Задание 3. физиология человека.




Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Учебный год. 10 КЛАСС

Задания практического тура

Максимальный балл – 60

Задание 1. ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ

(мах. 20 баллов)

Наблюдение признаков повреждения клетки

Инструкция по выполнению.

Уважаемые участники олимпиады, Вам предлагается рассмотреть ход выполнения практической работы, включающей объект исследования, реактивы и оборудование, порядок выполнения. При изучении порядка выполнения работы нужно вставить пропущенные слова, используя свои знания о физиологии растений и предложенную информацию о практической работе.

После изучения практической работы «Наблюдение признаков повреждения клетки » необходимо сделать вывод.

Исходная информация: Цитоплазма обладает сложной прижизненной структурой, с которой связаны ее свойства и функции. Важнейшее из этих свойств - избирательная проницаемость. Живая цитоплазма не удерживает в себе витальные красители, которые свободно проходят в вакуоль и окрашивают клеточный сок. После гибели или при повреждении клетки красители задерживаются в самой цитоплазме в результате изменения нативной (прижизненной) структуры белков. Цитоплазма и ядро приобретают соответствующую окраску. Подобно метиленовой синей краска нейтральный красный способна проникать в живые клетки и накапливается в них в больших количествах. При непродолжительном пребывании клеток в растворе нейтрального красного цитоплазма не отмирает, в чем можно убедиться, вызвав плазмолиз окрашенных клеток (плазмолизироваться могут только живые клетки). Нейтральный красный – двухцветный индикатор: в кислой среде (рН < 6) он имеет малиновую окраску, в щелочной – желтую.

Объект исследования. Луковица с непигментированными чешуями.

Реактивы и оборудование. Раствор нейтрального красного (1:1000), 1 М KNO3, 10-процентный раствор аммиака, вода, химические стаканы на 100 мл. Микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, кисточки, препаровальные иглы, лезвия безопасной бритвы, пипетки

Порядок выполнения работы. Срез с чешуи непигментированной луковицы выдерживают в слабом растворе ___________________________ в течение 20 мин. После окрашивания срез помещают на предметное стекло в каплю ___________________, накрывают покровным стеклом и рассматривают под микроскопом при малом, а затем при среднем увеличении. У живых клеток вакуоли окрашиваются ___________________________ в ___________________________ цвет, а цитоплазма и ядро _____ окрашиваются. У мертвых клеток оструктуренные цитоплазма и ядро окрашиваются этим красителем. Не снимая препарат со столика микроскопа, фильтровальной бумагой отсасывают воду из-под покровного стекла и вводят под него каплю ___________________________. После этого наблюдается ___________________________, накопивших краску в ___________________________, подтверждающий, что эти клетки ___________________________. Чтобы проследить за изменениями в клетке при ее повреждении и гибели, применяют сильный яд - ___________________________. Из-под покровного стекла фильтровальной бумагой отсасывают КNО3 и заменяют его каплей ___________________________. Окраска среза становится ___________________________, так как в присутствии ___________________________ кислая реакция клеточного сока изменилась на ___________________________. В погибших под действием ___________________________ клетках цитоплазма и ядро приобретают видимую в микроскоп структуру и окрашиваются в ___________________________.

Вывод: Какая протоплазма свободно пропускает краситель, а какая избирательно?

________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Задание 2. Зоология позвоночных

(мах. 20 баллов)

1. Рассмотрите предложенный череп млекопитающего животного. Определите, к какому отряду принадлежит данный объект.

Отряд _________________________________

 

2. Особенности зубов млекопитающих (число, особенности расположения, степень дифференцировки, сочетание типов зубов и т.д.) служит одним из систематических признаков. Запишите зубную формулу объекта, используя обозначения: резцы (I), клыки (C), малые коренные (P), большие коренные зубы (M).

Зубная формула ___________________________________.

3. [4 балла] Определите, к какой экологической группе по типу питания относится данный объект. Укажите знаком Х положение объекта в соответствующей графе таблицы.

Плотоядное животное Растительноядное животное Смешанноядное (употребляет и растительный, и животный корм)
Хищник Насекомоядное Преимущественно травоядное Питается преимущественно семенами Поедающее преимущественно ветви, кору, листья
           

Задание 3. физиология человека.

(мах. 20 баллов

Рассмотрите рисуноктранспорта мочевины между канальцами и кровеносными сосудами. Значения в овалах - содержание (в %) от отфильтрованного (100%).

 

Ответьте на вопросы.

1. Какой процент мочевины фильтруется в почках?

________________________________________________________________________________

2. В какой части нефрона реабсорбируется мочевина?

________________________________________________________________________________

 

Укажите на рисунке стрелкой цифрой 1 данный отдел нефрона

3. В какой части нефрона секретируется мочевина?

________________________________________________________________________________

 

Укажите на рисунке цифрой 2 данный отдел нефрона.

4. Какой процент мочевины содержит венозная кровь, покидающая почку?

 

________________________________________________________________________________

 

Проверил ________________/ ___________________

ФИО

Перепроверил_____________/___________

ФИО



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: