Тема: Взаимодействие постоянных магнитов.




Цель урока: получить сведения о постоянных магнитах и иметь наглядное представление о магнитном поле постоянных магнитов;развитие познавательного интереса учащихся, расширение знаний о применении компаса, о магнитном поле Земли, магнитных бурях и магнитной аномалии.
Задачи урока:  
Образовательная- Усвоить понятия постоянного магнита, магнитного поля Земли; исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов, познакомиться со свойствами магнитного поля; сширить кругозор в области магнитных явлений.
Развивающая – Развивать умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения, познавательного интереса (на основе физического эксперимента).
Воспитательная – Научиться работать в паре; выработать умение выслушать мнение собеседника, приходить к общему мнению.
Оборудование магнитный железняк, магниты полосовые и дуговые, магнитная стрелка, компас, железные опилки, различные металлические предметы.
  Ход урока. 1.Орг момент Эксперимент:. На столах стоят стаканы с водой, на дне которых лежат скрепки. Как вынуть скрепку, не намочив ни рук, ни инструментов? Каким прибором вы воспользовались? Ответ:Магнитом. Он и будет предметом изучения на нашем уроке.
  2.Актуализация опорных знаний       На рисунке 1 показаны направления сил взаимодействия отрицательного электрического заряда q1 с электрическим зарядом q2 Каков знак заряда q2? А. Положительный. Б. Отрицательный. В. Нейтральный. Г. Знак заряда может быть и положительным и отрицательным.
3.Изучение нового материала Каждый из нас с раннего детства слышал что-нибудь о магните. Многие держали его в руках, а у некоторых даже были игрушки, в которых использовались магниты. Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он обнаружил, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом». Но известно и другое предание о том, что слово «магнит» произошло от названия местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). Таким образом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа. Об этом упоминал в VI в до н.э. греческий физик и философ Фалес. Первое научное изучение свойств магнита было принято в XIII в. Ученым Петром Перегрином. В 1269 г. вышло его сочинение «Книга о магните», где он писал, что у магнита есть два полюса, которые он назвал северным и южным; невозможно отделить полюса друг от друга разламыванием. Постановка проблемы: Как же объяснить намагниченность постоянных магнитов? В чем кроется причина магнетизма? Заглянем внутрь вещества. Вещество состоит из молекул, а молекулы из атомов. В атомах есть ядро и электроны, движущиеся вокруг ядра, которые и создают магнитное поле, вызывающее намагниченность вещества. Как хорошо уметь объяснять явления, зная строение вещества! Но в 1820 г. о строении атома еще ничего не знали. Почему я назвала именно этот год? Да потому, что именно в 1820 г. на заседании Французской Академии наук французский физик Андре Ампер сообщил о результатах своих опытов по магнетизму и предложил рассматривать магнетизм как явление, вызванное круговым током. Он считал, что магнит состоит из молекул, в которых имеются круговые токи. Каждая молекула представляет собой маленький магнитик. Располагаясь одноименными полюсами в одну и ту же сторону, эти маленькие магнитики и образуют магнит. Теперь, зная причину магнетизма, ознакомимся с магнитными свойствами тел. Задание 1. Взаимодействие постоянного магнита с разными материалами. Оборудование: магнит, несколько тел, изготовленных из разных материалов. Поднесите магнит к предметам, изготовленным из различных материалов, установите, все ли из них притягиваются магнитом. Сделайте вывод. (Учащиеся делают выводы.) Вывод. Хорошо притягиваются магнитом чугун, сталь, железо и некоторые сплавы, значительно слабее никель и кобальт. Задание 2 Изучение магнитных взаимодействий. Оборудование: 1 магнит подвесить, другой подносить к нему. Зарисуйте результаты. Вывод. Одноименные полюсы магнита отталкиваются, разноименные — притягиваются Задание 3. Наблюдение картины магнитного поля постоянных магнитов. Оборудование: магниты (полосовой и дуговой), стаканчики с металлическим порошком. накройте полосовой магнит бумагой, насыпьте порошок. Слегка постучите по ней пальцем. Рассмотрите полученное изображение. Повторите опыт для дугового магнита.   Рисунки, которые у вас получились, дают представление о картине магнитного поля полосового и дугообразного магнитов. Как магнитные линии магнитного поля тока, так и магнитные линии магнитного поля магнита — замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита, так же как магнитные линии катушки с током. Задание 4. Наблюдение картины магнитного поля двух полосовых магнитов. Оборудование: два магнита, стаканчики с металлическим порошком. Накройте магнит бумагой, насыпьте на неё опилки, легко постучите. Рассмотрите магнитные линии магнитного поля двух магнитов, обращенных друг к другу:
  • одноименными полюсами;
  • разноименными полюсами.
Вывод(рисунки). Задание 5. Все ли точки магнитов обладают одинаковой силой? Оборудование: металлические скрепки, магниты (полосовой и дуговой). Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки? Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Повторите то же с дуговым магнитом. Сделайте вывод. (Учащиеся делают вывод.) Вывод. Линия посередине магнита, называемая нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюса магнита. Задание 6 Оборудование: гвоздь, скрепки, магнит. Возьмите иголку и поднесите её к скрепкам. Прилипают ли скрепки к иголке? Потрите иголку о магнит в одном направлении, а затем поднесите к скрепкам. Прилипают ли скрепки? Сделайте вывод. (^ Учащиеся делают выводы.) В первом случае иголка не прилипла к скрепкам. Стоило иголке «пообщаться» с магнитом, как она сама стала магнитом. Вывод. Железо, сталь, никель, кобальт и некоторые другие сплавы в присутствии магнитного железняка приобретают магнитные свойства. Если магнитную стрелку приблизить к другой такой же стрелке, то они повернутся и установятся друг против друга противоположными полюсами (показать на опыте). Записать в тетрадь. Постоянные магниты – это тела, которые длительное время сохраняют намагниченность. Полюс
– место магнита, где обнаруживается наиболее сильное действие. N – северный полюс магнита S – южный полюс магнита Происхождение магнитного поля постоянных магнитов Как объяснить намагниченность магнитов? Оказывается, что все дело в особом поле, создаваемом магнитом. Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Оно и притягивает железо к магниту. У Земли есть свое магнитное поле. Иначе ориентация магнитов разной формы не убеждала бы нас в этом. Как убедиться в том, что Земля это магнит? Картонку с железными опилками на Земной шар не положишь. Сообщение: О существовании земного магнетизма человеку стало известно, начиная с 800 г. до нашей эры. С древних времен известен способ ориентации относительно сторон света при помощи компаса. О магнитном поле Земли можно судить по поведению двух магнитных стрелок: одной, способной поворачиваться только влево-вправо (стрелка обычного компаса), и другой способной поворачиваться вверх-вниз (стрелка наклонения). Обойдя с этими двумя стрелками весь земной шар, можно нарисовать магнитные силовые линии Земли. На Земле есть две замечательные точки: стрелка наклонения здесь становится вертикально и показывает острием вниз, а стрелка компаса крутится, как ей вздумается. Эти две точки – магнитные полюса Земли. Теперь поговорим о магнитном поле Земли Установлено, что земное магнитное поле надежно защищает поверхность Земли от космического излучения, действие которого на живые организмы разрушительно. В состав космического излучения, кроме электронов, протонов, входят и другие частицы, движущиеся в пространстве с огромными скоростями. Иногда возникают магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на стрелку компаса. Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью. В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца в мировое пространство выбрасываются потоки заряженных частиц, электронов и протонов. Магнитное поле, образуемое этими движущимися частицами, изменяет магнитное поле Земли и вызывает магнитную бурю. Магнитные бури – явление кратковременное. На земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии. (Слайд 17)Результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли является полярное сияние. Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем и определённым образом фокусируются. Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируют и возбуждают их, в результате чего возникает свечение, которое называют полярным сиянием.
4.Закрепление. v Загадка. Когда с тобою этот друг, Ты можешь без дорог Шагать на север и на юг, На запад и восток. (Компас.) А теперь закрепим новые знания при решении качественных задач. v Можно ли сделать магнит, у которого был бы только северный полюс или только южный? (^Невозможно сделать магнит, у которого отсутствовал бы один из полюсов.) v Если разломить магнит на две части, будут ли эти части магнитами? (Если разломить магнит на части, то все его части будут магнитами.) v Какие вещества могут намагничиваться? (Железо, кобальт, никель, сплавы этих элементов.) v А будет ли компас действовать на Венере? (Нет, так как у Венеры нет магнитного поля.) v А в каких точках на Земле компас бесполезен? (На южном и северном магнитных полюсах.)
5.Домашнее задание  
6.Итоги урока.  
Рефлексия  
   
   



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: