Организационная структура (сценарий) урока




Урок 44. Из книжной сокровищницы Древней Руси

Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о возникновении славянской азбуки; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы https://download8.proshkolu.ru https://festival.1september.ru/articles/615720/
Оборудование Интерактивная доска, компьютер; иллюстрации с изображением букв славянской азбуки и древних рукописных книг
Основные понятия Летопись, Кирилл, Мефодий, глаголица, кириллица, азбука

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
             
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала – В названии темы урока «Из… сокровищницы Древней Руси» потерялось слово. Найти его вы сможете, разгадав загадку: Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней. (Книга.) – Сегодня на уроке мы узнаем, как древнерусские мастера создавали рукописные книги, как появилась славянская азбука Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. Устные ответы, организация рабочего места
II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания. Проверку домашнего задания проводит в виде инсценировки. Показывают инсценировку: «Новгородец и иноземный купец», «Новгородец и житель другого города». Фронтальная, индивидуальная, групповая Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познава- Устные ответы

Продолжение табл.

             
  Дидактическая игра «Неотосланная депеша» читает высказывания первых русских князей отвечают, кто мог сказать такие слова   тельную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач. Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют  
III. Изучение нового материала Кроссворд.   Работа с текстом.   Знакомство с двумя вариантами сла- – Чтобы перейти к новой теме, необходимо решить кроссворд и прочитать ключевое слово . – знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними так, будто они произведения искусства. – Кто создал на Руси славянскую письменность?     – Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст «Возникновение славянской письменности» . – Кто и с какой просьбой обратился к византийскому императору? (прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа».) – Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.) – Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий.) – Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них. Отгадывают кроссворд. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют записи в тетради. Читают текст.   Знакомятся с буквами сла- вянской азбуки. Фронтальная, индивидуальная, коллективная Устные ответы

Продолжение табл.

             
  вянской аз-буки.   Сообщение учителя, творческое задание.     Рассказ учителя. Сообщения учащихся. – Рассмотрите иллюстрацию: – Составьте слово «баба», используя старославянские буквы. () – Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв.) – Эта азбука называлась глаголица. Известно, что слово «глагол» переводится как «слово», «речь». С помощью глаголицы можно было записать устную речь. В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году. Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. – К какому веку относится 863 год? В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. Рассказывает о летописях . Предлагает послушать подготовленные заранее сообщения учащихся об истории возникновения книг.   Проверяют по образцу.     слушают рассказ учителя и сообщения учащихся.   и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают дого-  

Продолжение табл.

             
  Самостоятельная работа с учебником. Задания для учащихся с высоким уровнем подготовки – Сейчас вы прочитайте статью в учебнике (с. 56– 57).     – Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? – Какие чернила использовали для письма? – Что такое киноварь? (Краска оранжево-красного цвета.) – Какого цвета краска охра? (Краска желтого цвета.) – Прочитайте статью в учебнике (с. 58). Продумайте и ответьте на вопросы: – Какими были книги в Древней Руси? – О развитии каких ремесел и искусств может рассказать древнерусская книга? – Что в оформлении древнерусских книг напоминает сегодняшние книги? – Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни? читают и отвечают на вопросы по тексту. Выполняют задания     воренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно ис-пользуют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать и вести диалог; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: проявляют интерес к предмету  
IV. Вклю- чение в систему знаний и повторение Блицопрос (соревнование между рядами). – Кто создал славянскую письменность? (Кирилл и Мефодий.) – Как называлась первая славянская азбука? – Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих пор? – В каком году была создана кириллица? – Что такое летопись? отвечают на вопросы. Фронтальная, групповая, индивидуальная. Познавательные: осуществляют логические действия; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных Устные ответы, выполненные задания

Продолжение табл.

             
изученного     Дидактическая игра «Древние книги».   – Где и кем велись летописи? – Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? – На чем писали в Древней Руси? – Что такое пергамент? – Почему его ценили? – Что такое береста? (Кора березы.) – Чем писали в Древней Руси? – Каким способом написания на бересте пользовались? – Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? – Что такое киноварь? охра? – Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры? Опишите книгу. – С помощью стрелок покажите связь слов в столбиках. На доске запись:     Участвуют в дидактической игре.     способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.  

Окончание табл.

             
  Задания из электронного приложения к учебнику Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации Выполняют задания Индивидуальная Личностные: осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело  
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений (работа по карточкам). Заключительная беседа. Выставление оценок – По мере чтения текста производите его разметку с помощью специальных значков в пустых скобках. Эта работа поможет понять каждому, что он уже знает, что его удивило, над какими вопросами необходимо поработать. С XI века на Руси появились летописи (). В летописях описывались войны между князьями, набеги врагов на Русскую землю, рассказывалось о затмениях солнца (). Летописцы писали также о жизни отдельных замечательных людей – жития (). Часто летописи писали в монастырях монахи-летописцы, уединившись в своих кельях (). В свой рассказ монах вставлял предания из прошлой родной земли, отрывки из других летописей, часто написанных задолго до его рождения (). читают вывод в учебнике (с. 58). Отвечают на вопросы учителя Индивидуальная, фронтальная Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия; контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности Устные ответы. Выполненные задания
VI. Домашнее задание Комментарий учителя Учебник, с. 55–57. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания, с. 57 Задают уточняющие вопросы Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач  

 


Ресурсный материал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: