Преподавание истории в школах Франции




Система школьного образования во Франции имеет сложную структуру, в которой выделяются классические школы, колледжи и лицеи, гимназии и техникумы. Во всех учебных заведениях история, как предмет преподается в большем или меньшем объеме, но всегда с акцентом на современность. В действующих образовательных программах превалируют учебные пособия по истории XX века.

Преподавание истории начинается со второго года обучения и продолжается до последнего года обучения в элементарной школе-восьмилетке, а также в высшей элементарной школе, где курс обучения длится три года.

Таким образом, в элементарной школе история изучается семь лет, а в высшей элементарной школе - три года.

В системе школ, которые готовят в университет, т. е. в лицеях и коллежах, преподавание истории продолжается в течение одиннадцати лет: четыре года в приготовительных, или элементарных, классах и семь в основных.

Французская модель исторического образования имеет наибольшее сходство с российской. В отличие от США, во Франции уроки истории в школе имеют высокий статус, ее значение как средства политического воспитания осознано обществом еще в начале XIX века, когда разногласия в преподавании этой дисциплины явились причиной для идеологического противостояния. Отличительными чертами преподавания истории, является:

Во - первых объединение её с географией в единый предмет, являющийся обязательным на протяжении всего периода обучения. Таким образом, история и география не разделяются в сознании школьников.

Во - вторых, особый акцент делается не на самостоятельность в работе с источниками, а на доминирующую роли учителя и учебника по геоистории. Стиль преподавания, по выражению определяется формулой: «Я обучаю, ты выучиваешь».

Французские методисты рекомендуют учителям при отборе материала концентрировать внимание учащихся лишь на тех фактах, которые иллюстрируют идеи, имеющие особенно важное значение для "формирования мировоззрения", т. е. буржуазного мировоззрения. В качестве центральных моментов истории Франции они выдвигают следующие: рост территориального и политического могущества Франция, рост ее культурных достижений, характеристику Третьей республики.

Значительное место отводится в курсе истории развитию культуры во Франции, успехам техники, науки, искусства. С историей других народов учитель знакомит детей только в тех случаях, когда это связано с историей Франции.

Преподаватели истории должны максимально ограничивать количество сообщаемых фактов, событий, дат, имен, отнюдь не перегружая ими память учащегося и сообщая лишь то, без чего не может быть систематического изложения курса и что является безусловно необходимым для "воспитания мировоззрения". Но изложение фактов и событий, иллюстрирующих основные идеи, должно быть максимально ярким и рельефным.

Приемы преподавания истории:

Большое внимание уделяется выработке у учащихся правильных представлений о времени. Инструкция рекомендует предпослать курсу истории этого года ряд уроков, имеющих целью уяснить детям "хронологические понятия". При помощи ряда упражнений дети должны научиться отличать длительность жизни человеческого поколения, длительность века и т. д. Эти понятия должны быть объяснены детям на простых примерах, заимствованных из элементарного курса истории, который уже пройден учащимися в течение предыдущих четырех лет, а также из современности.

Во французской педагогике широко применяется принцип наглядности. В это понятие входит прежде всего так называемая "чувственная наглядность", т. е. усвоение знаний при помощи контакта с самим предметом или его изображением. На принципе "чувственной наглядности" базируется прежде всего преподавание истории детям младшего возраста (семи и восьми лет). Первые уроки истории для детей этого возраста сводятся просто к тому, что учитель показывает им картинки, изображающие какие-нибудь факты и события из истории Франции, и объясняет их.

Методика преподавания истории подчеркивает, что уже на среднем курсе элементарной школы, т. е. на четвертом и пятом годах обучения, а в особенности на шестом, седьмом и восьмом годах приобретает большое значение логический элемент. Учитель не может уже ограничиваться простым изложением фактов и их расположением: он должен заботиться о том, чтобы дети понимали причинную связь между фактами.

Существует также "активный метод" на уроках истории, т. е. диалогическая форма, форма бесед. Опираясь на картину, гравюру, на знания, которые ужо прежде усвоены детьми, преподаватель ставит им ряд хорошо продуманных вопросов, на которые дети отвечают. Исправляя, обобщая и дополняя ответы детей, преподаватель приводит к прочному усвоению прорабатываемой темы. Этот прием считается полезным тем, что стимулирует внимание детей, заставляет их вникать в вопросы, обдумывать ответ, т. е. принимать активное участие в уроке. Этот прием считается одним из наиболее трудных, требующих от учителя большого опыта и искусства.

Говоря о методике преподавания истории во французской школе, необходимо также, упомянуть о местной истории, которой уделяется большое место в методической литературе. Местная история должна знакомить учащихся с прошлой историей данной местности.

С этой целью устраиваются экскурсии к историческим памятникам, даются задания осмотреть местные памятники и исторические постройки, сохранившиеся с того времени, когда Галлия находилась под властью римлян, осмотреть развалины замков, которые остались от средневековья, узнать, какие следы оставила в данной местности мировая война, и т. д.

Методика преподавания истории в лицеях и коллежах уделяет внимание вопросу о приемах объяснения учащимся отрывков из первоисточников. Чтение первоисточников рекомендуется как средство сделать урок конкретным и наглядным.

В тех же случаях, когда содержание пли словарь текста представляет большие трудности, учитель должен дать точное объяснение каждого термина, объяснить логическую структуру документа, остановиться на обстановке, в которой он возник. Все наиболее трудные термины должны быть внесены в особую тетрадь, в исторический словарь ученика.

Специалисты в области педагогики считают важным развитие у учащихся школ Франции стратегии поиска информации по изучаемым проблемам в разных хранилищах (библиотеках, собраниях CD-ROM, каталогах веб-сайтов, ресурсах Интернета).

В двух последних классах лицеев и коллежей во Франции практикуется уже в течение многих лет чтение лекции, но преподаватели часто сводят их к пересказу учебника. По этому поводу выпущен ряд циркуляров, запрещающих диктовать лекции и повторять в них учебник (министерский циркуляр 1922 года вошел в новые программы средней школы, выпущенные в 1938 году).

Программа по истории с момента своего появления в учебных планах средней, а затем и элементарной школы ставит себе цели "морального" воспитания, т. е. воспитания идеологии, соответствующей интересам господствующего класса. Учебники практической педагогики, по которым готовятся будущие учителя элементарной школы, и методические статьи по вопросам преподавания истории постоянно напоминают учителю о том, что он должен преподавать историю так, чтобы она служила иллюстрацией к урокам "морали" и "граждановедения".

Говоря о методике преподавания история в средней школе Франции, необходимо еще упомянуть о координации работы учителей разных дисциплин. Так например преподавателю истории рекомендуется сговариваться с преподавателем французского языка о том, чтобы он читал с учениками литературные произведения или отрывки из них, которые могут служить иллюстрацией к тем или иным урокам истории. Особенно тесная связь устанавливается с преподавателем география.

Немаловажным является вопрос о преподавании Истории России в современных школах Франции, и о том, как отражается история нашей страны во французских учебниках истории.

Учебники по геоистории разделяются на шесть уровней, каждый из которых имеет свой познавательный ресурс, причем исторические разделы в них занимают достаточно большое место. Учебники написаны авторскими коллективами и содержат некоторые сведения о России. Например, учебник по истории и географии для выпускных классов гимназий включает главы по истории России с 1850 по 1914 гг. и полностью советский период. В учебнике под редакцией профессора Жака Марселя помещена большая глава об образовании СССР, аналогичные главы можно найти и в других учебниках. Некоторые учебники касаются истории России при рассмотрении общих тем, например таких, как Вторая мировая война и послевоенное устройство мира.

Как правило, до XX в. российская история представлена во всех французских учебниках очень скупо и эпизодически. История России XVIII-XIX вв. во французских учебниках также освещается очень ограниченно. Упоминания о ней связаны в основном с деятельностью Петра I и Екатерины II, Французской революцией конца XVШ века, империей Наполеона и господством автократических режимов в Европе.

Так, Петр I описывается как продолжатель экспансионистской политики России, «прорубивший окно в Европу» путем завоевания прибалтийских стран и возведения Санкт - Петербурга. В России же личность Петра рассматривается прогрессивная и новаторская, выведшая государство на новый этап исторического развития.

Совсем обходят молчанием французские авторы восстание декабристов 14 декабря 1825 г. и общественно-политические движения 30-50-х гг. XIX века, объективно заложившие фундамент демократических преобразований в России. Французские авторы весьма негативно оценивают господствовавший в стране самодержавный строй, рассматривая Россию (вместе с Германией и Австро - Венгрией) в качестве оплота политической реакции в Европе.

Французские авторы, совершенно исключают из своих повествований великие достижения российской науки и культуры XIX в. В них ничего не говорится о глубоких духовных связях, установившихся между Россией и Францией в этом столетии, хотя известно, какое огромное влияние оказали эти страны друг на друга.

Во всех французских учебниках эпоха крушения российской монархии и образования СССР излагается достаточно подробно, с привлечением иллюстративных материалов и документальных источников.

Курсы истории в элементарной и средней школе извращают законы общественного развития и внушают учащимся антинаучные, идеалистические представления о развитии социальных отношений. Выбор фактов, излагаемых на уроках истории, а также и трактовка исторических событий подчинены цели прославления капиталистических порядков.

Французские программы оставляют желать многого не только с точки зрения содержания и политических установок, но и с методической стороны. Программы младших классов слишком перегружены материалом, недоступным детям семи - восьми лет, в то же время теоретический уровень программы для старших классов является низким и не обеспечивает умственного роста учащихся. Недостатком методики преподавания истории является система зубрежки.

 

Однако кое-какие методические приемы преподавания истории, выработанные на основе опыта лучших учителей массовой школы Франции, заслуживают внимания. Среди них нужно отметить приемы изложения материала учителем, от которого требуются ясность, краткость, четкость я красочность, способная воздействовать на воображение и чувство. Заслуживают также внимания и попытки отдельных преподавателей средней школы, которые систематически прививают учащимся навыки самостоятельной работы с книгой.

Источники и литература:

· Вульфсон Б. Л. Школа современной Франции. - М., 1970.

· Соколов А.Б. «Современный зарубежный опыт преподавания истории в школе» // Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» № 6, 2010 г.

· Седов Л.Н. а Французская система образования // Журнал «Обучение за рубежом». - 2002, № 10.

· Французская система образования // Журнал «Обучение за рубежом». № 10, 2002 г.

· https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ПРЕПОДАВАНИЕ-ИСТОРИИ-ВО-ФРАНЦУЗСКОЙ-ШКОЛЕ

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: