Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Дом детского творчества № 3
___________________________________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По подготовке и проведению
городских воспитательных (внеурочных) мероприятий
Составитель:
старший методист
Майя Кимовна Салтхуцишвили
Иваново, 2018
Рекомендации включают методические и информационные материалы, которые могут быть использованы педагогами в подготовке и проведении воспитательных (внеурочных) мероприятий разной тематики. Методические рекомендации адресованы заместителям руководителей образовательных учреждений по воспитательной и учебно-воспитательной работе, педагогам - организаторам, педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования, методистам.
Краткая аннотация методических рекомендаций:
Воспитательная мероприятия направлены на формирование у обучающихся (учащихся) ценностного отношения к миру, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с нахождением своего места среди других людей. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, нужна творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.
Мероприятия воспитательного характераорганизуются и проводятся по формам: культурно-массовые праздники, акции, диспуты, фестивали, конкурсы, концерты, театральные постановки и др.
I. Требования к организации воспитательного (внеурочного) мероприятия:
1. Организация мероприятия должна начаться с принятия решения о его проведении. Решение о проведении мероприятий принимает администрация образовательного учреждении в соответствии с плана работы учреждения на текущий год.
2. Обязанности организатора мероприятия:
2.1. Определить тематику(придумать мероприятию название)и форму мероприятия.
2.2. Продумать и поставить перед собой цель мероприятия
2.3. В соответствии с целью определить комплекс задач мероприятия (воспитательных, развивающих, обучающих).
Задачами воспитательного (внеурочного) мероприятия могут быть: создание условий для становления и проявления индивидуальности ребенка, его творческих способностей; расширению общего кругозора и выработке у обучающихся (учащихся) практических умений; формирование положительных качеств личности; формирование коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей; создание условий для взаимодействия и сотрудничества организатора и обучающихся (учащихся).
2.4. Продумать план проведения мероприятия и наполнить его содержанием, с учетом возраста обучающихся (учащихся), их уровнем развития, категории (дети с ОВЗ, дети «группы риска»).
2.5. Подготовить необходимый инвентарь, оборудование, оформление мероприятия, раздаточный материал и т.д.
3.Для организации мероприятия создать организационный комитет:
Обязанности членов оргкомитета:
3.1. Разработать правила и условия проведения мероприятия.
3.2.Составить и обсудить сценарный план мероприятия (см. приложение №1).
3.3. Составить анонс мероприятия для размещения в сети Интернет (сайты учреждения и учредителя).
3.4. Разработать положение о воспитательном (внеурочном) мероприятии, в котором указать дату, время, продолжительность и место проведения мероприятия, категорию участников, возраст, а также форму регистрации участников.
3.4.1. Продумать - порядок выдачи заданий (на месте, или предварительно): - последовательность выступлений (по жребию, по готовности);
- возможность привлечения помощи со стороны взрослых или сверстников; - критерии оценки; - определение победителя (грамоты, призы, и др.).
- подведение итогов (фотоотчет, информация на сайты, протокол (приложение № 2))
- оформление ведомостей на списание призов
II. Алгоритм подготовки к мероприятию:
На этом этапе работа организатора мероприятия должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач: 1.Собрать информацию об участниках мероприятия.
2.Подготовить и оформить согласно тематике место проведения мероприятия (кабинет, актовый зал и т.п.): - подготовить места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего; - заготовить материалы и (или) инструменты, необходимые для выполнения заданий;
3.Подготовить музыкальное оформление (фанфары, гимн, музыкальная заставка);
4.Подготовить световое и техническое оборудование мероприятия (микрофоны, проектор, видеокамеру, экран, фотоаппарат, ноутбук и т.п.).
5. Заготовить реквизиты (карточки, жетоны, фишки). 6.Подготовить оценочные листы. 7.Пригласить компетентное незаинтересованное жюри из 3- человек, при этом соблюдая некоторые правила:
- члены жюри должны иметь опыт в деятельности, которую предстоит оценить; - члены жюри должны знать правила, условия проводимого мероприятия, его задачи и критерии оценки.
8. Подобрать ведущего, соответствующего следующим требованиям:
- ведущий должен отличаться хорошей дикцией, грамотной речью, уметь импровизировать, работать с аудиторией;
- ведущий должен четко объяснять условия, контролировать процесс проведения, динамику мероприятия, вовремя фиксировать результаты.
9. Подготовить грамоты, дипломы, призы. Хорошо, чтобы победитель получил приз, пусть даже символический. Также не нужно забывать и проигравших, их нужно поощрить за участие, чтобы не пропало желание участвовать в последующих мероприятиях.
10. Подготовить программу мероприятия и написать сценарий. 11.Провести репетицию.
III. Порядок проведения воспитательного (внеурочного) мероприятия
Очень важно, чтобы в мероприятие принимали участие, дети из разных классов, детских объединений, групп, так как общение, дружба, забота, сотрудничество сплачивают детей, гуманизируют их отношения, обогащают их социальный опыт, выявляют их индивидуальные способности и помогают ребенку обрести товарищей.
Приглашенные гости должные быть не только зрителями, а еще и участниками мероприятия.
Продолжительность мероприятия для младшего школьного возраста не должна превышать часа, а для среднего школьного возраста полутора часов.
Для четкого и успешного проведения мероприятия его следует разбить на этапы и определить хронометраж каждого:
1.Организационный этап (5-7 минут).
Пролог – вступительная часть мероприятия, настраивающая участников на определенное эмоциональное восприятие.
Целевая установка этапа: включение участников в мероприятие, вызвать интерес и положительные эмоции.
2. Вводный этап (10-15 минут).
Завязка – эпизод, запускающий в движение сюжет мероприятия.
Целевая установка: активизировать детей, расположить их к творческому участию, используя разнообразные средства активизации, предложить задания на смекалку: вопрос-ответ (викторина, вводная беседа и др.), разгадывание ребусов, головоломок и т.д.
3.Основной (содержательный) этап (25 – 30 минут), по времени самый продолжительный.
Развитие действия – смена видов деятельности, смена эпизодов, которые добавляют мероприятию все новые и новые краски.
Целевая установка: реализация основной идеи занятия. Организатор использует разнообразные методы формирования поведения: упражнения, воспитательные, проблемные ситуации, игровые моменты, выполнение поручений (заданий), включение в диалог, дискуссию и т. д.
4.Заключительный этап. Подведение итогов (10 -15 минут).
Финал – самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод воспитательного (внеурочного) мероприятия (коллективное пение, ритуалы посвящения или награждения, рефлексия).
Целевая установка: подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на основе его анализа.
Воспитательный эффект анализа мероприятия: направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности.
Обучающий эффект этого этапа состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.
IV. Алгоритм проведения анализа мероприятия
Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ. В процессе оценочно – аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей участников, комфортность и активность их участия в мероприятии.
Анализ мероприятия включает в себя следующие пункты:
1. Достигнута или не достигнута, поставленная цель?
2. Поставленные задачи выполнены или не выполнены.
3. Кто принимал участие, количество участников.
4. Соответствие мероприятия уровню развития участников.
5. Активность аудитории:
- в подготовительный период
- во время проведения мероприятия
6.Каковы функции мероприятия? (познавательная, развивающая, воспитательная, организационно – управляющая).
7.Что удалось в ходе мероприятия, а над какими моментами следует поработать?
8. Оценка мероприятия детьми и присутствующими гостями.
Приложение № 1.
Сценарный план по проведению |
(форма и название мероприятия) База: |
Дата проведения: |
Начало мероприятия: |
Участники: |
Организатор: |
План проведения:
Подготовительная часть: Ответственные педагоги.
- встреча гостей;
- регистрация участников;
- фотографирование.
Вступительная часть: (_____ минут). Ответственные педагоги.
- открытие.
Основная часть: (_________ минут). Ответственные педагоги.
- прописать все действия пошагово.
Заключительная часть: (__________ минут) Ответственные педагоги - подведение итогов и награждение.
Приложение № 2
ПРОТОКОЛ
совещания оргкомитета
по подведению итогов _______________________
____________________________________________
(указать форму и тематику мероприятия)
от _______________ 201 года
Присутствовали:
зам. директора по УВР |
старший методист |
педагог-организатор |
Слушали: ответственного за подготовку и проведение мероприятия _____________________________________________________________________________,
проходившего на базе ________________ г. Иванова _______________в _________часов.
Мероприятие началось вовремя. Было зарегистрировано _________ учащихся образовательных учреждений и _________ обучающихся учреждений дополнительного образования города Иванова.
Согласно плану подготовки _____________________________________________________________________________были задействованы педагоги дополнительного образования МБУ ДО ДДТ № 3:
В программу ____________________________________________________________
(название мероприятия)
Принимали участия объединения:
По итогам мероприятия участники получили сертификат участника.
Лучшие учащиеся (коллективы) были награждены грамотами:
Оргкомитет: