Организационная структура (сценарий) урока




Урок 55. Страницы истории XIX века

Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления с реформами Александра Второго; формирования представлений учащихся о жизни, технических изобретениях в XIX веке; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, историческими документами, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы https://download8.proshkolu.ru https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-teme-stranicy-istorii-xix
Оборудование Интерактивная доска, компьютер; портрет Александра II; историческая карта «Россия в XIX веке»
Основные понятия Реформы Александра II, технические изобретения

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
             
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала – Этот ребус поможет узнать тему урока. –Сегодня на уроке мы узнаем, когда стали свободными крепостные крестьяне. Пройдемся по Москве и Петербургу – от центра до окраин. Познакомимся с техническими новинками того времени Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Устные ответы, организация рабочего места
II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. – Почему война 1812 года называется Отечественной? – Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году? – Расскажите о Бородинском сражении, используя иллюстрацию учебника. Отвечают на вопросы учителя. Если высказывание верное, то ста- Фронтальная, индивидуальная Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классифика- Устные ответы, выполненные задания

Продолжение табл.

             
  Графический диктант Предлагает выполнить графический диктант вят знак «+»; если неверное – «–»   цию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые  
III. Изучение нового материала Рассказ учителя.     Работа по учебнику.     Рассказ учителя.     Рассказывает о крепостном праве .   – Прочитайте текст в учебнике (с. 122–123). Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель? –С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Развивались города, появлялись заводы и фабрики, строились новые железные дороги. Создавались новые учебные заведения. Александр II провел и другие важные реформы. Его царствование для России было прогрессивным. Были созданы земства – местные выборные органы. Судебные процессы теперь велись состязательно – с адвокатами и присяжными заседателями. Получило развитие образование: одних народных училищ при Александре II возникло почти 20 тысяч, женских учебных заведений – до 300. Наступила оттепель и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов. слушают. Отвечают на вопросы.   Выполняют задание, отвечают на вопрос. Внимательно слушают.     Фронтальная, индивидуальная Устные ответы

Продолжение табл.

             
    Работа по учебнику.     Работа по карте Широкий размах приобрело общественное движение. Сама территория России увеличилась на 355 000 кв. верст. Несмотря на это, личная судьба Александра II была трагична. С 1866 года на его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года. – Прочитайте статью «Петербург и Москва» в учебнике (с. 123–124). – Новые времена наступили в жизни страны. Какие технические новшества появились в XIX веке? Прочитайте статью в учебнике (с. 124–125) «Какие технические новшества вошли в жизнь людей». –Рассмотрите карту в учебнике (с. 120–121). Найдите Транссибирскую магистраль. Через какие города она проходит?       читают статью,заполняют схему.   Выполняют задания   высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета  

Продолжение табл.

             
IV. Вклю- чение в систему знаний и повторение изученного Фронтальный опрос.   Игра «Историческое домино».     Работа с историческим документом. – Когда крепостные крестьяне получили свободу? – Какое значение это имело? – Когда появилась первая железная дорога? – Какие города она соединила? – Что такое транссибирская магистраль? заранее готовит 3 комплекта карточек .     – предлагаю поработать с настоящим историческим документом. У вас на столах есть листы, на которых напечатаны отдельные положения из Манифеста 1861 года. – Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом в своей группе и решите, что в этих строчках самое главное. а) Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда. (крестьянина нельзя бить, продавать, обменивать.) слова прикрепить на доску. б) На основании этого положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права свободных жителей. (крестьяне теперь имеют право: заключать договоры, приобретать имущество, вступать в брак, вести дела в суде.) слова прикрепить на доску. Отвечают на вопросы.   Класс делится на 3 команды. Составляют цепочки. Выполняют задания. Фронтальная, групповая, индивидуальная. Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи Устные ответы, выполненные задания

Продолжение табл.

             
      Обобщение по составленной на доске картинке.     в) Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в постоянное пользование крестьянам необходимое количество полевой земли. (земля осталась собственностью помещика.) слова прикрепить на доску. г) Крестьяне за отведенные наделы земли обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работой или деньгами. (крестьяне обязаны за землю продолжать работать на помещика – отбывать повинность.) слова прикрепить на доску. – Давайте теперь, глядя на картинку, которая у нас получилась, попробуем сделать вывод, что же изменилось в жизни крестьян с принятием документа, которого они так ждали. – Крестьяне перестали быть собственностью помещика, их нельзя стало покупать, дарить, продавать. Они получили гражданские права: могли самостоятельно заключать договоры, приобретать имущество, вести судебные дела. Но, получив гражданскую и личную свободу, крестьяне не получили самого главного – землю. Так же, как и раньше, земля осталась собственностью помещика, а крестьяне, чтобы не умереть с голода, должны были на него работать.     Делают вывод.     учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют способами конструктивного взаимодействия. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической  

Окончание табл.

             
  Задания из электронного приложения к учебнику Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации Выполняют задания Индивидуальная точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета  
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок – Как вы думаете, любой человек имеет право на ошибку? Почему? – А вы совершали ошибки в своей жизни? Как вы их исправляли? – Что нужно делать, чтобы избежать ошибок? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету Устные ответы
VI. Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Учебник, с. 122–126. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» Задают уточняющие вопросы Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач  

Ресурсный материал

Графический диктант

1. Во Франции к власти пришел полководец Багратион.

2. Французская армия вторглась в Россию в 1812 году.

3. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Кутузов.

4. Бородинская битва произошла 26 августа 1821 года.

5. После Бородинского сражения Кутузов принял решение оставить Москву.

6. Война 1812 года называется Отечественной потому, что на войну поднялся весь народ.

7. В честь победы над Наполеоном в Москве был построен Казанский собор.

8. В Петербурге находится гробница Кутузова в Петропавловском соборе.

9. После окончания Отечественной войны 1812 года в Москве на Красной площади соорудили памятник Минину и Пожарскому.

Ответы: 1 (–). 2 (+). 3 (+). 4 (–). 5 (+). 6 (+). 7 (–). 8 (–). 9 (+).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: