Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины




При изучении дисциплины особое внимание студенту следует обратить не только на информационный аспект дисциплины, но и на ее практическую составляющую. Важная задача студента в освоении содержания курса - сформировать основы профессиональных педагогических умений: умений проектирования содержания и форм образовательного процесса, его анализа, организации, оценивания и коррекции; развить профессионально значимые способности в соответствующих видах профессиональной деятельности.

При изучении курса студенты могут использовать рабочую программу (РП) дисциплины. РП составлена в соответствии с ФГОС 3+ ВПО и включает в себя:

- тематический план, который дает представление студентам о последовательности изучения тем учебной дисциплины; характеризует структуру курса, формы организации учебного процесса (лекции, семинарские и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов);

- содержание теоретических разделов дисциплины дает представление о содержании, объеме и последовательности тем, изучаемых на лекциях;

- в содержании практических разделов дисциплины отражена тематика семинарских и лабораторных занятий, а также теоретические вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и практические задания для студентов;

- в программе самостоятельной познавательной деятельности студента приводится перечень тем индивидуальных заданий, вопросов для самостоятельного изучения, указаны содержание самостоятельной работы по каждому заданию, а также формы контроля по каждой теме;

- текущий и итоговый контроль. Этот раздел РП содержит образцы тестовых заданий, тематику контрольных работ, а также перечень вопросов, выносимых на зачет (экзамен); модульно-рейтинговую карту;

- перечень рекомендуемой литературы по дисциплине (основной и дополнительной ), которая может быть предоставлена студентам библиотекой ХГУ. Список содержит необходимый минимум литературы для изучения дисциплины;

- перечень ключевых слов включает основные понятия и термины, учебной дисциплины, знание которых поможет студенту в освоении курса.

Изучение дисциплины проходит в два этапа:

первый этап - аудиторная работа студента на лекциях, семинарских занятиях под руководством преподавателя;

второй этап - самостоятельная работа студента, в ходе которой теоретические знания применяются на практике, формируется готовность студента к профессиональной деятельности.

Подготовка к семинарскому занятию. При подготовке к семинарскому занятию студенту необходимо проработать все предлагаемые для обсуждения теоретические вопросы, полностью выполнить приведенные в плане практические задания. Подготовку необходимо начинать с отработки основных понятий темы – в этом поможет изучение рекомендованной литературы, а также обращение к содержанию лекций.

Для подготовки доклада или сообщения студент должен составить в рабочей тетради конспект из тезисов своего выступления, сделать необходимые выписки из рекомендуемых учебников и пособий, журнальных статей, нормативных документов и т.д.

Следующий этап подготовки к семинарскому занятию – выполнение практических заданий (разработка фрагментов уроков, планов-конспектов лекций, тестов и т.д.). Эти задания являются обязательными для выполнения и оформляются студентом в отдельной тетради для практических заданий. Преподаватель проверяет выполнение заданий в установленные сроки.

Самостоятельная работа. Важное место в изучении дисциплины занимает самостоятельная познавательная деятельность студента. Она включает задания различного уровня сложности и направленности, репродуктивного и творческого характера. Студенту предоставляется возможность выбора заданий из предложенных, однако необходимо согласовать с преподавателем содержание, сроки и формы представления результатов.

Оценка качества усвоения знаний и умений по дисциплине проводится в течение семестра в виде: контрольных и проверочных работ; тестов; терминологических диктантов.

Курс имеет теоретико-практическую направленность и основным методом изучения данной дисциплины является анализ теоретического материала и практическая работа с разнообразным справочным материалом. Студенту необходимо овладеть основными теоретическими блоками, представленными в программе. Поэтому серьезное внимание преподаватель уделяет организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, его самостоятельной и осознанной подготовке. Однако предполагается, что стиль общения преподавателя и студента — диалог на равных, т. е. преподаватель и студенты ищут ответы на возникающие вопросы вместе и постоянно обращаются к актуальным вопросам психологической науки и образования.

В ходе занятий студенты и преподаватель могут выносить на обсуждение и вопросы, обозначенные в программе курса, и те вопросы, которые ставит жизнь.

Работа на занятиях зачастую будет требовать разделения учебной аудитории на подгруппы. В ситуациях группового взаимодействия известно несколько вариантов разделения больших аудиторий на группы. Во-первых, можно обратиться к самим слушателям, чтобы они объединились в группы самостоятельно. Во-вторых, можно заранее подготовить жребий — небольшие листочки бумаги с написанными на них номерами подгрупп. В-третьих, аудиторию можно попросить рассчитаться на первый — N-ный (число должно быть кратно количеству предполагаемых подгрупп) В подгруппе может быть разное количество человек. Количественный состав групп зависит от времени, которое предполагает потратить преподаватель на обсуждение темы. Чем больше человек участвует в работе подгруппы, тем больше времени необходимо отвести ей для обсуждения того или иного вопроса.

Позитивная составляющая занятий достигается посредством ряда вопросов, адресованных студентам «Где эти знания можно использовать?» и «Что положительного для вас было сегодня на занятии». Эти вопросы можно задавать в конце каждого аудиторного занятия (независимо от формы его проведения), выделив для этого определенное время. Важно стремиться, чтобы каждый студент смог получить что-то положительное для себя.

Основная задача аудиторных занятий — не только обсудить и закрепить учебный материал, познакомить будущих специалистов с возможными формами его деятельности, отработать и закрепить на практике основные приемы и методы работы, но и сделать процесс изучения психологии профобразования в системе педагогического образования более привлекательным

Преподаватель может использовать разнообразные формы организации обучения как традиционные: лекция, семинар, практическое занятие (психологический практикум), коллоквиум, так и нетрадиционные, активизирующие мышление и деятельность студентов: групповая дискуссия, научная конференция, деловая игра, творческая лаборатория, психологическая консультация, тренинг личностного роста, социально-психологический тренинг.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: