Многообразие форм человеческого знания




Познание многообразно. Можно выделить следующие виды познания.

Самым ранним способом познания природной и общественной действительности был миф. Содержание его всегда было связано с реальной действительностью. В нем были накоплены и систематизированы в определенном порядке социально одобренные образцы поведения на все случаи жизни, знания о мире: в календарных мифах содержались сведения о смене времен года. Способ сохранения жизненного опыта народа – мифы, сказки, эпос. Запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления. Оно констатирует, как протекает то или иное событие.

Житейское познание (обыденное). В его основе лежит чувственное познание человеком мира в таких формах, как ощущение, восприятие, представление, опыт повседневной жизни. Наиболее ценная информация, проверенная опытом поколений, закреплялась, превращаясь в знание на уровне здравого смысла. Самые глубокие наблюдения и оценки пополняли сокровищницу народной мудрости. Все знают выражения «куй железо пока горячо», родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоянии, когда он легче поддается воздействию. Оно означает в переносном смысле призыв делать что-либо своевременно. Большинство свидетельств народной мудрости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической деятельностью. Отличительная черта народной мудрости как свода рецептов поведения на разные случаи жизни – неоднородность, противоречивость. Однако, поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, мы просто отбрасываем многие сведения и, кроме того, нередко принимаем решения, основанные не на анализе ситуации, а на использовании привычной схемы – стереотипа. Отброшенная информация может оказаться весьма существенной. Что такое здравый смысл? Это стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали. Например, с точки зрения здравого смысла, если не знаешь, как пользоваться каким-то прибором, целесообразно спросить у знающего, а если такового нет, то не трогать прибор. Здравый смысл, будучи тесно связан с опытом многих людей, опутан и заблуждениями.

Примеры: ребенок, играя мячом, разбил стекло. Побочным эффектом этого поступка станет знакомство со свойствами стекла - его хрупкостью. Т.е. познание может происходить непроизвольно.

Научное познание. Данный вид познания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что в случайном проявляется необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляется предвидение различных явлений. Процесс научного познания носит творческий характер, поэтому предсказательная сила – один из главных критериев для оценки научных теорий. Особенностью научного познания является его стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каков он есть на самом деле. Пример: зоолог проводит специальные исследования по выявлению особенностей размножения диких животных в неволе.

Практическое знание - особыйспособ познания мира, продукт многовековой практической деятельности человека, в процессе которой накапливались определенные знания. Если в науке знания являются самоцелью, то в практическом опыте они представляют собой как бы «побочный» продукт. В процессе труда люди накапливали знания: о материалах, рациональных способах деятельности и т.п. Практическому знанию соответствует и свой язык: «на глазок», «чуть-чуть», «щепотку» и т.п. Сегодня это: умение пользоваться телевизором, компьютером, бытовой техникой и т.д. Работа практического мышления направлена на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осуществить план сражения, тогда как работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей.

Теоретик, выдвинув гипотезу, должен испытывать её в течение иногда длительного времени, практик не всегда имеет время для проверок.

Художественное познание. Егосуть заключается в целостном отражении мира и человека в нем. Оно создает связь поколений в общем потоке всемирной истории. Художественное познание строится на образе. Другая его отличительная особенность – оригинальность, присущая творчеству и проявляющаяся через разные виды искусства.

Т.О. его особенности: 1.строится на образе 2. оригинальность 3. эмоциональная окрашенность представлений о мире. Образ – не реальный, а идеальный объект. Он обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, гипотез и других мыслительных конструкций, которыми человек пользуется, познавая мир. Образ раскрывает в единичном сущностное, неизменное, вечное. (Лермонтов – «поэзия – колокол на башне вечевой», Гесиод – «музы говорят ложь, которая похожа на правду», образ атлета у Микеланджело и др.).

Можно узнать о прошлом не только из архивов, но и изучая художественные произведения. Белинский о поэме «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». Литературный рассказ о событии не является самим событием, но дает возможность воссоздать его при помощи фантазии читателя.

 

Социальное познание. Сложный вид познания, так как 1. субъект познания и объект познания совпадают. Это – общество. Люди, являясь творцами общественной жизни и её изменений, сами же и познают социальную действительность. Включенность человека как социального существа в социальную жизнь, которую он же и изучает, сказывается на процессе познания. 2. Личностные оценки накладывают отпечаток на оценку общественных явлений.3. Объективные закономерностиобщественной жизни, носят как говорят исследователи, вероятностный характер: каждый человек – член общества – действует, сообразуясь со своими целями, интересами, каждое событие уникально и неповторимо Интересы больших групп людей (профессиональных, конфессиональных, классовых и т.д.) не всегда совпадают, а зачастую и противоположны выводам ученых, изучающих общество. 4. Субъективизм В социальных процессах взаимодействуют различные силы, переплетаются многочисленные экономические, политические, духовные причины, в них вторгается множество случайностей, пересекаются интересы, воля, действия людей. В жизни общества события часто не похожи друг на друга, даже аналогичные по характеру процессы отличаются. 4.Одна из сложностей социального познания заключается в ограниченности наблюдения и социального эксперимента.

Паранаучное знание – (от лат. – при, после) – околонаучное знание. В отличие от здравого смысла, который стремится к ясности, однозначности, рецептурности (делай так-то и не делай так-то), паранаука грешит туманностью, загадочностью сведений, которыми она оперирует. Часто мы слышим о загадочных, необъяснимых явлениях (непознанных объектах, фантастических случаях исцеления, о неопознанных летающих объектах, лохнесском чудовище, снежном человеке и т.п.). Например, утверждение – «Человек рождается со сферическим биополем» содержит больше вопросов, чем информации. Что такое биополе? Кто и как определи его сферичность? На какое расстояние оно распространяется? И т.д. Для паранауки характерны – завышенные претензии на внимание к себе (радио, телевидения и т.п.), всякие предложения провести экспертизы или проверки воспринимаются как недоверие или оскорбление. Паранаука нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной. Она иногда способствует выдвижению новых научных проблем.

Паранаучное познание:

2 оккультные науки;

3 мистические представления;

4 религиозные способы объяснения мира;

5 знания и представления, несовместимые с нау­кой.

 

Научное познание

Отличается от других форм познания:

1. Субъект – не любой человек, а профессионал

2. Цель – не вообще знание, а истина (адекватное отражение действительности)

3. Средства – особые методы познания

 

Уровни Хар-ки и методы Критерии Формы Содержание
Эмпирический (лат.empeiria – опыт)     Теоретический Объективность Конкретность   Методы: Эксперимент Наблюдение Сравнение Измерение   Абсолютность Относительность   Методы: Моделирование. Анализ Синтез Дедукция Индукция Обобщение   Практика   Логика     Вопрос Проблема Гипотеза Теория Концепция Внедрение   Гипотеза Теория Законы
           

 

Научное познание – это процесс получения объективного, истинного, нового знания. Научное познание имеет сложную задачу – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Считается, что в современном мире объем научной информации удваивается каждые 15 лет. В развитии научного познания чередуются революционные его периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, а также периоды «нормального» развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются.

Особенности научного познания:

· Объективность добываемого знания.

· Доказательность.

· Развитость понятийного аппарата (категориальность).

· Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью.

· Проверяемость.

· Высокий уровень обобщения знаний.

· Универсальность.

· Использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Научное познание опирается на систему методов. К ним относятся эмпирические методы ( наблюдение, сравнение, эксперимент ). К этому уровню относятся хорошо известные законы Шарля (зависимость давления газа от температуры), Гей-Люсакка (зависимость объема газа от температуры), Ома (зависимость силы тока от напряжения и электрического сопротивления) и многие другие. Эти зависимости были выявлены экспериментально. Нередко наблюдение помогает поставить экспериментальную задачу. Придворный англ. врач Гилберт натирал шерстью или мехом янтарь, алмаз, стекло и наблюдал, как после этого к ним притягиваются мелкие тела. Он придумал этому явлению название электричество (греч. – янтарь). Это еще не был эксперимент. А вот датский физик Эрстед, используя по сегодняшним меркам простейшие приборы – гальваническую батарею, проволоку и магнит, провел настоящий эксперимент.

Теоретические методы ( анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение и т.д .). Метод понимается как орудие, средство познания объекта. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Индукция Дедукция
Путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение Доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного ил нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер

 

Среди законов, открытых на теоретическом уровне – закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, законы наследственности и т.д. Подобные законы вместе с другими компонентами – типологиями, классификациями служат исходным материалом для построения научной теории. Помимо этой основы теория, как правило, включает в себя правила логического вывода и доказательства, а также сформулированных в теории утверждений – основной массив теоретического знания.

Познавательное значение теорий велико. Они позволяют объяснять изучаемые явления и процессы, предсказывать их развитие в будущем. Например, теория Ньютона, «небесная механика», включающая закон всемирного тяготения, три закона движения, создала новую физическую картину мира, дала возможность рассчитывать движение небесных тел, указала направление новым научным поискам. Благодаря вычислениям Галлея на основе законов небесной механики впервые была установлена дата (1758 г.) приближения к Земле кометы, получившей название кометы Галлея. Расчет ученого подтвердился. Теория Ньютона помогла открыть планеты Уран и Нептун. Физик Дирак П. предсказал существование антиэлектрона (позитрона) за несколько лет до того, как эта частица была обнаружена экспериментально. Научная гипотеза в известном смысле является моделью. Здесь рассуждение строится по формуле «такое могло бы быть». Многие модели построены по принципу упрощения. Нередко модели строятся по аналогии. В современной физике широко применяется математическое моделирование. Нем. физик Кекуле, который открыл формулу бензола увидел прототип этой формулы в реальной модели: он встретил на улице телегу, которая везла клетку с обезьянами. Те висели в клетке, цепляясь лапами и хвостами, кто за стенки, кто друг за друга. А ночью ему приснилась змея.

Научный метод характеризуется двумя важными качествами – строгостью и

объективностью. Наука, как правило, вырабатывает свой собственный язык, отличный от языка культуры и от обычного языка.

Для подтверждения истинности знаний в науке используются специальные методы и средства.

Научное познание имеет два уровня.

Эмпирический уровень(empeiria- опыт)- знания, получаемые в результате непосредственного контакта с реальным миром. выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей. Факт (лат. Factum- сделанное, свершившееся) фиксирует фрагмент бытия. Роль опыта, наблюдения и эксперимента велика настолько, что родоначальник английского материализма Ф.Бэкон (1561-1626) утверждал: «наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом… ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнять опытом».

Теоретический уровень (отражение внутренних связей и закономерностей развития объекта познания) познания составляют идеи, концепции, идеальные объекты. В основе деятельности теоретика лежит выявление фундаментальных закономерностей, которые иногда идут вразрез с чувственными восприятиями. Согласно данным органов чувств, солнце восходит и, описав дугу вокруг Земли, заходит. Создается впечатление, что оно вращается вокруг Земли. Однако в действительности все обстоит иначе. Задача теоретического уровня познания состоит в обнаружении за видимыми проявлениями скрытых, внутренних, сущностных связей и отношений. И то, что ускользает от наблюдателя, должен выявить теоретик. Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда.

К формам научного познания относят вопрос, проблему, гипотезу, теорию, концепцию. О проблеме говорят, что это знание о незнании. Проблема - совокупность суждений, включающая в себя ранее установленные факты и суждения о ещё непознанном содержании объекта. Проблема выглядим как выраженное в понятии объективное противоречие между эмпирическим фактом и теоретическим описанием. Постановка и решение проблемы служат средством получения нового знания.

Гипотеза – первоначальный этап создания теории. Гипотеза (от гр. –основа, предположение) – это такого рода умозаключение, в форме которого происходит выдвижение предположения. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию. Научное познание стремится к непротиворечивости, доказательности, проверяемости, системности.

Научная гипотеза в известном смысле уже является моделью. Здесь рассуждение строится по формуле: такое могло бы быть. Нередко модель строят по аналогии. В современной науке широко используется математическое моделирование, где объектом-заместителем выступают системы математических уравнений.

Большую роль в научном познании играет интуиция, озарение. Искра озарения венчает аналитическую деятельность интеллекта. Например, кибернетику (наука о контроле и коммуникации в мире машин и животных) «изобрел» в 1948 г. физик Н.Винер (греч. слово kybernetes означает «рулевой» или «правитель»). Импульсом к её созданию явилось несложное наблюдение. Простейшим образцом кибернетического контроля оказался поплавок в сливном бачке. Когда бачок наполнен водой, поплавок свободно плавает на её поверхности. Можно использовать эту систему для контроля при закрывании кранов в ванной, когда вода достигает определенного уровня, вы не беспокоитесь, что вода перельется через край.

Большинство открытий совершается самым непредвиденным образом. А.Эйнштейн любил играть на скрипке. Он пытался достичь эмоционального подъёма, чтобы преодолеть трудность мысли. Не случайно говорят, что его теория относительности – плод гениальной интуиции. Немецкий химик Кекуле открыл формулу бензола благодаря сновидению. Он увидел во сне змею, хвост которой находился в её пасти. Это натолкнуло его на идею бензольного кольца.

Способность не проходить мимо случайностей, замечать их и давать им истолкование – важная сторона творчества. Когда Гершель в 1781 г. открыл планету Уран, оказалось, что многие астрономы уже наблюдали данное небесное тело, но полагали, что это звезда. После открытия рентгеновских лучей выяснилось, что некоторые физики встречались с таким видом излучения, но рассматривали его как помеху, из-за которой портятся фотографические пластинки.

Однако, случай благоприятствует подготовленному уму.

Т.о. одно из условий научного открытия – способность ученого обращать внимание на странности, необычные, пусть кажущиеся незначительными, события. Химик Пастер говорил, что процесс брожения винограда послужил ему подсказкой для разгадки механизма гниения мяса. Изобретатель паровой машины Д. Уатт утверждал, что начал свою работу исходя из аналогии между потоками пара и воды в гидравлической турбине.

Когда появилась наука?

Древнем Китае были изобретены порох, компас, бумага, шелк, фарфор, но научное знание там еще не возникло, т.к. отдельные открытия еще не сложились в целостную систему. Наука создает относительно целостную картину мира, знания складываются в систему. Это произошло в XVII в.

 

 

Критерии научности:

1. общезначимость

2. повторяемость и доказуемость, воспроизводимость результата

3. открытость для обсуждения

4. направленность на получение таких данных, которые не только связаны с сегодняшним днем, но могут найти применение и в будущем.

Какую, казалось бы, пользу можно было извлечь из открытия Герцем электромагнитных волн? Но

спустя десятилетия наш соотечественник А.С.Попов на его основе изобрел радио.

Ученые должны помнить об ответственности перед человечеством. Ведь многие открытия могут быть применены не только во благо людей. Современные технологии позволяют создавать мощные технологии уничтожения всего живого. Не случайно издавна стремление к познанию рассматривалось как источник человеческих бед. Например, легенда о докторе Фаусте, который продал свою душу дьяволу, или миф о ящике Пандоры.

Для современного этапа развития научного знания характерны дифференциация и интеграция.

Дифференциация (от лат – разность) означает расчленение целого на части и интеграция (от лат. – восстановление) фиксирует обратный процесс. Выделились во второй половине 19 в. науки об обществе. Дифференциация продолжилась и в ХХ веке: появились математическая лингвистика, физическая химия, социальная психология и т.п. Дифференциация позволила получать более глубокие знания. Вместе с тем нарастала потребность в интеграции научного знания, позволяющей объединить чато разрозненные компоненты в единую картину.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: