Значение малых предприятий в современной экономике России




Глава I Роль коммерческой деятельности субъектов малого предпринимательства в современной экономике

Понятие и особенности функционирования субъектов малого предпринимательства.

 

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

¾ в промышленности - 100 человек;

¾ в строительстве - 100 человек;

¾ на транспорте - 100 человек;

¾ в сельском хозяйстве - 60 человек;

¾ в научно-технической сфере - 60 человек;

¾ в оптовой торговле - 50 человек;

¾ в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

¾ в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Согласно п.1 ст.3 Закона № 88-ФЗ субъектами малого предпринимательства могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Соответственно статус малого предприятия не могут иметь такие некоммерческие организации, как учреждения, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды и др.

При отнесении предприятия к той или иной отрасли необходимо руководствоваться Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ).

При этом, в случае, когда наибольшей долей в годовом объеме оборота обладает один вид деятельности (по ОКОНХ), а наибольшей долей в годовом объеме прибыли обладает другой вид деятельности, предприятие считается малым, если хотя бы по одному из этих видов оно удовлетворяет требованиям к предельной численности работников и валового дохода. То есть предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота или объем прибыли.

За реализацию поддержки малого предпринимательства ответственны следующие государственные органы и организации:

- Министерство по антимонопольной политике и развитию предпринимательства и его территориальные органы;

- департаменты (комитеты, комиссии и т.п.) по поддержке малого предпринимательства, которые входят в структуру органов исполнительной власти субъектов РФ и в структуру органов местного самоуправления;

- федеральный, региональные и местные фонды поддержки малого предпринимательства.

Основные направления государственной поддержки обозначены в Законе № 88-ФЗ. Обычно по этим же направлениям за отдельными исключениями и дополнениями осуществляется поддержка и на региональном и местном уровнях, особенно в отраслях сельхозпроизводителей.

Таким образом, деятельность субъекта малого предпринимательства должна осуществляться в тесном контакте с органами и организациями, реализующими меры государственной поддержки малого бизнеса. Следует помнить, что в бюджетах всех уровней на поддержку малого предпринимательства выделяются определенные финансовые средства, на получение которых малые предприятия имеют право.

 

Значение малых предприятий в современной экономике России

Формирование эффективной рыночной системы хозяйствования в России неразрывно связано с развитием малого предпринимательства. Унаследованный после распада Советского Союза менталитет «гигантомании» сформировал в российском обществе негативный имидж малого и среднего бизнеса как предприятий, деятельность которых носит преимущественно спекулятивный характер и не приносит существенной пользы ни обществу, ни населенным пунктам, в которых они расположены.

Поэтому, определим роль малого бизнеса в рыночных условиях России.

Роль малого бизнеса заключается в том, что он является ведущим сектором рыночной экономики, а именно:

¾ составляет основу мелкотоварного производства и реализацию продукции;

¾ определяет темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику ВВП;

¾ осуществляет структурную перестройку экономики, быструю окупаемость затрат, свободу рыночного выбора, обеспечивает насыщение рынка потребительскими товарами и услугами повседневного спроса, реализации инноваций, дополнительные рабочие места;

¾ имеет высокую мобильность, рациональные формы управления;

¾ способствует ослаблению монополизма и развитию конкуренции.

Малый бизнес может дать экономике:

¾ необходимую насыщенность и мобильность рынка;

¾ тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;

¾ ускорение процесса внедрения новых технологий;

¾ среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам - гигантам;

¾ глубокую специализацию и кооперацию;

¾ среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики – позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих малых предприятий.

Таким образом, предприятия малого бизнеса выполняют две главные роли в национальной экономике: мобилизация сырьевых, людских и финансовых ресурсов и обеспечение роста налоговых поступлений в казну государства. Это означает, что чем прибыльнее предприятия, тем больше средству государства будет на социальные нужды, в том числе на здравоохранение, образование и культуру.

Рассмотрим роль малого предпринимательства в развитии торговли.

*1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: