Домашняя работа 3
Тема: Коммуникативные качества речи.
Антикачества речи (нарушения требований качеств хорошей речи)
Примечание. Задания Варианта 1 выполняются всеми членами группы. Задания Варианта 2 предназначены для тех, кто не был на соответствующих занятиях.
Вариант 1
Задание 1. Установите, какие коммуникативные нормы нарушены в данных ниже примерах, взятых из разных источников (Таблицу с краткой характеристики качеств и антикачеств речи см. в конце заданий II варианта). Определите взаимосвязь между коммуникативными качествами и нормами литературного языка. Работу выполните в таблице (см. образец выполнения ниже).
Примеры для анализа | Коммуникативные ошибки (антикачества речи) | Причина ошибки | Речевые ошибки |
1. Завтра, 27 ноября, осадков не ожидается. Утром и вече-ром возможен дождь. 2. Давеча наш президент заявил, что переизбираться не будет. | Алогичность речи 1) Неправильность речи 2) Неуместность речи 3) Загрязнённость речи | Смысл 1-го предло-жения противоречит содержанию 2-го. 1) Нарушены языковые нормы 2) Нарушена ситуа-тивная (стилистич.) норма 3) Немотивированно употреблено просто-речное слово | Отсутствуют 1) смешение синони-мов (давеча вм. недав-но); 2) Стилистическая ошибка (давеча – просторечное сред-ство) 3) Стилистич. ошибка (давеча) |
1) На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для поимки преступников.
2) Возможно, у нас есть возможность дать ему возможность выразить своё мнение по поводу проведения референдума.
3) У меня ночью заболел зуб. Пошёл, выпил, стало полегче. Пришлось повторить. Моя вина в том, зачем я с больным горлом прополз под забором (из объяснительной).
4) Как сказал в частной беседе один из высокопоставленных сотрудников МВД: «Если совсем достало, милиционер может с глазу на глаз обматерить своего начальника, даже дать ему по морде. Но ни в коем случае не вытаскивать наши внутренние заморочки на публику».
5) Нам нужно сделать всё равно в любом случае всё для того, чтобы наш народ как бы не ощутил этих последствий.
6) Табун солдат ворвался в Зимний дворец, вытащил из-под стола временное правительство и посадил в Брестскую крепость.
7) Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
8) Так, например, относительно бесконечно длительного согласования мероприятий господин Иванов заявил: «Все субъекты [Российской Федерации] проводят такое согласование годами. Годами! Кто – год, кто – полгода, кто – быстрее, кто – поменьше.
9) Ваша честь! Я дико извиняюсь, что нарушаю протокол ведения суда.
10) Вчера был на теракте, видел, сколько много приходится там работать врачам, поэтому решил сдать кровь.
Задание 2. Проанализируйте данный ниже текст с точки зрения соответствия или несоответствия использованных в нём языковых средств тем или иным коммуникативным качествам. Обоснуйте обнаруженные вами коммуникативные сбои (нарушения требований качеств хорошей речи), допущенные автором публикации. Чем вы это объясните? Анализ текста и обоснования причин допущенных его автором антикачеств речи оформите в виде цельного речевого произведения (развёрнутого текста).
Трагедия произошла в пятницу вечером неподалеку от Абакана. На 20-м километре автодороги Абакан – Саяногорск водитель маршрутного автобуса «Неоплан», двигаясь в сторону города металлургов, сшиб мужчину.
Теперь уже и не выяснить, почему пострадавший внезапно выскочил на дорогу – от полученных травм он скончался на месте ДТП.
На 302-м километре автодороги Ачинск – Троицкое 20-летний водитель ВАЗ-2106 потерял контроль над своим авто, в результате «Жигули» слетели в кювет и опрокинулись. Водителя убило на месте.
Пьянство за рулем явилось причиной серьезного ДТП на 4-м километре автодороги Аскиз – В. Тея. Бухой рулевой «Тойоты Калдина» неожиданно съехал с трассы и вмазался в дерево. Он и его пассажирка получили ранения. Личность еще одного находившегося в машине мужчины до сих пор не установлена – он поломал челюсть и получил тяжелую травму головы. В состоянии комы горемыку отправили в больницу.
В Абакане по улице Торговая водитель «Нивы» наехал на пьянющего гражданина. Нетрезвый товарищ переходил дорогу в неположенном месте. В результате получил перелом таза и был госпитализирован.
(Газета «Взгляд», № 40 от 6 окт. 2005г.)
Вариант 2
Задание 1. Установите, какие коммуникативные нормы нарушены в следующих примерах, взятых из разных источников. Определите взаимосвязь между коммуникативными качествами и нормами литературного языка. Работу выполните в таблице по предложенному образцу (образец таблицы смотрите выше – в первом задании).
1) Все на выборы! Хватит отсиживаться в норах! Встань и проголосуй!!! (объявление на заборе кладбища).
2) Больной поступил в клинику после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии.
3) – На третью пару собираешься идти? – Ну, не знаю, там, как бы собираюсь.
4) Кабаниха приказала Тихону, чтобы Тихон приказал Варваре, чтобы она следила за Катериной, чтобы Катерина во всём слушалась свекровь.
5) Павел Власов [герой романа А.М. Горького «Мать» – примечание наше] вёл развязную жизнь, шатаясь по кабаре.
6) Ваня остался сиротой: отец умер, когда ему было восемь лет.
7) Премьер-министр заявил: «Тупить и лопушить – это не наш девиз сегодня, и лузеров из нас делать не надо».
8) Как перевозили революционеры свои листовки? В чемоданах с двойной подошвой.
9) Из объяснительной: – Я 3 июля 2007 г. не была на работе, так как приезжали сваты, пропивали мою дочь.
10) Попробуем определить нашу будущую перспективу, чтобы определиться в нашем будущем.
Задание 2. Проанализируйте данный ниже текст с точки зрения соответствия или несоответствия использованных в нём языковых средств коммуникативным качествам. Обоснуйте обнаруженные вами коммуникативные сбои (нарушения требований качеств хорошей речи), допущенные автором автора публикации. Чем вы это объясните? Анализ текста и обоснования причин допущенных его автором антикачеств речи оформите в виде цельного речевого произведения (развёрнутого текста).
Дорогая бабушка! Свяжи мне, пожалуйста, полуверчик. А то я без него в школе просто ржавею – осенью жуткая холодрыга. Все ребята либо в адидасах, либо в полуверах ходят.
Забыл тебе сказать перед отъездом, что по /Эрмитажу вашему хвалёному, я пробежался. Мне там понравилось меньше, чем в Московском. Деревьев нет, а значит нет и кислорода, так ведь? А картины свои любимые увидеть не удалось – столько отшельников набилось, жуть! Ну, пора кончать письмо. Сейчас я его законвертирую, и – в ящик. Сердечно желаю, чтобы всё у тебя было хоккей, и я снова приехал на каникулы. А если вязать тебе трудно, значения не играет, обойдусь. Хотя, как ты по твоему учительскому опыту знаешь: холод – эпицентр нарушения дисциплины.
Твой любимый нисходящий внук, В.
(Из ж. «Наука и жизнь»)
Типология коммуникативных качеств речи
Типы качеств речи | Сущность качеств речи |
Правильность речи | Соблюдение системы норм литературного языка |
Богатство речи | Многообразие и разнообразие употребляемых языковых средств (количество и качество употребляемых средств языка) |
Точность речи | Умение обозначать разные стороны предмета разговора, формулировать мысли и доносить их до сознания собеседника без искажения реалий окружающей действительности |
Ясность речи | Умение формулировать мысли и доносить их до сознания собеседника доходчиво, доступно, предельно просто и чётко, незамутнённо |
Логичность речи | Умение формулировать мысли и доносить их до сознания собеседника последовательно, непротиворечиво и связно |
Уместность речи | Умение употреблять язык и выбирать его средства в соответствии с требованиями ситуации речевого общения (соблюдение стилистических и стилевых норм) |
Целесообразность речи | Умение употреблять язык и выбирать его средства в соответствии с целями и задачами речевого общения |
Чистота речи | Отсутствие в речи внелитературных средств, загрязняющих речевое общение (звуки-паразиты, слова-паразиты, просторечные средства, жаргонизмы, диалектизмы, профессионализмы, нецензурные средства и др.) |
Этичность речи | Отсутствие в речи языковых и речевых средств, отрицательно характеризующих человека, чернящих и уничижающих его, оскорбляющих чувства человеческого достоинства (нарушение этико-речевых норм) |
Выразительность речи | Умение богатыми возможностями языка и разнообразными приёмами включения в речь его средств привлечь к речи внимание собеседника и удержать его внимание до конца речи |
Эстетичность речи | Умение богатыми возможностями языка и разнообразными приёмами включения в речь его средств, сделать речь красочной, благозвучной, благоприятной для восприятия на слух |
Эффективность речи | Умение воспользоваться коммуникативными качествами в целях действенного, прагматичного, результативного речевого общения |