Анализ стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву».




3.1. Сообщение о П.Я. Чаадаеве.

Пётр Я́ковлевич Чаада́ев (1794—1856) — русский философ и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России.

Родился в старинной зажиточной дворянской семье Чаадаевых, по материнской линии внук академика, историка М. М. Щербатова, автора 7-томного издания «Истории Российской от древнейших времен». Рано остался сиротой — его отец умер на следующий год после его рождения, а мать через три года. Его и старшего брата Михаила, совсем маленьких, забрала из Нижегородской губернии в Москву тётка — княжна Анна Михайловна Щербатова, у неё они и жили в Москве. Опекуном Чаадаевых стал их дядя — князь Д. М. Щербатов, в доме которого Чаадаев получил свое образование.

Чаадаев был весьма известной личностью в обществе. По воспоминаниям современников, что он является «неоспоримо (…) и без всякого сравнения самым видным (…) и самым блистательным из всех молодых людей в Петербурге». Его дружбы искали и ею гордились. В 1819 году Пушкин сравнивает с ним Евгения Онегина, желая характеризовать своего героя как настоящего дЕнди: «Второй Чадаев, мой Евгений…».

В 1829—1831 П.Я.Чаадаев создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.

3.. Чтение стихотворения. «К Чаадаеву»

3.4. Выявление первоначальных впечатлений.

- Выпишите слова, в которых заключаются главные мысли послания.

Любви, надежды, тихой славы, обман, туман, власть роковая, отчизна, вольность святая, свобода, честь, прекрасные порывы, Россия вспрянет, звезда пленительного счастья, на обломках самовластья.

3.5. Стихотворный размер.

- Каким размером написано стихотворение?

Четырехстопный ямб.

3.6. Слово учителя.

Жанр стихотворения - дружеское послание.

Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. Оно рассчитано на широкий круг читателей.

3.7. Выразительное чтение первых 4 стихов.

- Какому лирическому жанру созвучна интонация этих строчек?

- Как в литературоведении называется стихотворение с печальными интонациями?

Элегия.

- Какой образ создан в этих строчках?

Образ разочарованного, утратившего иллюзии человека.

- В чем разочаровался лирический герой?

Герой не верит в любовь, в возможность безмятежного счастья, утратил надежду. Эти понятия названы «забавой», «обманом», подобные утреннему туману.

3.8. Слово учителя.

Слово «слава» у Пушкина обычно связывается с идеями военной опасности, героизма. В данном случае слово «тихий» означает «мирный». Пушкинский словарь дает одно из значений слова тихий: «лишенный тревог, спокойный, безмятежный». Первая строка в целом рисует идеал мирной, идиллической жизни.

- Какое значение приобретает слово «нежил» в контексте фрагмента?

Мечты о «тихой» славе, любви «нежили», т.е. берегли, оставляли в неведении, ограждали от реальности.

 

- Какой смысл придают фразе слова, принадлежащие к «высокой» лексике?

Они подчеркивают стремление истинных патриотов к высокому служению родине.

- Почему Пушкин называет вольность «святой»?

Свобода и духовная чистота — для поэта близкие по значению понятия, являющиеся высшей нравственной ценностью.

3.10. Слово учителя.

В пушкинскую эпоху три главные христианские добродетели «Вера, Надежда и Любовь» нерасторжимы. Упомянув в первой строке стихотворения любовь и надежду, Пушкин явно ожидал, что в сознании читателя возникнет и слово «вера», но заменил его «тихой славой». Далее он сконцентрировал ряд слов, производных от «веры»: «верь», «верный», или же семантически близких к нему: «святая». Таким образом, свободе был придан признак высшей нравственной ценности.

3.11. Выразительное чтение учащимися фрагмента стихотворения от слов «Пока свободою горим...» до слов «Напишут наши имена».

- Какова интонация этих строчек?

Сроки - прямой призыв к борьбе. Пушкин призывает сохранить надежду на будущее освобождение России.

3.12. Слово учителя.

Слово «свобода» также наделено для поэта особым значением. Истинная свобода мысли, свобода духа: «Иди, куда влечет тебя свободный ум» («Поэту»). Свободу духа дает просвещение, поэтому Пушкин ценит просветительскую деятельность власти: «Самодержавною рукой // Он (Петр) смело сеял просвещенье». Внутренняя свобода — это не «мятежный дух», не дух отрицания, но дух созидания. Однако, по мысли поэта, человек и сам должен стремиться к свободе, к раскрепощению духа, к «плодам просвещения», в противном случае он превращается в раба: «Беда стране, где раб и льстец // Одни приближены к престолу» («Друзьям»). Духовное рабство для Пушкина есть грех, заслуживающий, быть может, снисхождения, но остающийся тем не менее грехом («Свободы сеятель пустынный...»).

Честь — нравственный долг человека перед самим собой. Тот, кто солжет, предаст или струсит, теряет честь. В пушкинскую эпоху считалось, что честь даже важнее жизни и, потеряв честь, человек не имеет права жить.

- Какое значение имеет фраза звезда пленительного счастья?

Звезда пленительного счастья для Пушкина — это просвещенная демократическая Россия — государство свободного духа и незыблемой законности, правовое государство.

- Что должно произойти, чтобы справедливость восторжествовала?

Крепость самовластья (своеволия, произвола, деспотизма) должна быть разрушена.

4.Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

4.1. Сообщение о восстании декабристов.

Восста́ние декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года.

В первой четверти 19 в. в России зародилась революционная идеология, носителями которой были декабристы. Разочаровавшаяся в политике Александра I часть прогрессивного дворянства решила покончить с причинами отсталости России.

Познакомившееся с политическими движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало, что основой отсталости Российского государства является крепостное право.

В феврале 1816 г. в Петербурге возникло первое тайное политическое общество, целью которого было уничтожение крепостного права и принятие конституции. В его состав входили 28 членов (А.Н.Муравьев, С.И. и М.И.Муравьевы-Апостолы, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушкин, П.И.Пестель и др.)

В 1818 г. в Москве была создана организация «Союз благоденствия», которая насчитывала 200 членов и имела управы в других городах.

В марте 1821 г. на Украине возникло Южное общество во главе с П.И.Пестелем, который был автором программного документа «Русская Правда».

В Петербурге по инициативе Н.М.Муравьева было создано «Северное общество».

Началась подготовка к вооруженному восстанию.

Смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к более активным действиям. Было решено в день принесения присяги новому царю Николаю I осуществить захват монарха и Сената и принудить их к введению в России конституционного строя.

Политическим руководителем восстания избрали князя Трубецкого, который в последний момент отказался от участия в восстании.

 

Утром 14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь вышел Лейб-гвардии Московский полк. К нему присоединились Гвардейский морской экипаж и Лейб-гвардии гренадерский полк. Всего собралось около 3 тысяч человек.

Однако Николай I, уведомленный о готовящемся заговоре, заранее принял присягу Сената и, стянув верные ему войска, окружил восставших. После переговоров Николай I приказал применить артиллерию. Восстание в Петербурге было разгромлено.

По делу декабристов было привлечено 579 человек. Признаны виновными 287. Пятерым вынесен и приведен в исполнение смертный приговор (К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, П.Г.Каховский М.П.Бестужев-Рюмин, С.И.Муравьев-Апостол). 120 человек были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение.

Причинами поражения восстания декабристов явились несогласованность действий, отсутствие поддержки со стороны всех слоев общества, которое не было готово к радикальным преобразованиям. Это выступление было первым открытым протестом и грозным предупреждением самодержавию о необходимости коренного переустройства российского общества.

4.3. Чтение стихотворения «Во глубине сибирских руд…»

- Какова интонация стихотворения?

Интонация эмоционально приподнятая и одновременно задушевно лирическая.

- Каким чувством проникнуто стихотворение?

4.5. Лексическая работа: терпенье.

- В каком значении употреблено слово терпенье в данной строфе?

Слово «терпенье» здесь употреблено не в смысле примирения с существующим положением вещей, не в смысле смирения. Пушкин говорит о гордом терпении, подразумевая при этом стойкость, мужество, сопротивление.

- Что, по мысли поэта, должно придать силы декабристам?

Не упасть духом, хранить гордое терпенье они смогут, сознавая, что их «...скорбный труд// И дум высокое стремление» не пропадет.

- Какое значение имеет словосочетание скорбный труд?

4.6. Лексическая работа: скорбный.

4.7. Выразительное чтение учащимися второй строфы.

- Какое время называет «желанной порой» поэт?

«Желанная пора» — время освобождения декабристов.

4.8. Слово учителя.

Высказывания Пушкина последекабрьского периода свидетельствуют том, что после поражения восстания декабристов он разуверился в возможности изменить существующий общественно-политический строй революционным путем. «Желанная пора» — освобождение декабристов — должна наступить не в результате вооруженного переворота, а по приказанию царя.

4.9. Выразительное чтение учащимися третьего четверостишия.

- Кикой эпитет повторяется дважды в стихотворении?

Эпитет «мрачный».

4.10. Лексическая работа: мрачный.

- В каком значении употреблено слово?

- Какой смысл заключен в словосочетании «свободный глас»?

Новый царь заявил, что освобождает поэта от цензуры. Освобождение кажется поэту залогом будущего освобождения декабристов.

4.11. Выразительное чтение учащимся четвертого четверостишия.

- Какие настроения, господствовавшие в общественной жизни, нашли отражение в стихотворении А.С. Пушкина?

Послание Пушкина не только выражение его личного отношения к декабристам. Оно явилось отражением настроений оппозиционных слоев передового русского общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: