Методы и формы работы, направленные на развитие речевых навыков учащихся начальной школы (упражнения на развитие дикции )




Звуки — основной строительный материал человеческой речи, и только при их чет­кой, точной передаче речь может быть понятна, а значит — служить сред­ством общения.

Нарушение звукопроизношения - серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Правильная речь очень важна для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении затрудняют контакт.

Решению задач по развитию дикции, то есть отчетливости в произношении звуков, слогов и слов способствуют приведенные ниже упражнения, которые можно выполнять ежедневно, как речевую разминку, на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения.

1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата;

Дыхательная гимнастика

Упражнение 1

Сели прямо, спинки выпрямили, головку подняли, улыбнулись. Правую ручку положили на верхнюю часть живота, почувствовали нижнюю часть ребер. Вдохнули. Плечи неподвижны, "работают" живот и грудная клетка. Плавно, не спеша выдохнули. Повторяем 3-4 раза.

Упражнение 2

Сели красиво, улыбнулись. Вдохнули. На выдохе считаем от одного до десяти (или произносим 15 согласных звуков, обозначенных буквами на карточке или доске, например, БКЗСТРМНВЗРШЛНХ). Слова произносим громко, красиво, особо выделяем гласные звуки.

Упражнение 3

«Надувание шаров».

«Каша кипит». Выполняем глубокий вдох, на выдохе выговариваем «пы-ы-ых».

Артикуляционная гимнастика

Упражнение 1 «Надуваем шарики» (Поочередное надувание левой и правой щек, верхней и нижней губы)

Упражнение 2 «Голодный хомячок. Сытый хомячок»

На слова «Голодный хомячок» втягиваем щеки, «Сытый хомячок» - надуваем щеки.

Упражнение 3 «Чистим зубки» (вращательные движения языком)

-Хомячок наелся и решил зубки почистить.

Упражнение 4 Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание.

«Гласная песенка»

А О У Э Ы
Я Ё Ю Е И

Чистоговорки (стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то одного или нескольких звуков при регулярном их повторении).

2.Работа со слоговыми таблицами. Четко проговаривать звуки.

3.Чтение марсианских стихов

Это очень эффективный вид работы. Он избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Дети не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата. «Марсианское» стихотворение первым всегда читает взрослый, а ребенок следит и слушает. Не следует добиваться, чтобы дети научились читать эти «стихотворения» так же быстро, как взрослые. Они должны овладевать этим постепенно, каждый в меру своих способностей и подготовки.И ни в коем случае нельзя требовать от детей заучивания их наизусть.

Чтобы оживить этот вид работы, можно предложить детям придумать, о чём же говорят нам «марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и прочитать следует радостно. А может, «стихотворение» грустное?

4. Работа со скороговорками.

Решению комплексных задач, связанных с постановкой речевого аппарата, способствуют тексты скороговорок. Конечно, каждый учитель скажет о том, что он и так всегда обращается к скороговоркам. Но одно дело – выучивать скороговорки с детьми на слух, и совсем другое дело, когда дети читают их САМИ.

Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно.

Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.

При работе с текстовым материалом большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. Наиболее распространенными приемами работы с текстом являются:
- Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.
- Сочинение сказок – это способность реализовать через речь воображение ребенка, наблюдательность и мышление младших школьников.
При работе со сказкой можно использовать следующие приемы:
- «Выворачивание сказки наизнанку» по технологии Джанни Родари (т.е. события в сказке излагаются в той же последовательности, но вместо персонажей этой сказки вводятся новые персонажи или другие объекты). Этот прием помогает детям отойти от стереотипов при придумывании продолжения уже знакомой сказки.
(Например, придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох…)

-Решение сказочных задач.
- Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
- Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться?
- Пересказ сказки с опорой на схему – загадку.

-Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.

- Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.

- Сказочные истории. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: