Мотивация деятельности
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Функция мотивации персонала
2.Функция мотивации персонала
3.Система мотивации персонала
4.Теория мотивации персонала
5.Методы мотивации персонала
Функция мотивации персонала
Мотивация персонала – это система методов и подходов, нацеленная на повышение производительности труда персонала сотрудников и организационной эффективности.
Она может быть реализована через определенный набор материальных и нематериальных стимулов, применяемых в отношении сотрудника со стороны менеджмента компании.
При помощи различных способов повышения мотивации персонала также привлекаются и удерживаются ценные талантливые кадры и ключевые сотрудники организации.
Разработкой эффективной системы мотивации персонала обычно занимается департамент по управлению персоналом совместно с руководством компании.
Понятие мотивация персонала вбирает в себя комплекс действий, нацеленный на удовлетворение внутренних ценностей, стремлений и потребностей человека, с целью повышения его профессиональной эффективности и инициативности, желания трудиться, а также стремления к самосовершенствованию своего профессионального и управленческого уровня. В широком смысле слова термин “мотивация” означает побуждение к чему-либо. В таком понимании это понятие является краеугольным камнем не только многих теорий мотивации персонала, но и теорий по лидерству и менеджменту.
Функция мотивации персонала
В ходе разработки системы управления персоналом каждая компания самостоятельно выбирает адекватные методы, которые мотивируют весь коллектив к достижению стратегических целей. Большинство теорий по мотивации персонала утверждает, что мотивированный сотрудник в большей степени получает удовольствие и испытывает радость от работы. Его уровень заинтересованности в успехе бизнеса и отдача на работе существенно выше.
Высокую мотивацию сотрудников невозможно достичь какими-либо насильственными способами. Это сложный процесс, включающий много мероприятий, в том числе:
· активное обучение персонала;
· профессиональное и личностное развитие;
· карьерное продвижение персонала;
· постоянный мониторинг и оценку работы сотрудников;
· адекватную систему оплаты и вознаграждения сотрудников;
· создание комфортных условий труда
· вовлеченности сотрудников в процессы принятия решений.
Таким образом функция мотивации персонала тесно взаимосвязанна с аспектами аттестации и оценки персонала, обучения и развития, оплаты и вознаграждения.
Система мотивации персонала
Любая система мотивации персонала состоит из двух основных компонентов:
Ø материальных форм мотивации;
Ø нематериальных форм мотивации.
В управлении персоналом вопрос признания успехов и поощрение сотрудников – непростой и требующий постоянного учета выполненных задач и контроля качества труда, а также изучения и анализа возникновения и развития мотивов поведения сотрудников.
Поэтому для руководства компании крайне важно выработать или выбрать верную систему мотивации подчинённых, которая бы отвечала нуждам сотрудников и финансовым возможностям предприятия.
Материальная мотивация — как правило, предусматривает вознаграждение работников в денежной форме и может включать в себя следующие элементы:
· базовую систему оплаты труда;
· систему начисления бонусов и премий;
· различные социальные выплаты;
· выплаты при потере трудоспособности и работы,
· страхование жизни и здоровья сотрудника,
· оплата сверхурочной работы, отпусков
· дополнительные выплаты в виде социального пакета (оплата добровольного медицинского страхования, спортивным мероприятий, обучения).
Нематериальная мотивация не предполагает прямых денежных выплат, но включает мероприятия, при которых сотрудник получает эмоциональные выгоды и общественное признание собственных достоинств.
· Формами нематериального поощрения сотрудников будут мероприятия:
· улучшение рабочего настроения и чувства вовлеченности,
· поднятие самооценки
· удовлетворения от выполняемой работы
· повышение командного духа
· поощрение коллектива через совместное времяпровождение (тимбилдинги, корпоративные праздники и традиции).
На мотивацию сотрудников любой организации действуют многочисленные факторы как внутренние, существующие внутри самой организации, так и внешние, связанные с ситуацией в отрасли, бизнесе и рынке труда.
Работники ведут себя под действием этих факторов самыми разными способами, иногда подтверждая своим непредсказуемым поведением важнейшую мысль, что «люди все разные, и мотивы их действий просчитать достаточно сложно”.
В этом заключается самый сложный аспект управления мотивацией. Как выстроить систему мотивации таким образом, чтобы она отвечала нуждам и запросам сотрудников, чьи ожидания по определению будут разнообразными и изменчивыми.
Управлением мотивацией персонала в организации занимается в первую очередь руководство — от линейных менеджеров до топ менеджмента. Грамотные руководители, занимающиеся правильной организаций управления мотивацией персонала, должны осознавать, что в широком смысле система мотивации должна решать три основные задачи:
Ø привлечение и удержание нужных сотрудников
Ø минимизация текучки ключевого персонала;
Ø постоянное повышение эффективности труда;
Ø создание нужного уровня лояльности сотрудников в отношении организации.