на исследовательскую работу




Руководитель

Куркин Андрей Владимирович

Учитель истории ГБОУ СОШ №60

(к.и.н.)

 

Севастополь 2020

РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательскую работу

«Женщина в интерьерах Позднего Средневековья: княжеский дворец, рыцарский замок и городской дом»

выполненную учащимися 10 А класса ГБОУ СОШ №60 г. Севастополя

Кашиной Анной Александровной и

Хоружей Анастасией Александровной

 

Данная работа имеет четкую структуру и состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний и приложений к каждой из глав, а также с библиографией.

Объектом своего исследования Кашина А.А. и Хоружая А.А. (далее «авторы») выбрали Западноевропейское общество Позднего Средневековья. Предметом исследования стало исследование жизни женщины указанной эпохи в рамках различных социальных слоев и ее роли в обществе. Таким образом, работа авторов преследовала цель проанализировать социальный, бытовой и культурный аспекты жизни средневековой женщины на основании письменных и изобразительных источников, чтобы определить степень ее влияния на «мир мужчин».

Для достижения этой цели авторами были использованы такие методы исследования, как исторический, метод культурно-исторического синтеза, микроисторический метод и эмпирический метод, который включал опыты по овладению средневековой каллиграфией («готический шрифт») и кулинарией (изготовления блюд по средневековым рецептам), а также обращение с репликами исторических памятников и элементов одежды.

В своей работе авторы проштудировали значительную по объему специальную литературу и ряд исторических источников как на русском, так и на нескольких европейских языках. Кроме того, авторы поработали с фотокопиями нескольких архивных документов на старофранцузском языке, что придает работе определенную научную ценность.

Актуальность исследования авторы определили как личную заинтересованность в исследовании процесса генезиса мужского доминирования в Средние века до состояния гендерного равенства в современном мире.

В Первой главе поставлена проблема средневекового гендерного неравенства и примерах средневековой философской мысли отслежены этапы развития антифеминизма. Отмечается его снижение к XV в., приведены биографии воительницы Жанны д,Арк, поэтессы Кристины Пизанской и монашки Николетты Буайе как примеры возросшего влияния женщин на «мир мужчин».

Вторая глава посвящена положению женщин, входящих в высшую элиту общества. На базе источников нарративного и документального свойства рассмотрены этапы свадебного процесса, такие, как сватовство, свадебный наряд, венчание, свадебная процессия и свадебный пир – банкет.

В Третьей главе авторы анализируют положение женщин-феодалок «среднего звена», их участие в управлении хозяйством, а также их развлечения — охота, пиры и рыцарские турниры. Авторы используют ранее не переводимый на русский язык текст «Турнирной книги» Рене Анжуйского (ок. 1460 г.) для уточнения прав и обязанностей благородных дам, приглашенных на рыцарское ристание. Рассматривают пример смертельного поединка между дворянами за честь дамы.

Четвертая глава посвящена как состоятельным горожанкам, так и представительницам «городского дна» - поденщицам, нищенкам и проституткам. Рассмотрен целый пласт различных аспектов городской жизни и бытовых деталей: от описания жилища и кулинарных рецептов, до случаев полового насилия, зафиксированных в юридической документации той эпохи.

В заключении авторы приходят к выводу, что XV век стал мостиком между Средневековьем и Ренессансом и подготовил европейский социум к переходу от жестких гендерных рамок, которые изначально задала католическая церковь, к более свободному светскому характеру общества.

Каждая из глав снабжена приложениями, в которых дан ссылочный аппарат и иллюстративная подборка.

Библиография содержит более тридцати наименований источников и специальной литературы на русском, французском, английском и нидерландском языках, в том числе три архивных источника из архивов Франции и Французской Национальной библиотеки.

 

Рецензент:

Научный руководитель,

учитель истории ГБОУ СОШ №60

кандидат исторических наук

Куркин Андрей Владимирович

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение ……………………………………………………….2

Объект и предмет исследования

Цель и задачи работы

Актуальность исследования

Научная ценность исследования

Методы исследования

 

Глава I. Антифеминизм в Средние века ………………......5

1. Роль женщины в жизни общества

2. Портреты эпохи

Примечания к Главе I

Приложения к Главе I

 

Глава II. Принцесса выходит замуж ……………………...17

1. Сватовство

2. Свадебный наряд

3. Венчание

4. Свадебная процессия

5. Свадебный пир – банкет

Примечания к Главе II

Приложения к Главе II

 

Глава III. Один день из жизни хозяйки замка …………...33

1. Замок – жилище феодала

2. Обеденный стол

3. Ведение хозяйства и развлечения. Игры и охота

4. «Дама сердца» и «влюбленный рыцарь». Турниры

Примечания к Главе III

Приложения к Главе III

 

Глава IV. Городские хлопоты ……………………………...53

1. Жизнь горожанки

2. Лица эпохи: чета Арнольфини

3. Карнавалы и банкеты

4. Сломанные судьбы «городского дна»

Примечания к Главе IV

Приложения к Главе IV

 

Заключение …………………………………………………..66

 

Библиография ………………………………………………..68

Фрагмент работы: Глава I. Антифеминизм в Средние века

«Женщина была создана, чтобы помогать мужчине, но только в том, что касается зачатия; во всем остальном мужчина может найти себе лучших помощников».

Фома Аквинский

1. Роль женщины в жизни общества

Средние века – время укрепления позиции церкви в обществе, и с христианской культурой пришло два женских образа-антагониста: Ева – поддавшаяся искушению грешница, совратившая Адама, и Дева Мария – святая женщина, подарившая миру Спасителя. Эти два образа впоследствии очень сильно повлияли на отношение к женщинам и на их положение в обществе. Французский медиевист Жак Ле Гоф писал в этой связи:

«Рядом с образом Евы вставал образ Марии, искупительницы грехов. Его наделяли красотой священной, в отличие от красоты профанной. Соединение этих двух типов и составляло живую женскую красоту. Объектом поклонения являлось не тело Марии, а ее лицо. Когда в готическом искусстве – начиная с XIII века, и особенно в Позднее Средневековье, – женское лицо становится предметом возвышенного восхищения, в нем одновременно проступали два образа: и Евы, и Марии». 1

Отечественный исследователь Владимир Иванов проследил развитие этических концепций в обществе, в том числе и взгляды на место женщин в нем.2 По мнению автора, главной была проблема «Бог и человек», так как жизнь человека зависела от воли божьей. Деятелями римской католической церкви была создана система богословия, в которой было уделено большое внимание религиозной этике. Идеальным человеком считался тот, кто отрекся от земных забот, чтобы душа, после смерти тела, получила успокоение в раю. То есть, существовало противопоставление небесного и земного, души и тела. В итоге, все земное обесценивалось и приравнивалось к «греховному». К женщине церковь относилась, как к воплощению соблазнов. Женщина считалась всего лишь полезным земным благом, недостойным любви. Ну а как еще относится к женскому полу, если на страницах священной книги описывается, как легкомыслие и любопытство Евы заставило поддаться искушению Адама и совершить грех, который впоследствии повлиял на все человечество?

Упоминавшийся выше средневековый схоласт Марбод Реннский в своем трактате «Книга десяти глав» обвинял женщин в греховном соблазнении мужчин:

Женщина – сладкое зло, одновременно мед и отрава,

В сотах скрывая свой меч, она им пронзает и мудрых.

Кто ведь запретным плодом соблазнил впервые супруга?

Женщина... Только женщина, нежно ласкаясь... 3

 

 

Однако в светской литературе XII-XV вв., особенно в период Позднего Средневековья, стали отражаться уже совершенно иные взгляды на роль женщины в обществе. Куртуазная любовь (на языке современников это звучало как «fine amour», то есть «утонченная любовь») нашла широкое распространение в верхах общества, а трубадуры воспевали Прекрасную Даму и ставили ее почти вровень с девой Марией. Этот процесс совпал с распространением идеалов рыцарства. Поэтому поклонение Прекрасной Даме стало неотъемлемой частью рыцарских добродетелей.

 

***

Начиная с XII в. поклонение Прекрасной Даме было распространено во многих «золотых дворах» Западной Европы: в Бретани, Бургундии, при дворе Элеоноры Аквитанской и Генриха II в Англии и короля Людовика VII во Франции. При этом мы можем отметить интересный феномен: одновременно существовали совершенно противоположные взгляды на место женщины в социальной структуре общества. В XV в. при дворах бургундских герцогов и германских императоров проводились пышные турниры, на которых рыцари сражались за честь дам, а католическая церковь поднимала знамя борьбы с ведьмами.

Так, в 1468 г. в Брюгге был проведен роскошный турнир «Золотое дерево» в честь благородных дам и их главной хозяйки – Дамы с Неведомого Острова, о чем подробно поведал мэтрдотель бургундского двора Оливье де Ла Марш:

Напротив дам, на стороне большого крытого рынка, стояло Дерево Золотое: огромная сосна с позолоченным стволом; и под оным возвышался перрон-помост на трех искусно сделанных столбах; на оном стояли карлик, гигант и младший герольд Золотое Дерево, который управлял состязаниями; на одном из столбов были начертаны четыре строки, кои гласили:

«Пусть сей перрон никого не удивляет,

Это залог, доблестные сердца побуждающий

К служению наипочетнейшему

Благородной Даме с Неведомого Острова». 4

Примерно четвертью века позже, когда многие участники турнира были еще живы, римский папа Иннокентий VIII (1432-1492 гг.) издал буллу «Summis desiderantes affectibus» («Набор алчущих эмоций»), согласно которой любая женщина, благородной или простой крови, могла быть признана инквизицией ведьмой и отправлена на костер:

 

 

«...пренебрегая собственным спасением и отвратившись от католической веры, впали в плотский грех с демонами <...> и своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными, порочными и преступными деяниями <...> насылают порчу <...> и лишают мужей и жен способности исполнять свой супружеский долг». 5

Белорусский исследователь вопроса «охоты на ведьм» Марина Можейко привела потрясающие цифры жертв инквизиционных процессов, которым дал старт Иннокентий VIII:

«Как известно, XV–XVII вв. прошли в Европе в дыму костров инквизиции. По данным Х. А. Льоренте, индивидуальные преследования подозреваемых в колдовстве к XVI в. сменяются массовыми расправами. Епископом Савойи, например, за один раз было осуждено 800 женщин; по самым скромным подсчетам, общее число жертв гонений на ведьм достигает 9 млн человек». 6

 

***

Даже в эпоху расцвета рыцарства и распространения куртуазной любви женщина считалась, по своей природе, несовершенным существом. В искусстве высмеивались пороки женщин: кокетство и тщеславие. Зеркало и гребень – главные символы распутных женщин. На картине Иеронима Босха «Семь смертных грехов», Гордыня в образе женщины стоит в белом чепце, а из-за шкафа выглядывает черт с зеркалом в руках, сатирически надев такой же чепец.

В этой связи хотелось бы упомянуть книгу «Пятнадцать радостей брака», представляющую из себя сборник забавных историй о проделках коварных жен с явным антифеминистским уклоном. Две идеи красной нитью проходят через это произведение. Первая заключается в том, что отношения с женщиной – это рыболовная сеть, в которую добровольно попадают мужчины. Вторая же заключается в отстаивании тезиса о склонности женщин к обману и поиску любовника по своей природе. Но стоит отметить, что в этом произведении заметен плавный переход от «принижения» женщин к чему-то новому. Осуждение женских слабостей уступает место восхищению их хитрости. В эпилоге втор даже пообещал написать книгу, восхваляющую женщин, однако тут же воспроизвел очередной гендерный стереотип:

«…Женщины по природе своей слабы, беззащитны и готовы подчиняться и служить мужчине, без чего и вовсе не могли бы жить на этом свете». 7

 

***

 

 

 

В XIV-XV вв. освещенный церковью брак стал абсолютным идеалом. Однако в таком браке очень часто для любви не оставалось места, поскольку обо всем договаривались родители, а желания молодых не учитывались. При этом, брачный возраст невесты мог начинаться с 12 лет, как во Флоренции, а у юноши с 14 лет, хотя, в основном, девушки выходили замуж в 15 лет, а юноши женились в 18.8 И, если на измены мужа церковь смотрела сквозь пальцы, то женщине за прелюбодеяние могла грозить смерть. Если мужчина заставал свою жену за изменой, то он был вправе убить ее. Так же и светский суд мог приговорить ее к повешенью.

Более красочно иллюстрирует отношение к женщине бытовавший в те времена взгляд общества на проблему сексуального насилия. Так, отечественный медиевист Юрий Бессмертный приводит следующую статистику: в Дижоне, столице герцогства Бургундского, в 1436-1486 гг. в среднем каждый второй мужчина в возрасте от 18 до 24 лет хоть раз участвовал в изнасиловании.9 Для мужчин участие в подобном «мероприятии» было поводом покрасоваться перед сверстниками или пропуском в молодежный союз. За половые преступления мужчины наказывались несколькими месяцами или неделями тюрьмы, штрафами, либо розгами. Сравнивая это наказание с карами, которыми за прелюбодеяние преследовалась женщина, можно оценить уровень царившей в то время гендерной дискриминации.

К тому же, в ходе судебных процессов над насильниками судьи часто покрывали виновных. Так, изнасилованной в декабре 1393 г. парижанке Изабель Де, вдове сержанта епископа Парижского, потребовалось почти два года, чтобы убедить суд в виновности преступников. На следующий же день после факта насилия, Изабель обратилась в парижский суд, и уже 2 января прево Шатле арестовал и допросил всех насильников. Однако судебные разбирательства затянулись до 1395 г. Преступникам угрожали тяжелые штрафы и тюремное заключение, поэтому они чередовали запугивание жертвы с обращением за помощью к своему патрону герцогу Бургундскому. Однако Изабель удачно вышла замуж за некоего Жиля Локуе, богатого адвоката и брата нотариуса Шатле, с помощью которого сумела в конце концов выиграть судебный процесс и засадить насильников за решетку.10

 

***

О рыцарских идеалах, воспевающих Прекрасную Даму, продолжали писать придворные поэты и хронисты. Но, к сожалению, многое из легенды о «куртуазной любви» не соответствовало действительности. И отношение к женщине, как к Прекрасной Даме, было больше данью традиции, чем практикой. Тем не менее, идеи рыцарства сыграли значительную роль в создании нового образа женщины. Ну, а практические результаты

 

 

 

деятельности средневековых женщин – или известных героинь, или высокородных дам, или горожанок, унаследовавших «бизнес» мужа и ставших успешными предпринимателями, – стали очередной ступенькой к разрушению «мира мужчин».

 

2. Лица эпохи

По нашему мнению, нельзя не упомянуть о людях, которые вольно или невольно вошли в «мир мужчин» и своей деятельностью сильно поколебали позиции средневекового антифеминизма.

Первым таким лицом эпохи является знаменитая Жанна д’Арк, известная как Орлеанская Девица – народная героиня, которая спасла Францию. Она выполняла «не женскую» работу, командовала французской армией и одержала решающую победу над англичанами под Орлеаном в 1429 г.

Жанна стала ярким примером того, что женщины в Средние века, как и сейчас, могли наравне с мужчинами брать на себя тяжелую ответственность. 17 июля того же года в Реймсе прошла торжественная церемония миропомазания нового французского короля Карла VII. В ходе коронации Орлеанская Девица стояла рядом с троном, сжимая в руках белоснежный штандарт, украшенный благословляющим Создателем, ангелами и золотыми лилиями. Ее знамя, оттеснив на задний план родовитые баннеры французской знати, реяло над головой Карла Валуа, предвещая конечную победу в, казалось, уже проигранной Столетней войне.

«Мое знамя хорошо потрудилось, – скажет она впоследствии, – поэтому ему была оказана справедливая честь».

Но все мы знаем трагическое окончание жизни французской героини. Жанна была пленена бургундцами, а Карл VII, который, благодаря ей, стал королем, даже не попытался ее выкупить. Проданная бургундцами англичанам за 30 000 ливров, Жанна д’Арк по приговору инквизиции была сожжена «как ведьма и богоотступница» 30 мая 1431 года в возрасте 19 лет. И хотя англичанам еще не раз доводилось брать у французов реванш на поле боя, маятник истории неудержимо качнулся в сторону окончательной победы Франции в Столетней войне. Этот перелом, выстраданный Орлеанской Девицей, но понятый далеко не сразу и далеко не всеми ее современниками, мудро подметил французский хронист Тома Базен:

«С этой поры железный наконечник английской стрелы был затуплен и уже не вонзался, как прежде; с этой поры ход истории был изменен; с этой поры дела французов, униженных и разбитых, постепенно стали выправляться и внушать надежду на лучшее; англичане же, процветавшие до сих пор, наоборот, стали отступать». 11

 

***

 

 

Вторым лицом эпохи мы хотим упомянуть Кристину Пизанскую (1365-1430 гг.), дочь венецианского врача и первую французскую поэтессу, сделавшую профессиональный труд литератора источником независимого существования. Ее перу принадлежит множество произведений, в том числе и наставления по военному искусству («Книга о военном деле и рыцарском искусстве»). Главным произведением Кристины в защиту женщин стала «Книга о Граде Женском». В этом достаточно смелом для тех времен произведении автор поведала читателю о неком вымышленном городе, где живут одни женщины. Город был подробно описан, начиная с конструкции стен и башен и заканчивая социальным устройством. Аллегорические дамы, живущие в городе, носили имена «Дама Разум», «Дама Справедливость», «Дама Праведность» – это три праматери, стоящие у основ города.

Кристина возмущалась не столько неравноправием женщин и мужчин, сколько унижением женщин через глубоко укоренившиеся в обществе убеждение в их изначально низком статусе. Однако стена непонимания, которая выросла вокруг писательницы и поэтессы в «мире мужчин», обрекала ее на одиночество:

Как перст одна влачу я жизнь отныне,

Как перст одну оставил друг меня,

Как перст – не госпожа и не рабыня –

Как перст одна, смиряясь и кляня,

Как перст одна и в стынь, и у огня,

Как перст одна, свет застит пелена.

Я без тебя, мой друг, как перст одна. 12

 

***

Наконец, третьим и последним лицом эпохи, о котором мы хотим написать, была Николетта Буайе из Корби – простолюдинка, ставшая святой. Николетта (или Колетт) родилась в 1381 г. в семье плотника. Девочка рано потеряла родителей. В 18 лет, буквально следуя заветам Иисуса Христа, Колетт раздала все свое имущество беднякам, постриглась в монахини ордена Святой Кларисы (Сен-Клер), женского ответвления ордена францисканцев, и отправилась в паломничество по женским монастырям Пикардии.

Открывшаяся ей картина духовного обнищания настолько потрясла Николетту, что она прервала паломничество и добровольно заточила себя в крохотной часовенке. Несколько лет клариска провела в глубокой нищете и неустанной молитве, пока не почувствовала, что Господь обратил на нее Свое внимание и избрал ее орудием для искоренения скверны.

 

 

 

Получив благословение у своего духовника монаха-францисканца, Колетт в 1406 г. отправилась в Ниццу, где остановился папа Бенедикт XIII, и добилась от него аудиенции. Понтифик был впечатлен религиозным экстазом Николетты и уполномочил ее провести реформу ордена Святой Кларисы.

Вернувшись в Пикардию, Колетт собрала вокруг себя таких же, как она, приверженцев истинного монашьего служения, и приступила к реформам. Инициатива подвижницы была поддержана частью бургундской знати, прежде всего, Маргаритой Баварской, вдовой герцога Жана Бесстрашного. С помощью вдовствующей герцогини Колетт основала монастыри кларисок в Осонне, Полиньи и Сёре. В общей сложности, благодаря самоотреченному подвижничеству Колетт, возникло 18 новых женских монастырей, которые встали незыблемыми бастионами на пути саморазрушения христианской церкви. Колетт скончалась в 1447 г. в возрасте 66 лет. В 1472 г. начался процесс ее канонизации, который завершился лишь в 1807 г.13

 

***

Первый вывод, который мы можем сделать в своем исследовании – это то, что в XIV-XV вв. наблюдались две абсолютно противоположные концепции отношения к женщинам – от прославления Прекрасной Дамы, как идеальной пары для безупречного рыцаря, до низведения женщины до уровня недалекой, капризной и хитрой «твари в женском обличье».

Тем не менее, несмотря на то, что уровень дискриминации женщин по-прежнему оставался высоким, все так же существовали «двойные стандарты», возлагавшие на плечи «слабого пола» вину за все грехи с одновременными попытками оправдать мужские слабости, можно отметить и положительные изменения. За женщинами все чаще стало признаваться право распоряжаться собственной судьбой и собственным имуществом. И хотя женщин ожидал впереди жесточайший холокост «ведовских процессов», им так же суждено было стать моделями для величайших мастеров Высокого Ренессанса. «Осень Средневековья» запустила маховик нового исторического этапа, где оставалось все меньше места суждениям о неполноценности женщин.

Примечания к Главе I

1. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в Средние века / Пер. Е. Лебедевой. М., 2008. С. 140.

2. Иванов В. История этики средних веков. СПб, 2004. С. 399-412.

3. Марбод Реннский. Из «Книги десяти глав» // Памятники средневековой латинской литературы X–XII вв. / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек, М.Л.Гаспаров. М., 1972. С. 231.

4. Воспоминания Оливье де Ла Марша о турнире «Золотое дерево»: La Marche O. Memoires / Ed. H. Beaune, J. d’Arbaumont. Paris, 1883-1888. T. III. P. 101-201.

5. Лозинский С. История папства. М., 1986. С. 174–175.

6. Можейко М. Женщина глазами средневековой культуры: антифеминизм как фобия // «Журнал Белорусского. Государственного университета. Социология». Минск, 2017. № 2. С. 136.

7. «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / Отв. ред. Ю.Л.Бессмертный. М., 1991 С. 129-130.

8. Краснова И. Деловые люди Флоренции XIV-XV вв.: Занятия, образ жизни, обыденное сознание Автореферат докторской диссертации. Ставрополь, 1997. С. 25; Бессмертный Ю. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции. М., 1991. С. 39.

9. Бессмертный Ю. Указ. соч. С. 147.

10. Prevenier W., Blockmans W. Prinsen en poorters: beelden van de laat-middeleeuwse samenleving in de Bourgondische Nederlanden, 1384-1530. Antwerpen, 1998. P. 298-299.

11. Basin T. Histoire de Charles VII / Ed. Ch. Samaran. Paris, 1933. T. I. P. 139. О Жанне д’Арк: Левандовский А. Жанна д’Арк. М., 1982; Nicolle D. Orleans 1429. France turns the tide. Osprey, Campaign series 94; Перну Р., Клен М.-В. Жанна д'Арк. М., 1992; Райцесс В. Жанна д’Арк: факты, легенды, гипотезы. СПб., 2003.

12. Seulette suis, et seulette vueil estre,

Seulette m’a mon doulz amis laissee,

Seulette suis sans compagnon, ne maistre,

Seulette suis, doulente et courrouce,

Seulette suis, en langour mesaisee,

Seulette suis, pluz que nulle esgaree,

Seulette suis, senz ami demouree.

Pierson A. La littérature française avec des notices biographiques et littéraires. Amsterdam, 1876. Т. I. Р. 55.

13. О Николетте из Корби: Belloy P. Les vies de Ste Colette Boylet de Corbie. Paris, 1911; Prevenier W., Blockmans W. Op. cit. Р. 71-73; Lange Y. Mission San Xavier Del Bac: A Guide to Its Iconography. University of Arizona Press, 2004. Р. 55.

Приложения к Главе I

 

Иллюстрация 1. Адам и Ева в раю.

Симон Мармион. Страница из «Семи дней сотворения мира». Валансьенн, 1460 г.

Королевская библиотека Бельгии, Брюссель.

 

 

 

Иллюстрация 2. Рыцарь «Сердце» в сопровождении пажа «Желание» и спутницы «Меланхолия» готовится к поединку с рыцарем «Тревогой», который охраняет мост надежды от всех влюбленных.

Страница из «Сердца, объятого любовью» Рене Анжуйского, 1460-1470 гг.

Национальная библиотека Австрии, Вена.

 

Иллюстрация 3.

Иероним Босх. Семь смертных грехов. Фрагмент «Гордыня». 1475-1480 гг.

Музей Прадо, Мадрид

Иллюстрация 4.

Жанна д’Арк, Орлеанская Девица, со штандартом.

Миниатюра из фламандского манускрипта, конец XV в. Национальный архив, Париж.

 

 

 

 

Иллюстрация 5. Кристина Пизанская (стоит на коленях) и королева Франции Изабелла Баварская.

Миниатюра из «Книги королевы» Кристины Пизанской. Париж, 1410-1414 гг.

Британская библиотека, Лондон.

 

Иллюстрация 6.

Знатные дамы и монашка.

Миниатюра из «Сада добродетельного утешения» Пьера д’Эйи. Брюгге, 1475 г.

Национальная библиотека Франции, Париж.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: