти элементы реализуются в логической последовательности и каждый из них представляет собой достаточно широкий набор процедур. В общем виде этапы предпринимательского проекта представлены ниже (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Этапы формирования и реализации предпринимательского проекта
Предпринимательская идея и ее выбор
Известная фраза Генри Форда гласит, что успех предпринимательства включает три элемента: наличие перспективной идеи, рынка сбыта и капитала. При этом приоритетна идея, так как рынки сбыта нового товара можно сформировать, а капитал найти и у внешних инвесторов.
Предпринимательская идея возникает исходя из анализа и оценки проблемы в развитии предприятия, его конкурентоспособности и конкурентных позиций реализуемой продукции и услуг, финансовых возможностей и качественного состава используемых ресурсов, эффективности работы предприятия. Конкуренция и конкурентная среда стимулируют инновационную активность предприятия, формируют у его руководства предпринимательские идеи.
Общая структура элементов внутренней и внешней среды предприятия, требующих оценки для обоснования предпринимательской идеи, представлена на рис. 3.2. При оценке проблем предприятия, а также элементов внутренней и внешней среды необходимо придерживаться следующих принципов:
• каждый элемент среды является открытой экономической подсистемой, поэтому надо оценивать их не изолированно (каждый элемент отдельно), но во взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимоподдержке элементов;
• каждый элемент внутренней среды может развиваться автономно, в том числе и на инновационной основе, что необходимо для локализации проблем и их решения;
• уровень управляемости элементов, в том числе по применению инноваций, различен, что предполагает дифференциацию механизма, мер и мероприятий по элементам и направлениям инновационных преобразований.
Системный и комплексный подходы к определению структурнологической модели преобразования предприятия на инновационной основе предопределяют систематизацию проблем, их ранжирование, выделение наиболее значимой проблемы, которая и будет в определенной мере отражаться в предпринимательской идее.
Рис. 3.2. Внутренняя и внешняя среда предприятия
Выбор предпринимательской идеи базируется кроме систематизации проблем в развитии предприятия на знании современных новаций, на ресурсных возможностях предприятия и условиях их обновления и увеличения, ситуации на рынке с учетом типа рынка, его емкости, конъюнктуры, действий конкурентов. Поэтому первоначальная задача – определить, в какой предметной области будут осуществляться новации. По предметному содержанию новации классифицируются следующим образом (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Классификация новаций по предметному содержанию
При выборе предмета и вида новации следует понимать, что изменение только в каком-то одном направлении деятельности предприятия дает, как показывает практика, незначительный эффект. Поэтому необходимо выделить приоритетные проблемы, подобрать для их решения инновации с учетом их взаимоподдержки и комплексности (например, изменение технологии производства продукции и услуг сопровождается изменением трудовых ресурсов, их качественного состава, совершенствованием системы управления).
Каждая предпринимательская структура сталкивается с проблемой поиска инноваций, их оценки с точки зрения перспективности и эффективности применения, формирования условий их реализации.
Эта задача решается через предпринимательскую идею, которая формирует и проблемы, и инновации, и пути развития на основе нововведений.
Выбор инновации. Упрощенная схема обоснования предпринимательской идеи предполагает: определение проблем развития предприятия → выделение наиболее ключевых проблем → поиск и оценку инноваций (предварительная) → инновационная идея → возможные пути ее реализации → предпринимательская идея.
Эта упрощенная схема выбора предпринимательской идеи на практике достаточно сложна, так как связана с высоким риском неопределенности результатов, с желанием предпринимателя минимизировать риск и обеспечить получение высокого предпринимательского дохода.
При обосновании предпринимательской идеи следует иметь в виду, что инновационность может охватывать как предприятие в целом, так и отдельные сферы его деятельности. Инновационность может иметь ту или иную направленность:
• совершенствование уже выпускающихся продуктов и применяемых технологий;
• создание и освоение новых продуктов и процессов;
• повышение качественного уровня технико-технологической базы предприятия;
• повышение эффективности использования кадрового и информационного потенциала предприятия;
• совершенствование организации и управления инновационной деятельностью;
• модернизацию ресурсной базы;
• достижение на внутреннем и внешнем рынке конкурентных преимуществ инновационного продукта в сравнении с продуктами аналогичного назначения.
Из этого перечня наиболее характерных направлений инновационных преобразований выбирается и обосновывается предпринимательская идея, наиболее адекватно решающая проблему развития предприятия.
Характер и масштабы инноваций в предпринимательской идее оцениваются исходя из следующих критериев:
• перспективности идеи с точки зрения формирования конкурентоспособности предприятия и повышения эффективности его деятельности;
• возможности реализации идеи исходя из ресурсных ограничений и их качественных характеристик;
• готовности рынка принять новый товар (услугу) и соответствия потребительских свойств покупательскому ожиданию (возможность и условия формирования спроса, переключение спроса на новый товар, услугу);
• уровня себестоимости конечной продукции, который должен быть ниже аналогов в сопоставимых качественных характеристиках;
• сбалансированности риска и возможной прибыльности новых направлений и условий деятельности.
Из всего набора предпринимательских идей выбирается одна, на основе которой затем и формируется инновационная цель предпринимательского проекта. Выбор идеи и цели помимо объективных оценок сопровождается и субъективными суждениями. И здесь немаловажную роль играет личность лидера-предпринимателя: насколько он готов рисковать, какова его рабочая команда по достижению инновационной цели.
Форма представления предпринимательской идеи может быть различной. В то же время в ее обоснование целесообразно включить:
• анализ проблем развития предприятия в настоящем и будущем;
• оценку конкурентных позиций реализуемых товаров и услуг;
• основные инновационные направления и их оценку, в том числе с точки зрения реализуемости в данном предприятии;
• уточнение миссии и цели предприятия на перспективу и роль инноваций в их достижении;
• оценку возможностей преобразований на предприятии, их перспективность и эффективность;
• определение предпринимательской инновационной цели и решаемых задач;
• уточнение предпринимательской цели и ее структурирование по элементам и задачам.
Как документ предпринимательская идея может рассматриваться высшим руководством предприятия, и, если получает одобрение, на ее основе формируется предпринимательский замысел.