Методические рекомендации по ведению дневника практики.
Дневник практики имеет следующую структуру:
1. Титульный лист
2. План-задание.
3. Расписание уроков, база практики
4. Мероприятия и дата их проведения
5. Анализ посещенного урока
6. Психолого-педагогическая характеристика учащегося.
7. Самоанализ практики.
8. Отзыв о прохождении практики.
9. Фотографии.
Титульный лист по образцу.
Расписание уроков, база практики.
Расписание уроков в группе, в которой студент проходит практику.
База практики: название образовательного учреждения, его месторасположение, условия приема учащихся, режим работы.
Наличие кабинетов, их оформление, оборудование. Оформление коридоров.
3. Мероприятия – графа заполняется каждый день практики, указываются аудиторные занятия (беседа с педагогом, посещение уроков, проведение уроков, посещение консультаций и т.д.) и самостоятельная внеаудиторная работа (разработка конспекта урока, разработка наглядного пособия изучение методической литературы и т.д.)
4. Анализ посещенных уроков (уроков студентов или уроков педагога образовательного учреждения).
Лист наблюдения: В графе «деятельность учителя» записываются действия учителя и методы и приемы педагогического воздействия. В графе «деятельность учащихся» - формы и характер деятельности. Например:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
2 этап. Объяснение задания | Объяснение задания в форме диалога, используется методическое пособие «этапы работы над натюрмортом», примеры выполнения подобного задания учащимися. Вводится новый термин: рефлекс. | Работают активно, заинтересованно. Отвечают на вопросы учителя без ошибок. |
Анализ урока по схеме в свободном изложении.
Примерная схема анализа урока:
1. Класс, группа, возраст обучающихся.
2. Тема урока.
3. Цель урока, задание для учащихся.
4. Тип урока: практический, теоретический, закрепления полученных знаний, приобретения новых знаний. Взаимосвязь занятия с предыдущими занятиями.
5. Мобилизационное начало занятия (создается ли положительный настрой на учебное занятие?)
6. Формируется ли у учеников мотивация к учебной деятельности через постановку цели урока?
7. Как на уроке организовано повторение и закрепление ранее изученного материала.
8. Методы объяснения учебного материала, использование педагогом наглядных пособий, педагогического рисунка и т.д.
9. Речь педагога: последовательность, доступность изложения материала, использование терминологии.
10. Характер взаимодействия педагог - обучающийся (стиль педагога: либерально-попустительский, авторитарный, демократический).
11. Отношение учащихся к занятию, их активность, интерес, поведение.
12. Как организован итог урока? (Создаются ли условия для осуществления самоанализа, самоконтроля, самооценки у учащихся?)
13. Достигнуты ли цели учебного занятия: обучающие, развивающие, воспитывающие?
- Психолого-педагогическая характеристика ученика.
Характеристика составляется на основе изучения сведений о ребенке и родителях в классном журнале, беседы с педагогом, наблюдения за учеником в процессе учебы и в общения ученика с одноклассниками, бесед с учеником.
Характеристика пишется связанным развернутым текстом по заданному плану.
Характеристика ______________(Ф.И.),
ученика ___ класса, школы № ___ за ________ учебный год
1. Общие сведения о школьнике (возраст, состояние здоровья)
2. Условия семейного воспитания.
3. Характеристика классного коллектива (отношение к учебе, дисциплина, трудолюбие, межличностные отношения)
4. Отношение школьника к коллективу.
5. Особенности эмоционально-волевой сферы (характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия, степень эмоциональной возбудимости, внешняя выразительность эмоциональных переживаний, эмоциональная устойчивость в напряженной ситуации и при неудачах, волевые особенности - целеустремленность, самостоятельность, инициативность)
6. Темперамент (сила, уравновешенность, подвижность)
7. Уровень притязаний (заниженный, завышенный, адекватный). Самооценка, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям
8. Способности (общие и специальные)
9. Характеристика познавательной деятельности (особенности памяти, внимания; соотношение творческого и воссоздающего воображения; уровень развития логического мышления)
10. Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении к учебе, к себе, к товарищам)
11. Педагогические выводы. Возможные пути коррекции в воспитательной работе. Рекомендации по индивидуальной работе.
Подпись лица, составляющего характеристику.
5. Самоанализ практики – чему вы научились за время практики, что вызывало затруднения, что заинтересовало вас в организации работы образовательного учреждения и непосредственно в работе с учащимися.