Раздел 1 Учение, его результаты и процесс.




Тема1 Результаты учения и их характеристики,

Результаты учения

– предметные знания учащихся об объектах, процессах и действиях c ними (умения) в виде образов и понятий, обозначенных языковыми и другими знаковыми средствами, их состав и свойства.

- психическое развитие учащихся как изменения их мотивов, воли и ценностей, познания, самосознания, эмоций.

Состав знаний – содержание и форма.

Общие виды содержания знаний о явлениях мира — об объектах, процессах и действиях.

Виды содержания знаний об объектах и процессах: предметное (о неживой и живой природе, обществе, психике), категориальное (по самым общим характеристикам объектов и процессов - знания о составе, свойствах и связях объектов и процессов), гносеологическое (эмпирические и теоретические знания), логическое (понятия, их определения и классификации, суждения, выводы и доказательства)

Содержание знаний о действиях — об объектах действий, их результатах, средствах, составе и порядке выполнения операций)

Форму знаний составляют знаковые средства представления их содержания. Знаковыми формами, в которых выражаются знания, являются естественные языки, искусственные языки (алгебра, химия и т.п.), схемы (графы), изображения (иконические знаки).

Свойства знаний:

Свойства содержания знаний - степень полноты, обобщенности и систематичности, уровень интериоризации (узнавание знания в данном из вне сообщении, самостоятельное воспроизведение знания во внешней речи, воспроизведение во внутренней речи), прочность (длительность сохранения), степень осознанности содержания знаний (полное осознание, частичное осознание, полная неосознанность), сознательность (степень возможности осознания неосознаваемых знаний).

Свойства знаковых средств выражения знаний –мера однозначности выражения содержания языковыми и другими средствами, степень сложности и разнообразия знаковых средств

Тема 2 Процесс учения

Состав процесса учения.

Компоненты учения на макроуровне:

I. построение новых знаний у учащихся

II. закрепление знаний в памяти учащихся.

I. Построение новых знаний как макрокомпонент учения, его состав и виды

Построение новых знаний как познавательный процесс происходящий на основе использования и преобразования исходных. приобретенных ранее знаний самых разных уровней сложности, начиная с простейших чувственных образов новорожденного. Таким образом при построении новых знаний в познании и учении выделяются

- 1) операции построения первичных исходных знаний как простейших образах явлений и их характеристик (ощущения отдельных признаков и комплекса признаков на основе только физиологических процессов),

-2)операции получения вторичных знаний разных уровней на основе использования сначала первичных образов, а потом и вторичных знаний - эмпирических и теоретических - (восприятия сложных признаков, мышление логическое и творческое), осуществляемые: 1) активно при самостоятельном построении знаний, и 2)пассивно, как узнавание, при несамостоятельном построении знаний из сообщений других людей (понимание, уяснение), а также 3) активно и пассивно при сочетании самостоятельного и несамостоятельного построения знаний.

Состав основных общих операций познания при построении знаний в учении:

Анализ -установление различий и сходств характеристик явлений.

Абстракция - выделение разных отдельных характеристик явлений из комплексов их характеристик.

Обобщение - объединение явлений в классы по сходным характеристикам (индуктивное умозаключение как вывод, образование и определение понятий).

Синтез - объединение частей в целое.

Конкретизация – дедуктивное умозаключение и выведение частного из общего

Классификация - объединение классов явлений в более общие классы и подклассы

Узнавание, подведение под понятия - отнесение явлений к классам.

Поисковые творческие операции- гипотезы (пробы) и проверки (ошибки), догадки, озарения)

Коррелирование и объяснение - установление связей явлений и их изменений во времени (корреляционных) или связей порождения (причинных), наблюдаемых (эмпирических) и предполагаемых (в теориях)

 

 

Знаковые (языковые) операции в составе познания и учения:

В активном варианте при самостоятельном построении знаний:

-актуализация форм знаков (слов), соответствующих образам и понятиям о познаваемых объектах

- формулирование суждений (утверждений, гипотез) об объектах, на основе промежуточных и конечных результатов осуществления познавательных операций.

В пассивном варианте при построении знаний из сообщений

Основные операции

- восприятие знаков в сообщениях о явлениях и их характеристиках, задаваемых из вне другими людьми.

- актуализация исходных значений знаков

-построение новых сочетаний исходных значений в предложениях сообщений, которые являются новым знанием, построенным из вне, а не самими учащимися.

Возможные дополнительные операции со знаками

-установление и учет разных значений слов в сообщениях

 

- установление значений слов по контексту, при отсутствии их определений,

-работа в разных языках, т.е. работа со словами, имеющими у авторов сообщений значения другие, отличные от тех, с которыми их знает и употребляет учащийся.

3) Построение новых знаний со смешанным, комбинированным использованием активно, самостоятельно осуществляемых операций познания и пассивных операций получения знаний из сообщений как самые основные и распространенные при учении в школе, в вузе и других системах обучения.

 

II.Состав фазы закрепления построенных знаний как второй макрокомпонент учения.

Интериоризация и автоматизация построенных знаний как основные составляющие их закрепления в опыте человека как второго макрокомпонента учения

Память и ее виды как основной процесс, обеспечивающий закрепление (интериоризацию и «автоматизацию») знаний в опыте учащихся.

Этапы (уровни) запоминания (интериоризации)- до уровня узнавания, до уровня воспроизведения с опорой на проговаривание, до уровня воспроизведения во внутренней речи, до умственного, неосознаваемого (автоматизированного) уровня владения знаниями об объектах, процессах и действиях.

Виды запоминания при закреплении знаний - непроизвольное и произвольное, непосредственное и опосредованное.

Закрепление знаний на основе непроизвольного запоминания в действиях построения и закрепления знаний.

Закрепление знаний путем произвольного непосредственного «механического» запоминания и произвольного опосредованного.

Основные приемы опосредования

-обобщение и систематизация,

-кодирование с помощью символов, схем, графического и образного моделирования;

-связывание нового знания со знаниями, приобретенными ранее,

-использование мнемотехник.

Свойства процесса учения:

Исходные свойства – результативность, длительность, напряженность.

Интегральное свойство – эффективность.

Результативность процесса учения – свойства знаний, подлежащих усвоению в учении, заданных требованиями программ обучения, по полноте, обобщенности, существенности, интериоризованности, осознанности, прочности, а также сдвиги в уровнях развития познавательных и личностных качеств учащихся в связи с учением.

Длительность учения – время, затраченное на получение знаний с требуемыми свойствами.

Напряженность учения – степень интенсивности функционирования всех сфер психики учащихся в процессе приобретения знаний с заданными характеристиками.

Эффективность учения – определяется сочетанием показателей результативности, длительности и напряженности учения. Получение знаний с желаемыми свойствами за возможно более короткое время при допустимом оптимальном уровне напряжения является учением с высокой эффективностью. Чем ниже показатели знаний, или больше время и напряженность при допустимых или даже высоких свойствах полученных знаний, а также и при всех других сочетаниях исходных свойств процесса учения, его эффективность является меньшей в разной степени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: