Экономика Германии в период между двумя мировыми войнами.




Модели выхода из кризиса 1929-1933 гг.

США в период между двумя мировыми войнами.

Экономика Германии в период между двумя мировыми войнами.

Россия и СССР в 20-30-е гг.

По итогам I Мировой войны американское общество вошло в период экономического бума и казалось, что устойчивое развитие страны достигнуто и будет продолжаться. Но 26 ноября 1929 г. с краха на Нью-Йоркской фондовой биржи начался кризис американской экономики, ставший затем и частью мирового экономического кризиса. За резким падением курса ценных бумаг последовали падение цен, промышленности и сельского хозяйства, беспрецедентный рост безработицы. Причинами резкого сокращения деловой активности стал целый комплекс противоречий:

- между накопленным производственным потенциалом и все еще низким платежеспособным спросом большинства американцев;

- диспропорции в развитии отдельных отраслей национальной экономики;

- монополизированная структура национальной экономики уже утратила способность к саморегулированию, что привело к завышению цен на товары и услуги многих монополий, усилению спекулятивных процессов в финансовой и банковской сфере.

Спад производства и кризис продолжались в течение 3 лет с 1929-1933гг. (производство сельскохозяйственных орудий и трудовых средств упало на 80%, производство зерновых – на 35-45%, цены на сельскохозяйственную продукцию снизились на 60%, разорились 135 тыс. фирм, 5760 банков, около миллиона фермерских хозяйств).

На основе этих исторических событий происходит изменения научных представлений об общих закономерностях развития капитализма. Появляются новые идеи относительно причин кризиса и путей выхода из него. На первый план выдвигается идея о том, что если рыночная экономика не может обеспечить стабильное экономическое развитие общества, определенный уровень благосостояния его членам, то роль координатора должно взять на себя государство. По существу была создана теория государственного регулирования национальной экономики. Автором ее был Джон Мейнард Кейнс, а впервые идеи Кейнса нашли воплощение в программе реформ президента США Франклина Делано Рузвельта (стал президентом в 1933 г.) – "новый курс". Восстановление хозяйства началось со спасения банковской и финансовой системы. Новый закон о банках запрещал вывоз золота за границу; были закрыты все банки; затем предусматривал возобновление деятельности банков на основе кредитов, предоставленных из федеральной резервной системы, кредиты предоставлялись наиболее благополучным банкам, эти меры позволяли регулировать кредитную и денежную массу. Закон предусматривал отказ от золотого стандарта, изъятие золота из обращения проходило на основе скупки золотого запаса у банков. Сосредоточив золотой запас в Федеральном казначействе, правительство получило возможность регулировать курс национальной валюты. Закон о восстановлении национальной промышленности (1933 г.) вводил систему государственного регулирования промышленности – предполагал разработку «Кодексов честной конкуренции», где устанавливались правила честной конкуренции, занятости и найма. Кодексы устанавливали объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, политика цен. За рабочими признавалось право создавать профсоюзные объединения, то есть право на полную защиту своих интересов, требования заключения коллективного договора с предпринимателем, т.е. рабочие удерживались от классовой борьбы. Была введена систему общественных работ: безработные привлекались на общественные работы, получая за это питание и небольшую плату. В условиях массовой безработицы не поддерживать их государство не могло, но проводило это через строительство общественно необходимых объектов – дорог, освоение удаленных территорий, аэропортов и т.п.

Основные положения налоговой реформы: переносила центр тяжести на доходы физических лиц, несколько повышая общий уровень налогообложения. Закон о регулировании сельского хозяйства (1933 г.) предусматривал сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермер получал компенсацию. Цель – сократить предложение сельскохозяйственной продукции и повысить цены. Были предприняты меры по финансированию государством фермерской задолженности банкам. "Национальный акт о трудовых отношениях" (1935 г.) закреплял право полной защиты рабочими своих интересов через профсоюзы и трудовые договоры; право проведения стачки; администрация не могла вмешиваться в дела профсоюзных организаций; судам вменялась в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. "Закон о социальном обеспечении" вводил систему пенсий по старости и пособие по безработице; пенсионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий; нормы пенсионного обеспечения были едины по всей стране. "Закон о справедливых условиях труда" (1938 г.) запрещал использование детского труда; на федеральных предприятиях устанавливались единые нормы оплаты труда; ее минимальный и максимальный уровень; максимальный предел рабочей недели. Эти меры позволили оживить промышленность, остановить кризис в сельском хозяйстве. Для американской системы ценностей, основу которой составляют представления о равенстве возможностей создать свое дело и разбогатеть, такие преобразования были действительно революционными. Подобные преобразования несколько позже проведут и другие развитые страны (в основном после Второй Мировой войны). В результате мировое хозяйство вступает в новую стадию смешанной экономики. Отличительные черты экономики на этом этапе:

- массовое производство потребительских товаров, значительная часть которых доступна всем слоям населения, хотя бы через систему долгосрочного кредита;

- продолжение антагонизма интересов труда и капитала на основе роста доли заработной платы в ВВП и участия работников в прибылях компаний и корпораций, через владение акциями;

- сохранение и развитие института частной собственности как базового экономического института общества; ограничение наиболее разрушительных форм монополии, при сохранении конкуренции и механизма рыночного ценообразования в качестве основных элементов экономики, обеспечивающий устойчивый экономический рост;

- утверждение значительной роли государственного регулирования экономики и социальной сферы, осуществляется посредством законодательной деятельности, налогообложения, государственных расходов и государственного предпринимательства;

- достижение принципов социального согласия в обществе на основе широких социальных программ, гарантирующих большинству населения равные экономические права и стартовые возможности (образование, здравоохранение, страхование), социальную защиту определенных групп, учет интересов социальных, национальных и других меньшинств.

Экономика Германии в период между двумя мировыми войнами.

Первая мировая война завершилась, не оправдав надежд зачинщиков и не разрешив острейших противоречий, но принеся бедствия народам многих стран. По условиям Версальского мирного договора Германия лишилась Эльзаса и Лотарингии и на 15 лет права эксплуатации Саарского угольного бассейна, а следовательно значительной части годовой добычи железной руды, каменного угля и производства стали. Часть бывших окраин Германской империи перешла к Бельгии, Дании, Польше и Литве, а также она лишилась своих заморских владений. В отношении вооруженных сил вводились существенные ограничения. Кроме того Германия обязана была возместить убытки, понесенные державами победительницами, в виде репараций, сумма которых составила 132 млрд. золотых марок. Наряду с тяжестью условий Версальского мирного договора война по- влекла с собой значительные людские потери, огромные военные расходы, из строя выходило изношенное и устаревшее оборудование. Общий объем про- мышленного производства по сравнению с 1913г. сократился на 43%. Все при- знаки сильнейшего экономического кризиса были налицо: снижение объема производства, сужение внутреннего рынка, сильный рост цен и гиперинфляция, снижение почти на четверть заработной платы и массовая безработица. Поверженная Германия вступила согласно решению мирового сообщества в эпоху послевоенного экономического возрождения. Первой наиболее радикальной мерой стала денежная реформа (1923г.), проведенная в целях прекращения инфляции. Но вскоре страны Запада проявили глубокую заинтересованность в скорейшем восстановлении хозяйства Германии и прежде всего ее военно-экономического потенциала. В августе 1924г., на Лондонской конференции держав-победительниц была принята программа ослабления условий репараций, так называемый "план Дауэса". Далее последовали Локарнские договоры (1925 г.), которые обеспечили смягчение ряда ограничений: отмену военного контроля над германской военной индустрией и народным хозяйством, эвакуацию французских войск из Саара, снятие ограничений для гражданской авиации. В этот период значительно усилилось участие западных капиталов в промышленности Германии в виде займов, прямых инвестиций, скупки акций. Всего она получила в виде кредитов от США и Великобритании до 21 млрд. марок. Во второй половине 20-х годов промышленное производство страны оживилось, и к концу десятилетия был превышен довоенный уровень промышленного производства. Восстановились и позиции германских фирм на мировом рынке. Например, из 300 международных монополистических объединений германский финансовый капитал участвовал в 200. Таким образом, американские и английские займы, иностранные инвестиции определили быстрое восстановление хозяйства на новой технической основе. Этому способствовали также высокий уровень научно-технической мысли, высокая квалификация рабочей силы Германии, внедрение в производство методов "научной организации труда". В июне 1929г. в условиях надвигающегося мирового экономического кризиса план Дауэса был заменен новым репарационным планом – планом Юнга, который определил новые льготы для Германии (снизили общий объем репараций, объем ежегодных платежей). Однако, германская экономика, как и экономика других стран мира, подверглась испытаниям, вызванным Великой депрессией 1929-1933г. Кризис в Германии был более сильным, чем в других странах Европы. К 1932 г. промышленное производство в Германии, по сравнению с 1929 г., сократилось на 40%, число полностью и частично безработных достигло 8 млн. человек. На фоне всеобщей нестабильности к власти в начале 1933 г. пришли нацисты. Они сформулировали цель развития страны и лозунги, которые объединили усилия всех слоев населения для ее достижения. Их экономическая программа была целиком сориентирована на подготовку к войне за "жизненное пространство для нации", что соответствовало интересам монополий и общест- венным настроениям. Это означало милитаризацию хозяйства и курс на автаркию - самообеспечение всеми необходимыми ресурсами. Для перевода всей экономики на военные рельсы был создан сложный аппарат государственного регулирования. Его основу составил "фюрер-принцип" - подчинение всех секторов хозяйства и групп предприятии приказам уполномоченных чиновников. В 1933 г. был принят "Закон о принудительном картелировании мелких и средних предприятий", а в 1934 г. - "Закон о подготовке к органическому построению германского хозяйства". Министр экономики Я.Шахт получал полномочия на создание, роспуск или слияние хозяйственных объединений и назначение их руководителей. Закон "Об организации национального труда" (1934) запрещал профсоюзы стачки, свободный переход рабочих с одного предприятия на другое, объединение рабочих и фабрикантов в единый "Немецкий трудовой фронт", регулировавший по согласованию с министерством экономики заработную плату. Для населения от 18 до 25 лет была в 1935 г. введена трудовая повинность; к 1938 г. она стала всеобщей. особое направление составляла идеологическая работа с населением, особенно с молодежью, что позволило к 1939 г. вырастить людей с необходимыми взглядами на устройство мира и место своей страны в нем. Для регулирования сельского хозяйства было создано "имперское сословие по продовольствию"; земледельцы были объявлены "солдатами фронта питания". Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции. В 1936 г. началось осуществление 4-летнего плана мобилизации ресурсов для обеспечения полной боеготовности Вермахта - вооруженных сил нацистской Германии. Предприятия, признанные решающими в военном отношении, в первую очередь обеспечивались кредитами, сырьем, рабочей силой. В то же время были запрещены инвестиции в текстильные и ряд других отраслей. Выдвинув лозунг "Пушки вместо масла", правительство ограничило ввоз продовольствия и жестко регламентировало внешнеторговые отношения и расходование иностранной валюты для закупок стратегического сырья. Недостаток нефти, каучука, цветных металлов и других видов ресурсов Германия стремилась восполнить энергичными мерами по налаживанию производства синтетических материалов - искусственного каучука, пластмасс, химического волокна и т.д. Милитаризация экономики вела к увеличению масштабов государственного предпринимательства. Государственный сектор возрос и за счет "ариизации" промышленных предприятий, принадлежавших еврейскому капиталу. Удельный вес военных отраслей в совокупной промышленной продукции к 1939г. составил 80%. Мощная промышленность и последовательная концентрация всех ресурсов страны в руках государства подготовили германскую агрессию в Европе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: