Содержание разделов учебной дисциплины (модуля) «Психология»
Тема 1. Психология как наука, практика, профессия
1.1. Предмет и объект психологии Становление психологической науки. Основные этапы эволюции психологических знаний.
1.2. Соотношение субъективной и объективной реальности Понятие о психике. Функции психики. Основные формы проявления психики (психические процессы, психические состояния, психические свойства). Активность психики (души).
1.3.Место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Различия житейских и научных психологических знаний.
1.4.Методы психологии (наблюдение, опрос, тест, эксперимент, моделирование).
1.5.Психология как профессия. Прикладные направления психологии. Этические моменты психологической профессии.
Тема 2. Развитие психики
2.1.Природа психического и носители психики. Психика и организм. Теория возникновения психики А.Н.Леонтьева. Критерии психического. Этапы развития психики.
2.2. Психика, поведение и деятельность. Онтогенетическое развитие психики человека. Периодизация жизни человека, понятие кризиса и сензитивного периода в психическом развитии. Высшие психические функции.
2.3.Возникновение и развитие сознания. Роль труда и речи в развитии сознания. Общественная природа сознания. Самосознание, его значение. Неосознаваемые механизмы сознательных действий (автоматизмы первичные и вторичные, перцептивные и умственные; установки моторные, перцептивные, умственные и социальные; сопровождения сознательных действий), неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы.
Тема 3. Феномен человека в психологии. Понятие личности в психологии.
3.1.Общее и индивидуальное в психике человека. Индивид и индивидуальность. Понятие о личности. Личностный уровень развития человека и его социальная обусловленность. Этапы становления личности. Движущие силы и механизмы формирования личности.
3.2.Типология личности. Методы исследования личности. Структура личности. Направленность личности.
3.3.Потребностно-мотивационнная сфера личности. Типы и функции мотивов, иерархия мотивов. Убеждения, мировоззрение, личностные установки.
3.4.Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязаний. Механизмы психологической защиты. Психическое здоровье личности. Аномалии личностного развития.
Тема 4. Индивидуально-психологические особенности личности
4.1. Понятие темперамента, проблема поиска органической основы темперамента. Теории темперамента: гуморальные концепции (взгляды Гиппократа, Галена, Канта, Лесгафта), соматические концепции (взгляды Кречмера и Шелдона), церебральные (взгляды Павлова, Теплова, Небылицына). Энергетические концепции (взгляды Стреляу). Системная концепция темперамента. Понятие об экстраверсии и интроверсии.
4.2.Влияние темперамента на поведение (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность). Психологические характеристики темперамента (сензитивность, активность, реактивность, пластичность, ригидность).
4.3. Характер, его структура, типология и проявления. Акцентуации. Симптомокомплекс свойств характера. Формирование характера. Темперамент и характер: взаимосвязь.
4.4. Задатки и способности. Общие, специальные и паранормальные способности. Развитие способностей.
Тема 5. Человек как субъект деятельности
5.1.Понятие о деятельности. Предметный характер деятельности. Структура деятельности: деятельность, действия, операции. Психофизиологический уровень деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Интериоризация.
5.2. Освоение деятельности: формирование навыка, умения, привычки. Структура навыка. Взаимодействие навыков. Принцип активности.
5.3.Основные виды деятельности и их развитие у человека. Игра. Учение. Труд. Понятие о ведущей деятельности.
5.4.. Потребности и мотивы. Эмоции и личностный смысл.
Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности
6.1.Понятие о чувствах. Чувства и потребности. Функции эмоций. Базовые эмоции и средства их выражения. Высшие чувства.
6.2.Формы переживания чувств: эмоции, аффекты, чувства, настроения. Переживания. Состояния эмоциональной напряженности. Стрессы. Агрессивность. Тревожность. Фрустрация. Одиночество. Скука. Астения. Фобии. Навязчивые состояния. Неврозы. Эмоциональные расстройства.
6.3.Понятие о воле. Свобода воли. Теоретические подходы к объяснению волевого поведения. Мотивационная сфера личности и волевое поведение. Личностный смысл и волевое поведение. Цели и намерения. Механизмы волевых процессов.