Тема 3.Культура Древнего Египта.




Первые государства в долине Нила возникли в конце 4 тыс. до н.э. В начале 3 тыс. до н.э были объединены в централизованную деспотию. К этому времени были созданы величайшие произведения изобразительного искусства, архитектуры, письменности. Вырабатывались способы изображения и изобразительные средства, благодаря которым был воссоздан сложный и величавый образ человека, отражено богатство мифологических представлений. История культуры Египта делится на пять больших периодов: 1.Додинастический период (4 тыс. до н.э); 2.Древнее царство (30-23 вв.до н.э); 3.Среднее царство (21-18 вв до н.э.); 4.Новое царство (16-11 вв. до н.э.); 5.Поздний период (11 в.-332 г. до н.э.). В додинастический период происходит распад родовых общин, образуются номы, враждующие между собой, происходит объединение в Северное и Южное царства. Каждый ном и мел своего покровителя – крокодила, ибиса (что отражало тотемические представления). Устанавливаются правила изображения людей и животных в скульптуре и живописи. Значительность фараона подчеркивается размерами его изображения, превосходящими других людей. Широкие плечи разворачиваются в фас, ноги и голова с остальными чертами – в профиль. Композиция рельефа – горизонтальными полосами, содержание воспроизводится со строгой последовательностью. Для системы древнеегипетского канона с его твердой фиксацией пропорциональных отношений, ритмических сочетаний. Начиная с 3 тыс. до н.э. – расцвет искусства, отражающего культ неограниченной власти фараона. Сложная мифологическая система. Верховный бог – Ра (Солнце), фараон, объявляющий себя сыном Ра. Умерший фараон отождествлялся с Осирисом, богом земли. (В его основе - представления об умирающих и воскресающих силах природы). Считали, что он научил людей искусствам и ремеслам.Сет, его братвоплощение зла. Убил Осириса, Исида воскресила, но не вернулся, стал богом (царем) в стране мертвых. Религия – сложное напластование верований возникших в разное время и в разных местах. Свыше 4 тыс. богов и богинь (только половине поклонялись все). Монолатризм или генотеизм (можно молиться одному богу) не равнозначен политеизму. Бог Ра – самый почитаемый. Бог Тот (бог Луны) изобрел письменность, научил счету. Птах – покровитель искусств, воды, почвы, мирового разума. Снабдил творца элементами для творения мира. Осирис – бог плодородия, растительности, мертвых. Основал общественную жизнь, дал закон, научил строить города. Исида олицетворяет верность, супружескую преданность. Покровительница материнства Гор – сын Исиды и Осириса - символизирует торжество добра и победу над злом. Сет - бог зла, пустыни и суховея, покровитель чужеземных стран и врагов Египта. Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел настолько яркого и законченного выражения.Верили в бессмертие души. Смерть – лишь переход в иной, сверхчувственный мир. Считали, что человек состоит из 3 элементовтела, «ка»- двойник и ангел-хранитель, проводник на том свете и «ба» – душа человека, изображалась в виде птицы с человеческой головой. Тело бальзамировали, пропитывая соляными растворами, снабжали пищей. Статуи как бы заменяли собой умершего, чтобы душа могла соединиться с двойником. В период среднего царства магические надписи появляются даже на стенах саркофагов, принадлежащих людям среднего достатка. Молитвы и заклинания писались не только на стенах саркофагов, но и на свитках папирусов, образуя «Книгу мертвых». Книг таких много –большинство найдено в Фиванских гробницах. В 4 тыс. до н.э. возводились мастабы (арабск. скамья.) – прямоугольное сооружение, верх плоский, стены наклонены к центру. Внутреннее строение – из десятков помещений, располагающихся под землей. Функции – кладовые. Умершего хоронили в небольшой комнате, на дне глубоких шахт. В жертвенной комнате – подарки для покойного, еда, вино. С 3 тыс. до н.э. возводились пирамиды. Грандиозность, устремленность ввысь. Наиболее значительны - пирамида Пирамида Джосера в Саккара (28 в. До н.э., зодчий Имхотеп),62м. Одно из «семи чудес» света- пирамида Хуфу(Хеопса), Хафра(Хефрена) и Менкаура (Микерина)- 27в до н.э. в Гизе. В ансамбль в Гигевходит большой Сфинкс. Смешение человеческого и звериного не отталкивает – благородство, спокойствие, созерцательность. Статуи Мемнона (40 веков назад воздвигнуты, отнесены греками к 7 чудесам света.).1-из цельной глыбы песчаника, 2- из 5 кусков. По легенде, с закатом Солнца издавала печальные звуки. Наиболее грандиозна – пирамида Хеопса- высота 147м, длина стороны – 233м. Тысячи людей 10 лет строили дорогу для подвоза каменных плит,25 лет – саму пирамиду.2, 3 млн. блоков весом от 2,5 до 30т. Внутри небольшая камера – саркофаг. Частично из глыб известняка, частично – из кирпича из нильского ила. Промежутки между уступами заполнены кусками полированного камня или мрамора. Росписи на стенах – чистота линий, сочные, чистые цвета. Золотисто-оранжевый, оранжево-красный, бирюзовый, зеленый, синий. Соблюдались строгие каноны. Нет фиолетового, бурого, голубоватый или сероватый фон, 7 цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, коричневый). Нельзя смешивать краски. Лицо мужчины- красным, женщины- бледно-желтым. Голова везде в профиль, глаз впереди, пальцы, кроме большого, – одной длины, стул с 2 ножками, храм – с одной стороны. Фараон больше всех. В эпоху среднего царства Египет распался на ряд областей. В 21 в. до н.э. правители Фив объединили почти весь Храмы в Карнаке и Луксоре Каждый правитель пристраивал новые храмы, поэтому Египет,. Крупный храмовый ансамбль- усыпальница – храм Ментухотепа I в Дэйр-эль-Бахари (21в.до н.э.) на западном берегу Нила около Фив. Особое значение приобрели колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворцов. Нововведение – пилоны – две мощных башни с узким проходом посередине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм (Этот прием стал каноническим). Наряду с божественными, стали устанавливать фигуры фараонов. Усилилась объемная моделировка черт лица, раскрывающая более серьезный внутренний мир.- голова Сенусерта III, его сына Аменхотепа III. Более разнообразными стали рельефы, например, рельеф в гробнице номарха Среднего царства Сенби в Меире, где изображены сцены охоты. В росписях строгие композиции стали заменяться более свободно сгрупированными сценами, краски стали нежнее и прозрачнее. В Новое царство после изгнания гиксосов Египет превратился в могущественную державу. Устанавливаются единые государственные и религиозные культы .Зодчеству свойственна декоративная изысканность, пышность. Храмовое строительство было посвящено богу Амону, храмы располагались вдоль Нила по продольной оси. Храм представлял собой прямоугольник, делившийся на 3 части: открытый двор, обнесенный колоннами, колонный зал и святилище. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, по сторонам обрамленная сфинксами или священными овнами. Аллея сфинксов вела к пилону, перед которым возвышались обелиски и статуи фараонов. В ФивахХрамы в Карнаке и Луксоре –большой зал 5. 5 тыс. кв.м, 134 колонны.2 обелиска во дворе высотой 30 м и весом 1тыс. т. В Карнаке и Луксоре каждый правитель пристраивал новые храмы, поэтому комплексы превратились в гигантские храмовые города с аллеями, площадями, колоннами и храмами. Колонны имели мощные капители и напоминали гигантские цветы и бутоны лотоса и папируса. Гробницы строились в тайниках скалистых ущелий, а храмыу подножия гор. Близ Фив выстроен заупокойный храм царицы Хатшепсут (начало 15 в) – грандиозный ансамбль, как бы врастающий в толщу скал. Рельефы и росписи изображали мчащиеся колесницы, коней, несущихся галопом, иноземных послов, путешествия. Появились мягкие очертания, эластичные линии, округлость в обрисовке тел. Более пластичной становится скульптура. В конце 14 столетия – период Амарны – вершина в развитии египетского реалистического искусства. Реформы Аменхотепа IV. Ложным объявлены все старые боги, новое единое божество – само Солнце- Атон. Сменил имя на Эхнатон («дух Атона»), перенес столицу в Ахетатон («небосклон Атона»)- совр. Тель-Эль-Амарна. В литературу был введен разговорный язык, на нем писали даже гимны. Лучшие произведения искусства этого периода отличаются человечностью, полны внутреннего обаяния, овеяны подлинным дыханием жизни. В храмах отсутствовали колонные залы, жертвы приносили в огромных открытых дворах. Высокие достижения в области скульптуры- портреты Эхнатона и его жены Нефертити. выполнены в рельефе и в пластике – новая лирическая трактовка образа человека. После смерти Эхнатона – реакция. Восстановлены прежние верования. Тутанхамон в Фивах доказывал истинность старых религиозных устоев. Но традиции мастеров не утрачены. (Инкрустированный саркофаг Тутанхамона из литого золота с перегородчатой эмалью.) Широкое строительство - Гипостильный зал в Карнаке со 134 колоннами, украшенными сплошными рельефами в виде стеблей папируса. (самый большой зал древнего мира). Заупокойные храмы – храм Рамзеса II в Абу-Симбеле (п.п.13 в.), целиком вырубленный в скалах и представляющий единый ансамбль с Малым храмом. Перед фасадом – 4-20-метровые статуи сидящих фараонов, наделенные чертами Рамзеса II. - из единого массива высечены и видны с далекого расстояния. В поздний период (11в-332г.) происходит распад государства. Перестали возводить пышные усыпальницы. Наиболее интересны – скульптурные портреты вельмож (87с индивидуальными психологическими чертами). Последний расцвет древнеегипетского искусства - 7 в до н.э.-период объединения страны под властью саисских фараонов.В 332 г. Египет попал под власть Александра Македонского, что положило начало эллинистическому периоду его культуры Письменность возникла в 33 в до н.э. (древнее только шумерская). Иероглифичкская, 700 знаков. Иероглифы существовали до 3-5 вв.н.э., хотя были и изменения. Распространялась также иератика (скоропись) – для повседневных записей (крючки слегка напоминали иероглифы) и в 8-7 вв. очертания приняли буквенный характер – появилась демотика. Смысл- благодаря находке 2 камней, где демотическое письмо было нанесено рядом с греческим текстом. Образование с 7 лет- мальчики в школе, девочки дома. Счет, делопроизводство, строительное и земельное дело Литература. В Древнем царстве – народное творчество, сказка о двух братьях («сказка о правде и кривде»).В Среднем царстверассказы о путешествиях —предшественники приключенческого романа. В Новом царстве - четы реализма – «Сказание об отреченном царевиче», «Путешествие Уну-Амона» (издевательство над чиновником в Сирии). Большое место –драматическая поэзия –«Плач Исиды и Нефтиды». Дидактический характер – «Поучение Птахотепа»- мудрость, хороший тон, помнить о своем низком социальном положении. «Беседа разочарованного со своей душой» - человек в жизни видел одно лишь горе, сомневается в загробной жизни, хотя мечтает о смерти как избавлении

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: