Организационная структура (сценарий) урока




Урок 45. Трудные времена на Русской земле

Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления с героическими страницами истории Отечества; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о военном деле на Руси; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Тип урока построение системы знаний (общеметодологической направленности)
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, организовывать рабочее место. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы https://download8.proshkolu.ru https://festival.1september.ru/articles/517777/ https://www.fast-torrent.ru/film/aleksandr-nevskij.html
Оборудование Интерактивная доска, компьютер; видеофрагмент «Александр Невский»; историческая карта; схема «Завоевательные походы монголо-татар», схема «Битва на Чудском озере»
Основные понятия Монголо-татары, Александр Невский

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
             
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Целеполагание Читает стихотворение: Русь Под большим шатром голубых небес – Вижу – даль степей зеленеется. Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася!.. И во всех концах света белого Про тебя идет слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! – Это стихотворение написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин. Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? – когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? – о чем пойдет речь на уроке? Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Устные ответы, организация рабочего места

Продолжение табл.

             
II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. Самостоятельная работа – Кто создал славянскую азбуку? – Какими были книги в Древней Руси? – Что в оформлении древних книг напоминает современные книги? Предлагает нескольким ученикам самостоятельно выполнить работу по карточкам Отвечают на вопросы учителя.     Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам Фронтальная, индивидуальная Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мне- Устные ответы, выполненные задания
III. Изучение нового материала Беседа. Работа по учебнику.     – Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись? – Кто управлял городами? – Что вы можете сказать о некоторых князьях? – Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна? – В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году. – Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узна- Отвечают на вопросы.     Фронтальная, групповая Устные ответы

Продолжение табл.

             
      Работа в группах. Беседа.   ете, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы объединитесь в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы. (Время для подготовки 2 минуты.) Предлагает вопросы для каждой группы . – Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города? – Подумайте, почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? – Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. – Вспомните, какой город не пострадал от нашествия хана Батыя. – В то время как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239 год) ее южные княжества и покорил город Киев (1240), удар нанесли шведы на северо-западе страны. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы. – Подумайте, почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе? Шведский военачальник Биргер послал послов   Делятся на группы.   Выполняют задания. Отвечают на вопросы.       ниями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связы-  

Продолжение табл.

             
      Работа в группах (продолжение)   в Новгород к молодому князю Александру Ярославичу со словами: «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле». Вы хотите узнать, что было дальше? Предлагает задание группам . – Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда. В 1242 году в русских землях вновь появились рыцари-крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, в историю оно вошло как Ледовое побоище     Выполняют задания   вая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к предмету  
IV. Вклю- чение в систему знаний и повторение изученного Работа с видеофрагментом. Фронтальный опрос. Работа по учебнику. Демонстрирует видеофрагмент «Александр Невский». – Почему русские воины сумели победить рыцарей? – Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера? – Что вы можете сказать о событиях XIII века в Древней Руси? Прочитайте на странице 64, как автор учебника оценивает события XIII века. – Кто напал на Русь в XIII веке? – Кто возглавил поход монголо-татарского войска на Русь? – Какой первый русский город оказался на их пути? – Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление? – Что случилось с Киевом? Смотрят фильм. Отвечают на вопросы. Читают текст в учебнике. Фронтальная, индивидуальная Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Устные ответы, записи в тетради

Продолжение табл.

             
    Составление схемы.     Дидактическая игра «Ледовое побоище».     Задания из электронного приложения к учебнику – Как стало называться государство монголо-татар? – Почему монголо-татарские воины захватили древнерусские города? – Какая появилась угроза с северо-запада для Руси? – Кто выступил против них? (Новгородский князь Александр с дружиной.) – Как разбил шведов князь Александр? – Какое прозвище он получил за эту победу? (Невский.) – Под каким названием вошла в историю битва на льду Чудского озера? – Как строились крестоносцы? С какой целью? – Как разбил крестоносцев Александр? –Два летописца, принадлежащие к разным воюющим сторонам, описывают одну и ту же битву. Разделитесь на две команды. первая команда описывает сражение одного войска, а вторая – другого. Сравните описания сражений. В чем есть различие? Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации   заполняют схему.     Делятся на две команды, выполняют задания.     Выполняют задания   Фронтальная.     Групповая.     Индивидуальная Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям  

Окончание табл.

             
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок – Вас заинтересовали события Древней Руси XIII века? Вы можете подробнее об этом узнать из исторических энциклопедий, а также в Интернете. – Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова: Вовеки славься, Русь, Россия! И будь всегда сама собой. Твои народы вместе – сила! Никто не справится с тобой! Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний Устные ответы
VI. Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Учебник, с. 59–63. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания на с. 64 Задают уточняющие вопросы Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач  

Ресурсный материал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: