Пояснительная записка
Учиться плавать должны все независимо от возраста. Детей следует как можно раньше приучать к воде, чтобы им нравилось купаться и чтобы они не боялись воды.
Плавание – это такой вид спорта, которым можно заниматься в любом возрасте и с любыми физическими данными. Занятия плаванием приносят огромную пользу для здоровья и доставляют много удовольствия.
Плавание также незаменимое средство для создания «мышечного корсета». Регулярные занятия способствуют уменьшению лишних жировых отложений, что положительно отражается на осанке ребенка. Во время погружения в воду создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечнососудистой системы в целом. Занятия плаванием – лучшая тренировка дыхательной системы. Также плавание способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов.
Синхронное плавание – один из основных видов водного спорта. По характерному признаку синхронное плавание – художественный вид спорта, т.е. вид, изначально нацеленный на создание зрелищности и пластической выразительности спортивных состязаний. Этот вид спорта обладает всеми достоинствами, присущими художественным видам спорта - красочностью выступлений, органичностью исполняемых движений, сочетанием силы и грации, возможностями совершенствования физической и эстетической культуры человека.
Синхронное плавание – один из видов спорта включающих в себя элементы художественной гимнастики, хореографии и плавания, развивающий гибкость, формирующий правильную осанку.
Занятия по синхронному плаванию развивают правильное дыхание, воспитывают чувство красоты и ритма движений, детского коллективизма.
Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения в музыке, формирует художественный вкус.
Синхронное плавание достаточно сложно для дошкольников, поэтому я использую только его основные элементы.
Для достижения результатов в синхронном плавании необходимо развивать плавательные навыки, умение действовать слаженно, проявлять творчество в преобразовании и украшении программы.
Цель и задачи
Цель программы - обучение детей элементам синхронного плавания.
Задачи:
· формировать физические качества: координацию, гибкость, быстроту, выносливость, силу;
· развивать умение соединять различные виды передвижений в двигательную мелодию;
· развивать умение ориентироваться в пространстве (в воде);
· развивать детское творчество.
Основные принципы
· Принцип дифференцированного подхода к детям.
· Принцип индивидуализации процесса обучения.
· Принцип преемственности ДОУ и семьи в вопросах обучения детей плаванию и закаливания.
· Принцип доступности и постепенности (осваивание навыков плавания от простого к сложному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей).
· Принцип систематичности (учитывая индивидуальные возможности).
· Принцип сознательности и активности.
· Принцип наглядности.
Методы и приемы
· показ, разучивание, имитация упражнений;
· использование средств наглядности;
· исправление ошибок;
· подвижные игры на суше и в воде, а также другие игровые приемы;
· индивидуальная страховка и помощь;
· круговая тренировка;
· оценка (самооценка) двигательных действий;
· соревновательный эффект;
· контрольные задания.
В процессе освоения нового материала методы и приёмы работы направлены на то, чтобы:
· максимально сконцентрировать внимание детей;
· вызвать интерес к новой композиции;
· активизировать детей с учётом индивидуальных способностей.
Сроки реализации программы –1 год. Содержание программы ориентировано на группу детей в количестве 12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 29 занятий в году.
Ожидаемый результат
· Формирование: координации, гибкости, пластичности, художественно-эстетического вкуса.
· Воспитание коллективизма посредством выработки навыков синхронного выполнения упражнений, действий в команде.
· Воспитание самостоятельности, выносливости, волевых качеств.
· Овладение детьми умением ориентироваться в пространстве.
· Развитие творческих способностей.
Учебно-тематический план на первый год обучения
Таблица 1
№ п/п | Виды занятий | теория | практика | кол-во занятий | |
1. | Вводное | - | |||
2. | Сюжетно-игровые | ||||
3. | Синхронное плавание с предметами | ||||
4. | Синхронное плавание без предметов | ||||
Итого |
Содержание практических занятий
Занятия в зале
1. Общая физическая подготовка. В качестве средств ОФП используются все виды общеразвивающих упражнений с собственным весом и с отягощениями, элементы гимнастики, акробатики, хореографии.
2. Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция, интервал. Виды строя в одну и две шеренги, в колонну по одному, по два. Перестроения.
3. Общеразвивающие упражнения. Упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища, ног.
4. Упражнения с предметами (с мячами, гимнастическими палками, обручами, лентами, скакалками). Броски, ловля руками.
5. Упражнения на снарядах. На гимнастической скамейке: ходьба, перешагивание, сгибание и разгибание рук, поднимания ног и наклоны туловища, прыжки со скамейки и т.д.
6. Подвижные игры: «Салки», «Гонка с мячом», «Подвижная цель», эстафеты.
Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных навыков, а именно:
1. Развитие гибкости и подвижности плечевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах и суставах позвоночного столба.
2. Специальные упражнения для развития ловкости (координации движений).
3. Имитационные упражнения: основные позиции синхронного плавания, специальные гребки (стандартный, обратный, каноэ, опорный гребок и т.д.)
4. Отработка произвольных композиций.
Акробатика: группировка в приседе, лежа на спине. Кувырки: вперед, назад. Перекат вперед, в сторону, гимнастический мост.
Художественная гимнастика: ходьба: на носках, мягкий, перекатный, приставной шаг. Прыжки: на двух ногах, на одной, ноги врозь, сгибание ног вперед, прогнувшись. Равновесие: стойка на носках, на одной ноге с различными положениями рук.
Занятия в воде
1. Согласование дыхания с движениями.
2. Лежание на воде: упражнения «Медуза», «Поплавок», «Звездочка».
3. Имитационная работа ногами кролем сидя на бортике; лежа на бортике на животе, свесив ноги в воду; у бортика бассейна, взявшись за него руками.
4. Скольжение на спине, на груди.
5. Упражнения с предметами (с мячами, гимнастическими палками, обручами).
6. Отработка техники различных способов плавания (кроль, брасс, дельфин).
7. Отработка произвольных композиций.
Игры в воде
На занятиях плаванием обязательно используются игры на воде.
Игры на воде содействуют:
· повышению интереса детей к повторению знакомых упражнений;
· повышению эмоциональности и уменьшению монотонности занятий;
· совершенствованию плавательных умений и навыков;
· совершенствованию моральных и волевых качеств;
· выработке и умению взаимодействовать в коллективе;
· воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи.
Виды игр: с сюжетом, игры с соревновательными элементами, командные, групповые.
На занятиях используются игры:
· Преодоление сопротивления воды: «Кто выше», «Невод», «Переправа», «Море волнуется» и т.д.
· На погружение с головой: «Кто быстрее спрячется под водой», «Поезд в тоннель», «Сядь на дно», «Достань игрушку со дна», «Проныры в обруч» и т.д.
· Игры на всплывание: «Поплавок», «Медуза», «Кто лежа на спине быстрее перевернется на грудь» и т.д.
· Игры с выдохом в воду: «Водолазы», «Ванька-встанька», «Поезд», «Качели», «Котлы».
· С открыванием глаз в воде: «Морской бой», «Достань клад», «Смотри внимательно».
· Игры со скольжением: «Кто дальше проскользит», «Стрела», «Торпеды», «Фонтан», «Эстафета», «Кто сделает меньше гребков».
· Игры с прыжками в воду: «Кто дальше прыгнет», «Каскад», «Эстафета».
· Игры с мячом: «Борьба за мяч», «Мяч по кругу», «Волейбол в воде», «Салки с мячом», «Мяч своему тренеру», «Гонки мячей», Водное поло.
· Развлечения: «Чехарда», «Кто перетянет», «Слушай сигнал», «Гусеница», «Летающий дельфин».
· Игры-соревнования: «Веселые старты на воде», эстафетное плавание.
Перспективный план работы кружка «Русалочки» по обучению детей элементам синхронного плавания
Таблица 2
Месяц | Неделя | Цели и задачи |
Октябрь | 2 неделя | Правила поведения на занятиях кружка. Значение синхронного плавания для здоровья. |
3 неделя | Проверка навыков детей. Задержка дыхания. | |
4 неделя | Разучивание новых движений, использование при этом элементов «медузы», «цепочки». «Поплавок» - с единым шнуром. | |
Ноябрь | 2 неделя | Формирование у детей представлений о конкретном рисунке «Танца русалок» под муз. Джо Дассена «Et Si N`existais Pas» |
3 неделя | Обучение свободному ориентированию в чаше бассейна, умелому распределению рисунков по всей поверхности бассейна. Закрепление движений танца. | |
4 неделя | Закрепление навыков всплывания и лежания на воде, выдоха в воду сериями. Обучение детей плавному выполнению перестроения из одного рисунка в другой кратчайшим путем. Синхронное выполнение «Танца русалочек». | |
Декабрь | 1 неделя | Формирование у детей представлений о конкретном рисунке « Танца русалочек-недомерочек » под муз Georgeo Moroder «Love Theme from Flash Dance». |
2 неделя | Обучение детей самостоятельному составлению рисунков на воде с использованием разных пособий. Закрепление движений танца. | |
3 неделя | Формирование у детей четких представлений о своей роли в каждом рисунке, обучение быстрому реагированию на звуковой сигнал, музыку | |
4 неделя | Обучение детей взаимозаменяемости, роли ведущего в рисунках на воде, оказанию посильной помощи товарищам. Синхронное выполнение «Танца русалочек-недомерочек». | |
Январь | 2 неделя | Игры и развлечения на воде в каникулярное время. |
3 неделя | Формирование у детей представлений о конкретном рисунке «Танца светящихся рыбок» под муз. R. Claudermann «Romeo & Juliet». | |
4 неделя | Обучение детей плавному слиянию движений с музыкальным сопровождением. Закрепление движений танца. | |
Февраль | 1 неделя | Синхронное выполнение «Танца светящихся рыбок» под муз. R. Claudermann «Romeo & Juliet». |
2 неделя | Формирование у детей представлений о конкретном рисунке «Танца морских водорослей» под муз. «Волшебный мир превращений» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». | |
3 неделя | Формирование у детей знаний о значении синхронного плавания для здоровья. Закрепление движений танца. | |
4 неделя | Обучение свободному ориентированию в чаше бассейна, умелому распределению рисунков по всей поверхности бассейна. Синхронное выполнение «Танца морских водорослей». | |
Март | 1 неделя | Формирование у детей представлений о конкретном рисунке«Танца цветов» на муз. «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» |
2 неделя | Формирование у детей ответственного отношения к выполнению движений. Закрепление движений танца. | |
3 неделя | Формирование понятий, что рисунки на воде – коллективная работа. | |
4 неделя | Обучение детей плавному слиянию движений с музыкальным сопровождением. Синхронное выполнение «Танца цветов» на муз. «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» | |
Апрель | 1неделя | Формирование у детей представлений о конкретном рисунке «Танца Рыбок». |
2 неделя | Закрепление плавных переходов от одного рисунка к другому, не мешая товарищу. Закрепление движений танца. | |
3 неделя | Совершенствование длительной задержки дыхания. | |
4 неделя | Совершенствование навыков хорошо слышать, видеть и быстро ориентироваться под водой. Синхронное выполнений «Танца рыбок». | |
Май | 1 неделя | Открытые просмотры и участие детей с рисунками на воде в праздниках. |
2 неделя | Совершенствование выступлений студии, их отработка и длительное пребывание на поверхности воды. | |
3 неделя | Знакомство с другими спортивными играми на воде. Формирование дружеских отношений. | |
4 неделя | Срезы нормативов по задержке дыхания, навыков в выполнении разнообразных движений на воде. |
Методическое обеспечение
1. Плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне».
2. Иллюстрации с изображением водных видов спорта.
3. Картинки с изображением морских животных.
4. Картинки, схемы, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.
5. Картотека видеоматериалов для теоретических занятий.
6. Фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого плавания».
7. Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.
8. Комплексы дыхательных упражнений.
9. Комплексы упражнений с элементами аквааэробики и синхронного плавания.
10. Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.