Пояснительная записка
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Программа внеурочной деятельности «Почемучка» общеинтеллектуального направления, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» 2012г.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребёнок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Цели программы «Почемучка»:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Программа «Почемучка» основывается на следующих принципах.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы «Почемучка» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Возможности УМК программы «Почемучка» позволяют обеспечить общеинтеллектуальное и духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Сроки реализации программы: Программа внеурочной деятельности «Почемучка» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся (1 - 4 кл.), рассчитана на 4 года обучения (1 час в неделю):
- 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа в год.
Содержание программы «Почемучка» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка и литературного чтения: текстовая информация (цифры, буквы, слова, предложения, чтение); чтение произведений различных авторов;
- с уроками окружающего мира – использование математических знаний в повседневной жизни;
- с уроками изобразительного искусства: рисование фигур, работа с рисунком;
- с уроками музыки: слушание музыкальных произведений;
- с физической культурой – координация и точность движения рук, быстрота реакции.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Почемучка»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.
Содержание программы внеурочной деятельности «Почемучка», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире
- установление причинно-следственных связей
Первый уровень результатов освоения программы «Почемучка» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для обучающихся 1-2 классов.
Программа «Почемучка» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
· патриотизм;
· терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
· ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
· трудолюбие;
· настойчивость;
· дисциплинированность;
· любовь к малой родине;
· неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, игры, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, анкетирование, тестирование, проектирование, разгадывание кроссвордов и ребусов.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем сбора творческих работ по типу «портфолио».
Материально-техническое обеспечение: Компьютер, проектор, экран, DVD;
Наглядно-дидактические пособия:
• Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы);
• Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.
Учебно-тематический план программы
(1 класс) - 33 часа
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»
№ | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||
1. Введение (1 час) | 1 | ||
Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | |||
2. Дикие животные (19 часов) | |||
Заяц - «Длинное ухо» | |||
Лисица. «Лиса Патрикеевна» | |||
Серый хищник - волк | |||
Хозяин леса - медведь | |||
Любознательный зверёк -белка | |||
Куница - охотник на белок | |||
Лесной красавец - лось | |||
Сердитый недотрога- ёж | |||
Подземный житель - крот | |||
Всеядное животное — барсук | |||
Бобр-строитель | |||
Запасливый бурундук | |||
Кабан - дикий родственник домашней свиньи | |||
Мышка-норушка | |||
Рысь - родственник кошки | |||
Соболь - «дорогой» зверёк | |||
Тигр - самая большая кошка на Земле | |||
Косуля - самый маленький европейский олень | |||
Обобщающие занятие о диких животных | |||
3. Пернатые жители (13 часов) | |||
Воробей - самая распространённая птица на Земле | |||
Ворона - «интеллектуальная» птица | |||
Сорока-белобока - «лесная сплетница» | |||
«Лесной доктор» - дятел | |||
Соловей - «великий маэстро» | |||
Галка - городская птица | |||
Загадочная птица - кукушка | |||
«Пернатая кошка» - сова | |||
Любимая птица - снегирь | |||
«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России | |||
Наш добрый сосед - скворец | |||
«Золотая птица» — иволга | |||
Обобщающее занятие о птицах | |||
Итого: |
Содержание программы. 1-й год обучения
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 часа
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)
Знакомство с правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа «Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»