СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ.




 

Функции семьи не являются чем-то неизменным, раз и навсегда установленным. Некоторые их них можно рассматривать как причину самого возникновения семьи, с ними семья началась и они будут существовать пока существует семья. Другие возникают на определенном этапе развития семьи и со временем могут заметно изменяться в зависимости от изменений в самом обществе. Из достаточного многообразия можно выделить некоторые функции присущие современной семье независимо от уровня развития и особенностей разных обществ. К универсальным функциям семьи относятся:

- репродуктивная функция – рождением детей семья поддерживает биологическую непрерывность не только самой себя, но и общества. Сбой в выполнении этой функции приводит к прекращению существования семьи и вымиранию общества;

- социализации личности (воспитательная функция) – семья поддерживает культурную непрерывность общества. Она осуществляет социализацию молодого поколения, дает социальное положение своим детям, определяет жизненную карьеру ребенка. Педагоги и психологи утверждают, что формирование гармоничной личности требует наличия стабильной семьи. Социологи выделяют несколько стереотипов семейного воспитания:

- детоцентризм – ложно понимаемая любовь к детям, потакание их капризам, что приводит к избалованности, отсутствию понимания запретов и обязанностей, чувства долга, в том числе перед родителями. Чаще всего – это семья с одним ребенком, которого родители, дедушки-бабушки оберегают от трудностей и неприятностей

-профессионализм – свои обязанности родители сводят к материальному обеспечению ребенка. Воспитывать, по их мнению, должны профессионалы педагоги и воспитатели (в детском саду и в школе). Результат такого подхода – выключенность из жизни друг друга, взаимное непонимание, а часто и нежелание понимать друг друга;

-прагматизм – ориентация личности ребенка на достижение жизненного успеха любыми средствами, выработка у детей навыков практичности, умения устраиваться в жизни. В условиях перехода к рыночным отношениям существует опасность преувеличения привлекательности такого подхода и усиления такой прагматической тенденции в семейном воспитании, когда именно эта модель начинает расцениваться на уровне обыденного сознания как наиболее адекватная новым условиям, как стратегия выживания.

Можно упомянуть также о четырех тактиках семейного воспитания: диктаторской, невмешательской, избыточной опеке и сотруднической, которые выделяются смежной социологии наукой – педагогикой.

- хозяйственно-экономическая (экономическая и хозяйственно- бытовая) функция включает прежде всего совместное производство материальных благ и услуг семейным коллективом. Однако, в современных условиях эта часть функции наблюдается только у незначительной части семей, а именно тех, которые имеют семейный бизнес – торговый, фермерский, ремесленный и т.д. Большинство трудоспособных граждан зарабатывают средства к жизни трудом в общественном (государственном или частном) секторе и тогда экономическая функция сводится к составлению и выполнению семейного бюджета, организации семейного потребления. Хозяйственно-бытовая функция заключается в распределение домашнего труда, уход за жилищем, другие стороны организации быта;

- рекреативная функция (лат. recreatio – восстановление) подразумевает восстановление физических и духовных сил, взаимопомощь членов семьи друг другу, поддержание здоровья, организация отдыха, удовлетворение эмоциональных потребностей, предотвращая тем самым дезинтеграцию личности. В современных условиях, когда индивид часто оказывается в стрессовых ситуациях, получая запредельные эмоциональные и психические нагрузки, только семья способна снять напряжение, выполняя психотерапевтическую роль;

- регулятивная функциясостоит в обеспечении и гарантии первичного социального контроля – моральной и социальной регламентации поведения членов семьи, а также реализации власти и авторитета в семье.

- социально-статусная функцияобеспечивает воспроизводство социальной структуры общества и семьи. Каждый индивид получает в качестве предписанного статуса такие позиции как национальность, социальное происхождение, что в большой степени влияет на выбор жизненной карьеры. То есть семья обязательно формирует стартовую позицию каждого в соответствии с устоявшимися в ней стандартами и имеющимися у неё возможностями.

Кроме этих всеобщих и универсальных функций некоторые авторы выделяют:

-медицинская функция, смысл которой, в профилактике заболеваний, соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков (другие считают все это частью рекреационной функции); -досуговая функция состоит в организации рационального использования свободного времени в интересах гармонического развития всех членов семьи. Речь идет о совместном отдыхе в выходные и праздничные дни, в период отпусков и каникул, а также о сформированной эстетической потребности - посещение музеев, театров и др., а не диван, телевизор и пиво. В большинстве схем это тоже часть рекреационной функции;

-гедонистическая функция (греч.hedone – удовольствие) – то счастье, удовольствие, наслаждение, любовь, которые человек получает в семье. Это и любовь между молодыми людьми, приводящая к созданию семьи, и любовь между супругами, семью укрепляющая, и рождение желанных и любимых детей, и радость от общения с ними.

 

 

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ.

 

Семья как социальный институт – изменчивая общность, проходящая ряд этапов своего развития от начала времен до современности. Но и отдельная семья проходит ряд этапов от своего образования до прекращения существования. Временное измерение семьи обозначается понятием «жизненный цикл семьи». Обычно жизненный цикл измеряют начиная с момента образования семьи, заключения брака в той или иной форме. Однако, по мнению некоторых социологов-фамилиеведов, семейная жизнь – это вершина огромных усилий, предпринимаемых супругами задолго до заключения брака. Семья – это не начало, а середина пути семьи.

Появлению семьи предшествует более или менее длительный процесс «примерки», моральной подготовки к семейной жизни, накопление жизненного опыта. Поскольку в наше время женятся-выходят замуж чаще после 20 – 25 лет, то времени от подросткового возраста, когда пробуждается осознанный интерес к противоположному полу, до создания семьи проходит достаточно много.

Начинается этот путь со знакомства. Существует три основных формы знакомства:

1) самостоятельно, по данным опросов ВЦИОМ знакомятся с будущими спутниками жизни около 60%;

2) через формальных посредников (брачное агентство) знакомятся менее 1%;

3) через неформальных посредников (родители, друзья – ок.10%, сослуживцы – 9%, свахи – 5%).

Где происходит самостоятельное знакомство:

- совместная работа – 15%,

- совместная учеба - 11%,

- совместный отдых и развлечения – в походе 13%, на юге -8%; в баре, на дискотеке, в парке – 7%;

- в транспорте – 7%,

- на свадьбах, юбилеях, поминках - 5%.

В европейских стран, где брачное знакомство – дело личное и есть заметное влияние родственников и сотрудников-сослуживцев. На Востоке наиболее популярным, во всяком случае до недавнего времени, был институт брачных посредников профессионалов (сваха-ханума), проверенный веками и тысячелетиями. Дело в том, что на Востоке выбирают всегда родители, поскольку это слишком серьезное дело, чтобы доверить его молодому, часто неопытному во всех смыслах жениху. На Западе, не только жених, нои невества может искать, выбирать, просить познакомить.

Ухаживание в русской и западноевропейской европейскойтрадиции играет важную роль в укреплении взаимных чувств. Оно выражается в оказывании внимания возлюбленной, чтобы добиться еще большего расположения. Это самый романтический этап совместной жизни. Его часто вспоминают престарелые супруги. Как правило, ухаживание снижается после первых месяцев супружества, а через несколько лет вообще сходит на нет. Ухаживание выполняет несколько функций, в этот период молодые люди узнают друг друга, учатся делать взаимные уступки, контролировать свои эмоции, мириться после ссоры, оказывать знаки внимания.

Роль социальной практики ухаживания социолог С.Голод объясняет так: «Распространение ухаживания явилось и причиной, и следствием эмансипации детей от родителей». Надо, правда, признать, что ухаживание юноши за девушкой – это процесс ассиметричный (девушка не ухаживает за юношей) и альтернативныйинституту сватовства (при выборе избранницы родителями). Возникновение ухаживания свидетельствует о значительном продвижении общества от традиционного к современному.

Следующий этап в добрачном поведении – сватовство (не как знакомство через посредника, а как обряд предложения брака). Обычно жених сам, реже с родителями или с ближайшим другом, наносит визит родителям своей избранницы. По такому случаю полагается надеть праздничный костюм и явиться с цветами. Жених говорит родителям невесты о своих чувствах и «просит её руки». Если родители согласны на брак, то отец невесты соединяет руки дочери и будущего зятя. Далее договариваются от объявлении помолвки.

Помолвка - это обряд объявления будущих молодоженов женихом и невестой. Помолвленные обменивались кольцами. С момента помолвки девушка – теперь невеста могла появляться со своим женихом в обществе, не боясь пересудов. Женихмог приходить в дом невесты в любое время беспрепятственно. В этот день родители жениха и невесты договариваются о проведении предстоящей свадьбы. Раньше большую часть расходов несли родители невесты. В наше время решают в соответствии с возможностями каждой семьи.

По старинному обычаю накануне свадьбы устраиваются девичник и мальчишник – вечер перед свадьбой, когда невеста с подругами, а жених с друзьями прощаются с холостяцкой жизнью.

Свадьба. По российским обычаямв день свадьбы жених приезжает за невестой, но требуется заплатить « выкуп » младшим родственникам невесты – конфетами, деньгами. Затем следует регистрация в ЗАГСе, после чего жених с невестой могут ехать в одной машине, совершают круг почета по городу, возложение цветов к какому-нибудь мемориалу и приглашают на свадебное застолье. Возможны другие детали и варианты в разных регионах, но везде на свадьбах произносят тосты и дарят подарки молодоженам и их родителям.

Итак, семья родилась и начинается жизненный цикл семьи как последовательность социальных и демографических состояний от момента образования до прекращения её существования.

Типичная семья в течение своей жизни проходит несколько качественно различных стадий. Социологи предлагают разные классификации жизненного цикла. Дж.Бернард и Л.Томпсон выделяют 8 стадий:

1) начало семьи, семейная пара без детей 2 года;

2) рождение детей и уход за ними 2,5 года;

3) семья с дошкольниками 3,5 года;

4) семья с детьми-школьниками от 6 до 13 лет 7 лет;

5) семья с подростками 7 лет;

6) семью покидают дети, создающие свои семьи 7 лет;

7) «пустое гнездо» - до выхода на пенсию 13 лет;

8) пожилая семья (оба пенсионеры) 16 лет и более, до смерти супругов.

Самые напряженные и интенсивные – 2 и 3 стадии (мать с детьми). На поздних стадиях на первый план выходит забота стариков о своем здоровье и проблемы физической усталости.

Другие социологи выделяют всего 4 -5 стадий. Например, Н.Римашевская:

1) рост семьи (от заключения брака до момента рождения последнего ребенка). Делится на два полупериода: а) от начала брака до рождения первенца (2,5 года) и б) от рождения первого до момента рождения последнего (2,5 – 12 лет);

2) период «стабильности» - от рождения последнего ребенка до выделения одного из взрослых детей (12 – 17 лет);

3) период «зрелости» - от выделения первого до отделения младшего (17 – 30 лет);

4 – период «затухания» - от выделения последнего из взрослых детей до смерти обоих супругов. Здесь снова два полупериода – «до» и «после» смерти одного из супругов (30 лет и более).

Чаще других предлагается упрощенный вариант:

1-я стадия – «бездетная»;

2-я «дошкольная» - от рождения первенца до его поступления в школу.

3-я «школьная» – от поступления в школу первого до её окончания последним.

4 -я«затухание» – выделение из семьи детей.

5-я «пустое гнездо» - от выделения из семьи последнего из детей до смерти супругов.

Понятно, что эти схемы – не более чем ориентир, поскольку любой из этапов может быть большим или меньшим по продолжительности, некоторые вообще могут отсутствовать, если, например, семья будет бездетной, или взрослые дети в патриархальной семье не отделяются от родителей.

По данным социологических исследований, до 80% первых детей появляется в семье в первые два года её существования, а еще 10 – 12% в последующие 3 – 4 года. В целом процесс деторождения занимает от 5 лет (у 1/3 семей) до 10 лет у большинства семей. В демографической структура семьи 32% составляют бездетные, в том числе молодые, только что созданные семьи; те, в которых супруги не могут иметь детей по состоянию здоровья; а также семьи, которые осознанно отказались обзаводиться детьми.

К характеристикам жизненного цикла семьи относится также показатель обеспеченности семьи на разных этапах её существования:

1-я фаза (0 – 17 лет) делится на две – а) высокий статус и доход, складывающийся за счет заработков родителей, которые компенсируют временное выбытие женщины из производства при рождении ребенка и б) снижение статуса и дохода, поскольку родители уже выбыли из общественного производства, а женщина не всегда включилась в него.

2-я фаза – рост социального статуса (17 – 22 года) – активное включение в производство не только женщины, но и взрослых детей.

3-я фаза – снижение социального статуса (семье 22 – 35 лет) по причине выбывания взрослых детей, образующих свои семьи, помощь родителей этим детям (см. 1-ю фазу), выход на пенсию.

4-я фаза - затухание трудовой активности (35 лет и далее).

В современном российском обществе заметно усилилась роль родителей в формировании молодой семьи и поддержания ее материального положения. Часто родители превращаются в кормильцев молодых супругов, так как доход родителей в полтора – два раза выше заработка молодых супругов. Более половины семей начинает жизнь не в собственном жилье, а в родительском доме, еще значительная часть в съемных квартирах, которые оплачивают родители. Улучшение жилищных условий происходит к 10 – 15 годам брака, когда семья, наконец строит или покупает отдельную квартиру.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: