Системы смазки и суфлирования.
Общие сведения о системе смазки двигателя
Система смазки двигателя выполняет следующие функции:
§ уменьшает силы трения между трущимися поверхностями и механический износ деталей;
§ уменьшает затраты мощности на преодоление сил трения;
§ обеспечивает отвод тепла от трущихся поверхностей;
§ выносит из зазоров между трущимися поверхностями продукты износа деталей;
§ предотвращает коррозию деталей.
Масляная система двигателя ТВ2-117А - автономная, циркуляционная, одноконтурная, замкнутая, под давлением.
Основные данные масляной системы:
Емкость маслосистемы | 16 л |
Количество масла, заливаемого в маслобак | 8...10 л |
Расход масла | не более 0,5 л/ч |
Прокачка масла через двигатель на номинальном режиме работы при температуре масла 70...80 °С | 15...19 л/мин |
Давление масла: | |
на малом газе | не менее 2 кгс/см2 |
на остальных режимах | 3...4 кгс/см2 |
Температура масла на выходе из двигателя: | |
минимальная для выхода на режиме выше малого газа | 30 °С |
минимальная для длительной работы на крейсерских режимах и выше | 70 °С |
рекомендуемая | 90...100 °С |
максимальная | 125 °С |
Масляная система двигателя условно разделяется на внешнюю и внутреннюю.
К внешней маслосистеме относятся все агрегаты и элементы, установленные на вертолете (маслобак, расширительный (суфлерный) бачок, воздушно-масляный радиатор, система трубопроводов и блок сливных кранов).
Внутренняя маслосистема двигателя состоит из верхнего масляного агрегата, нижнего масляного агрегата, системы трубопроводов, каналов и масляных форсунок.
В маслосистеме двигателя используется синтетическое масло Б-3В (ЛЗ-240 и импортные аналоги) с кинематической вязкостью при 100 °С не менее 5 сСт.
Принцип работы системы смазки двигателя
При работе двигателя масло из маслобака поступает на вход к нагнетающему насосу верхнего маслоагрегата. Выходящее из нагнетающего насоса масло частично перепускается через редукционный клапан, отрегулированный на давление 3,5 ± 0,5 кгс/см2, обратно на вход в насос, а остальная часть — в полость сетчатого фильтра (0,063 мм).
После фильтра масло проходит запорный клапан и идет по двум направлениям:
o по внутренним каналам в корпусе верхнего маслоагрегата и через жиклер, расположенный на фланце крепления маслоагрегата, - к коробке приводов на смазку и охлаждение деталей коробки, центрального привода и роликового подшипника передней опоры ротора компрессора;
o по внешнему трубопроводу - на смазку и охлаждение деталей опор турбокомпрессора, свободной турбины, деталей главного привода и привода регулятора оборотов свободной турбины.
Отработанное масло после смазки деталей коробки приводов откачивается откачивающим насосом верхнего маслоагрегата в общую откачивающую магистраль нижнего маслоагрегата.
Отработанное масло от всех и зубчатых передач двигателя самотеком сливается в откачивающие насосы нижнего маслоагрегата. Масло, откачиваемое всеми насосами откачки, в канале нижнего маслоагрегата объединяется в единый поток и, пройдя клапан с термометром, по внешнему трубопроводу направляется в маслорадиатор через сигнализатор стружки СС-78-2. Из радиатора охлажденное масло поступает в маслобак.
Верхний масляный агрегат
Верхний масляный агрегат служит для подачи очищенного масла в нагнетающую магистраль маслосистемы двигателя, а также для откачки масла из полости коробки приводов. Установлен агрегат на заднем фланце коробки приводов.
Верхний масляный агрегат состоит из корпуса с крышкой, нагнетающего и откачивающего масляных насосов, сетчатого фильтра с запорным клапаном, редукционного клапана и сетчатого фильтра редукционного клапана.
Основные технические данные маслоагрегата:
Тип | шестеренчатый |
Количество ступеней | 2 (одна нагнетающая, другая откачивающая) |
Производительность на номинальном режиме работы при температуре 90—100° С: | |
нагнетающей ступени | 32 л/мин |
откачивающей ступени | 16 л/мин |
Размер ячеек сетки фильтрующих элементов | 0,063 мм |
Нижний масляный агрегат
Нижний масляный агрегат служит для откачки отработанного и нагретого масла из всех опор роторов двигателя, центрального и главного приводов и подачи его через воздушно-масляный радиатор в маслобак двигателя. Установлен агрегат на корпусе первой опоры двигателя внизу.
Нижний масляный агрегат состоит из разъемного корпуса с крышкой, ведущего и ведомых зубчатых колес откачивающих ступеней верхнего и нижнего рядов, двухступенчатого редуктора, выходного штуцера, запорного клапана, сливного крана и штуцеров подвода масла из опор.
Пять откачивающих ступеней нижнего маслоагрегата расположены в два ряда: три ступени в верхнем ряду и две - в нижнем. Три ступени верхнего ряда образованы четырьмя зубчатыми колесами, а две ступени нижнего ряда - тремя зубчатыми колесами. Внутренние зубчатые колеса являются рабочими элементами одновременно для двух соседних ступеней.
Основные технические данные маслоагрегата:
· Тип............................................... шестеренчатый
· Количество ступеней................. 5 (все откачивающие)
· Общая производительность...... не менее 108 л/мин
Система суфлирования двигателя
Система суфлирования служит для обеспечения надежной работы воздушно-масляных уплотнений, сообщая воздушно-масляные полости двигателя с атмосферой и тем самым предупреждая выброс масла через уплотнения в газовоздушный тракт при повышении давления в этих полостях.
Давление в масляных полостях при работе двигателя может повышаться вследствие нагрева воздуха и масла, а также вследствие прорыва воздуха и газа из газовоздушного тракта во внутрь масляных полостей через уплотнения.
Суфлирование полостей опор двигателя осуществляется двумя способами:
§ Суфлирование предмасляных полостей непосредственно в атмосферу. Предмасляные полости второй и третьей опор двигателя, в которые может прорываться воздух и газ под повышенным давлением, суфлируются в атмосферу через каналы в корпусах и наружные трубки с выводом их к срезу выхлопного устройства (для сжигания просочившегося масла). В трубках установлены диафрагмы (жиклеры), обеспечивающие перепад давлений между масляными и предмасляными полостями в пределах 0,05...0.3 кгс/см2.
§ Суфлированием масляных полостей через центробежный суфлер. Масляные полости IV, V-й опор и масляная полость главного привода через каналы в корпусах и наружные трубки суфлируются через приводной центробежный суфлер. Воздух, очищенный в суфлере от масла, выводится за борт вертолета. Масляные полости первой опоры и центрального привода сообщаются с атмосферой через откачивающую ступень нижнего маслоагрегата, маслорадиатор, маслобак и расширительный бачок.