Понятие о мышлении. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Логические операции мышления: сравнение, анализ синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Определение понятий. Индукция и дедукция. Мышление и эмоции. Аутистическое мышление.
Особенности творческого мышления. Образное мышление и понятийное. Мышление и речь.
Принцип развития в психологии мышления. Развитие мышления в филогенезе. Основные направления исследований мышления животных. Принципиальные различия мышления человека от интеллектуального поведения животных. Развитие мышления в антропогенезе. Зарождение мышления и трудовой деятельности человека. Социальная и культурная обусловленность мышления. Первобытное мышление. Кроскультурные исследования мышления.
Основные стадии развития мышления в онтогенезе. Проблема соотношения исторического и онтогенетического развития мышления.
Мышление и проблема “искусственного интеллекта”. Применение психологических знаний о мышлении в информатике и практике компьютеризации.
Теории мышления в психологии. Ассоциативная теория мышления. Представление о мышлении в бихевиоризме и гештальтпсихологии. Теория Мышления, включающая операции анализа, обобщения, сравнения и классификации (С.Л. Рубинштейн). Мышление как рефлексия, созерцание, решение задач. Деятельностная теория мышления (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов). Психоаналитический подход к мышлению. Мышление как информационный процесс в когнитивной психологии.
Прикладные проблемы психологии мышления.
Методы исследования мышления человека.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ
Семинарские занятия
ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА 1.3.: Методология психологии. Основные психологические теории и направления. Основные психологические школы.
Вопросы для обсуждения. Современная психология за рубежом. Теория бихевиоризма, ее основные идеи и представители (Дж. Уотсон, Э. Торндайк). Необихевиоризм. Вклад Э.Толмена, К. Халла Б.Ф. Скиннера и др. Гештальтпсихология ее основные положения. Вклад М.Вертгеймера, К. Коффка, В. Келера в развитие этого направления. Теория «поля» К. Левина. Генетическая психология Ж.Пиаже. З.Фрейд и его теория Психоанализа. Представители психодинамического направления К.Г. Юнг и А. Адлер, их теории «Аналитическая психология», «Индивидуальная психология». Неофрейдизм К.Хорни, Э.Фромма, Г. Салливена. Гуманистическая психология - К. Роджерс, Р.Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт – их вклад в психологию.
Психическое развитие человека в трудах отечественных психологов. Теория «Развития высших психических функций» Л.С. Выготского. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. Вклад в становление психологии С.Л. Рубинштейна. Общая теория психического развития в советской психологии.
ЗАНЯТИЕ 2. ТЕМА 1.5.: Деятельность. Виды деятельности / 2ч.
Вопросы для обсуждения: Понятие о деятельности и деятельностном подходе в психологии. Сущность и значение принципа единства сознания и деятельности.Принципиальные отличия деятельности человека от поведения животных. Основные характеристики деятельности человека: предметность, субъективность, общественная природа. Предметное содержание деятельности: потребности и их виды, мотивы, цели, условия осуществления деятельности. Структурные элементы деятельности: действия, операции. Динамика деятельности. Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, проектирование, программирование, планирование. Реализация, контроль, коррекция, оценка. Игровая деятельность и ее психологические особенности. Учебная деятельность и ее психологические особенности. Психологические особенности трудовой деятельности и ее роль в формировании личности.
ЗАНЯТИЕ 3. ТЕМА 3.1.: Проблема личности в психологии / 2ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и структура личности (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Ковалев, А.В. Петровский).
2. Самосознание личности.
3. Проблема развития личности в разных психологических школах:
а) психоанализ;
б) бихевиоризм;
в) индивидуальная психология;
г) аналитическая психология;
д) гуманистическая психология;
е) когнитивная психология;
ж) отечественная психология
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРУ.
1. Сделать сравнительную таблицу по следующей схеме:
Название теории | Авторы теории | Условия развития | Источники развития | Определение личности |
ЗАНЯТИЕ 4. ТЕМА 4.2. Темперамент и характер / 2ч.
Вопросы для обсуждения: Понятие о характере. Типология характеров. Общие основания для построения типологии характеров. Типология К.Кречмера (аргументы за и против). Система акцентуированных характеров подростков по А.Е.Личко. Акцентуированные типы характеров по К.Леонгарду. Социальные типы характеров по Э.Фромму. Структура характера. Формирование характера. Личность и характер.
ЗАНЯТИЕ 5. Тема 5.1.Психология мотивации личности / 2 ч.
Вопросы для обсуждения
1.Понятие о мотивации. Определение мотивации.
2.Представление о диспозиционных и ситуационных мотивациях. Основные мотивационные понятия: потребность, мотив, стимул, цель, побуждение, влечение.
3. Понятие о мотивации как сознательном и бессознательном процессе. Мотивы, потребности и регуляция деятельности. Основные мотивы и потребности человека, изучаемые в современной психологии.
4. Мотивация достижения успехов и избегания неудач.
5.Мотивация и личность. Мотивации и индивидуальные различия людей. Мотивы, потребности и черты личности человека.