Урок 45. Трудные времена на Русской земле
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с героическими страницами истории Отечества; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о военном деле на Руси; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | построение системы знаний (общеметодологической направленности) |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, организовывать рабочее место. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru https://festival.1september.ru/articles/517777/ https://www.fast-torrent.ru/film/aleksandr-nevskij.html |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; видеофрагмент «Александр Невский»; историческая карта; схема «Завоевательные походы монголо-татар», схема «Битва на Чудском озере» |
Основные понятия | Монголо-татары, Александр Невский |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Целеполагание | Читает стихотворение: Русь Под большим шатром голубых небес – Вижу – даль степей зеленеется. Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася!.. И во всех концах света белого Про тебя идет слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! – Это стихотворение написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин. Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? – когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? – о чем пойдет речь на уроке? | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
Продолжение табл.
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. Самостоятельная работа | – Кто создал славянскую азбуку? – Какими были книги в Древней Руси? – Что в оформлении древних книг напоминает современные книги? Предлагает нескольким ученикам самостоятельно выполнить работу по карточкам | Отвечают на вопросы учителя. Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мне- | Устные ответы, выполненные задания |
III. Изучение нового материала | Беседа. Работа по учебнику. | – Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись? – Кто управлял городами? – Что вы можете сказать о некоторых князьях? – Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна? – В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году. – Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узна- | Отвечают на вопросы. | Фронтальная, групповая | Устные ответы |
Продолжение табл.
Работа в группах. Беседа. | ете, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы объединитесь в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы. (Время для подготовки 2 минуты.) Предлагает вопросы для каждой группы . – Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города? – Подумайте, почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? – Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. – Вспомните, какой город не пострадал от нашествия хана Батыя. – В то время как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239 год) ее южные княжества и покорил город Киев (1240), удар нанесли шведы на северо-западе страны. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы. – Подумайте, почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе? Шведский военачальник Биргер послал послов | Делятся на группы. Выполняют задания. Отвечают на вопросы. | ниями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связы- |
Продолжение табл.
Работа в группах (продолжение) | в Новгород к молодому князю Александру Ярославичу со словами: «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле». Вы хотите узнать, что было дальше? Предлагает задание группам . – Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда. В 1242 году в русских землях вновь появились рыцари-крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, в историю оно вошло как Ледовое побоище | Выполняют задания | вая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к предмету | |||
IV. Вклю- чение в систему знаний и повторение изученного | Работа с видеофрагментом. Фронтальный опрос. Работа по учебнику. | Демонстрирует видеофрагмент «Александр Невский». – Почему русские воины сумели победить рыцарей? – Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера? – Что вы можете сказать о событиях XIII века в Древней Руси? Прочитайте на странице 64, как автор учебника оценивает события XIII века. – Кто напал на Русь в XIII веке? – Кто возглавил поход монголо-татарского войска на Русь? – Какой первый русский город оказался на их пути? – Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление? – Что случилось с Киевом? | Смотрят фильм. Отвечают на вопросы. Читают текст в учебнике. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. | Устные ответы, записи в тетради |
Продолжение табл.
Составление схемы. Дидактическая игра «Ледовое побоище». Задания из электронного приложения к учебнику | – Как стало называться государство монголо-татар? – Почему монголо-татарские воины захватили древнерусские города? – Какая появилась угроза с северо-запада для Руси? – Кто выступил против них? (Новгородский князь Александр с дружиной.) – Как разбил шведов князь Александр? – Какое прозвище он получил за эту победу? (Невский.) – Под каким названием вошла в историю битва на льду Чудского озера? – Как строились крестоносцы? С какой целью? – Как разбил крестоносцев Александр? –Два летописца, принадлежащие к разным воюющим сторонам, описывают одну и ту же битву. Разделитесь на две команды. первая команда описывает сражение одного войска, а вторая – другого. Сравните описания сражений. В чем есть различие? Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | заполняют схему. Делятся на две команды, выполняют задания. Выполняют задания | Фронтальная. Групповая. Индивидуальная | Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Окончание табл.
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Вас заинтересовали события Древней Руси XIII века? Вы можете подробнее об этом узнать из исторических энциклопедий, а также в Интернете. – Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова: Вовеки славься, Русь, Россия! И будь всегда сама собой. Твои народы вместе – сила! Никто не справится с тобой! | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 59–63. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания на с. 64 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
Ресурсный материал