Методические рекомендации преподавателю




 

Формы организации обучения:

Семинарское занятие

На семинарском занятии обсуждаются теоретические положения изучаемого материала, уточняются позиции авторов научных концепций, ведется работа по осознанию студентами категориального аппарата психологической науки, определяется и формулируется отношение учащихся к теоретическим проблемам науки, оформляется собственная позиция будущего специалиста. Метод обучения — диалог. Студенты, и преподаватель вправе задавать друг другу вопросы, которые возникли и могут возникнуть у них в процессе изучения и обсуждения материала. Делятся своими сомнениями, наблюдениями. Приводят доводы «за» и «против» той или иной позиции, обосновывают возможность применения на практике тех или иных теоретических положений.

Психологическая консультация — психологическая помощь.

Суть модельной ситуации, созданной преподавателем на занятии — это специально организованный процесс общения, посредством которого у студента – консультанта могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности для преодоления возникших проблем и трудностей. В целях решения учебной задачи психологическая консультация как форма проведения занятия предполагает обсуждение проблем, с которыми может столкнуться или уже сталкивается педагог в понимании психики, ее форм проявления, в процессе воспитания и обучения.

Ведется поиск решения обозначенных вопросов с опорой на теоретические знания и практический опыт будущих специалистов. А потому перед началом занятия преподаватель спрашивает слушателей о тех вопросах, которые возникают у них в процессе их профессиональной деятельности. Вопросы могут касаться самых разных ее сторон: взаимодействие педагогов в коллективе, их отношение к обучающимся и коллективу детей. Это могут быть и вопросы, имеющие отношение к сфере личных интересов и проблем студентов. На выдвижение вопросов отводится 5—10 минут. Вопросы записываются на доске. Затем следует выслушать тех, кто заявил вопрос. Выяснить, почему возник данный вопрос. Аудитория может задать встречные вопросы, для того чтобы для себя прояснить некоторые детали ситуации. В проведении дальнейшей работы возможны варианты:

а) ведущий спрашивает аудиторию о том, кто и какой именно вопрос
хотел бы обсуждать. Вопросы, не набравшие необходимого числа голосов (менее двух), заносятся в список вопросов, к которым можно будет вернуться и обсудить их на последующих занятиях. Слушатели, избравшие одинаковые вопросы, объединяются в подгруппы Лучше, если участником соответствующей группы будет и автор вопроса.

б) аудитория разбивается на пары в случайном порядке. В процессе работы оба участника попеременно выполняют роли «консультанта» и «клиента». Клиент заявляет проблему, консультант ее решает в соответствии с той учебной задачей, которую поставил на занятии преподаватель. Например, решить проблемную ситуацию с позиции психоанализа.

Подгруппам (и парам) отводится определенный промежуток времени на обсуждение вопроса и поиск ответа на него. По окончании работы заслушиваются представители групп (пар), которые рассказывают всем присутствующим о результатах работы.

Научная конференция

В данном случае научная конференция как форма проведения занятия — это разнообразие точек зрения на какую-либо проблему. Это подведение итогов самостоятельной деятельности студентов. Здесь могут быть представлены и результаты работы с литературой, и результаты проведенного мини-исследования самих студентов. Студенты самостоятельно ведут поиск литературы по вопросам, вынесенным на обсуждение.

Деловая игра

Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Эта форма проведения практического занятия позволит в занимательной и интересной форме отработать профессиональные навыки будущего специалиста умение планировать свою деятельность, проводить занятия с детьми, выстраивать взаимодействие в педагогическом коллективе. Также позволяет отработать студенту навыки по ведению психолого-педагогической работы с родителями и педагогическим коллективом. Такая форма позволит студенту осознать свои успехи и неудачи уже в учебной аудитории, определить при помощи преподавателя и своих коллег путь, по которому можно следовать дальше, повышая уровень своего профессионального мастерства.

В ходе данной формы работы на занятии задается модель будущей деятельности специалиста - проведение занятий и воспитательных мероприятий с обучающимися, родительских собраний и бесед с педагогическим коллективом. Роль детей, родителей и воспитателей, студентов колледжей и т. д. при этом исполняет аудитория слушателей. В рамках данной формы работы можно доверить проведение определенного практического занятия кому-либо из слушателей. В этом случае по окончании занятия слушатели в позитивном ключе обсуждают проведенное занятие, говорят о том, что получилось хорошо, высказывают пожелания коллеге о том, что необходимо сделать будущему педагогу, чтобы быть более эффективным в своей профессии.

Психологический практикум

В поле внимания в данном случае оказываются формирование исследовательских навыков и умений будущих специалистов, их способность выделить проблему, подобрать необходимые методы исследования, провести исследование, обработать и проанализировать полученные материалы, сформулировать выводы, использовать полученный материал в практической деятельности.

«Творческая лаборатория»

Специальным предметом рассмотрения данной формы аудиторного занятия является разработка необходимых правил и критериев деятельности студентов:

1. умение определять основные понятия категории психологии
(понимание структуры определения, законов их построения), пользуясь этими знаниями, студент будет чувствовать себя более комфортно в ситуации встречи с новыми или малознакомыми ему словами и категориями науки,

2. умение управлять своим состоянием во время экзамена, умение оценить свой ответ на основе выделенных критериев, умение слушать и слышать себя (как подготовиться к экзамену более эффективно, как отвечать на экзамене, критерии оценки, которыми пользуется преподаватель, оценивая ответ учащегося на экзамене).

В поле внимание данной формы работы могут оказаться те аспекты учебной деятельности студента, которые вызывают непонимание учащихся. Например, можно обсудить и выработать определенные подходы к тому, как работать с литературой, как составлять конспект, как вести поиск литературы, как подготовить выступление на конференцию и т.д. Возможно обсуждение вопросов иного плана. Например, какое воспитание можно считать правильным, что можно использовать в качестве поощрения в процессе воспитания. Аудитория разбивается на подгруппы и каждой подгруппе предлагается задание.

Тренинг личностного роста

Тренинг личностного роста — это своеобразный тренинг познавательных процессов и навыков учебной и исследовательской деятельности студентов. Здесь возможны различные формы организации деятельности студентов. Социально-психологический тренинг — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

В поле внимания данной формы занятий — коммуникативные навыки студента. Формируется способность устанавливать контакт с другими людьми, корректировать свою позицию под влиянием изменившейся ситуации, воспитываются такие личностные качества, как чуткость, внимательность и терпимость по отношению к другому человеку — коллеге по работе, ребенку. Т. к. компетентный педагог — это человек, который научился владеть своими собственными эмоциями и переживаниями, умеет найти выход из сложных жизненных ситуаций, человек с позитивной жизненной позицией и воспитательными установками.

Групповая дискуссия

Групповая дискуссия как форма аудиторного занятия — это сосуществование различных, порой прямо противоположных точек зрения на ту или иную проблему, тот или иной аспект научного знания и социальной практики. Коллоквиум — беседа преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний. Коллоквиум как форма проведения практического занятия предполагает серьезную самостоятельную работу студентов над монографией или серией статей заданного содержания и отчет учащегося о проделанной работе в ходе занятия в форме индивидуального собеседования с преподавателем.

Написание реферата (доклада)

Процесс написания рефератов (докладов) включает последовательное выполнение следующих этапов:

1. Ознакомление с заданием для самостоятельного изучения тем.

2. Выбор литературных источников.

3. Выполнение заданий, с учетом требований программы самостоятельной познавательной деятельности.

4. Оформление реферата (доклада).

Подбор литературы по теме каждого задания осуществляется из списка предложенной литературы. В связи с возможными изменениями нормативной базы, и выходом новых книг, студенты должны осуществлять подбор дополнительных литературных источников самостоятельно. Желательно использование периодической литературы. Количество используемых источников должно быть не менее 5 - 15.

При написании рефератов студент должен полностью раскрыть содержание теоретического вопроса, в процессе ответа дать ссылку на названия статьи, которые были использованы при его подготовке, а также сделать самостоятельные выводы, разработать рекомендации.

Объем каждого реферата (доклада) может варьироваться от 5 до 20 страниц печатного либо рукописного текста.

При рукописном варианте написания работы текст пишется на одной стороне листов белой бумаги формата А4 одним цветом чернил.

Основной текст работы при наборе на компьютере печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 12-14, междустрочный интервал – полуторный.

Каждая страница работы оформляется со следующими полями: верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм. Титульный лист является первой страницей реферата (доклада).

Текст основной части реферата разделяется на темы, и обозначается арабскими

цифрами.

Нумерация страниц начинается с введения, номер ставится в нижнем правом углу или по центру.

Структура реферата (доклада) включает:

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Введение (Обосновать актуальность и значимость изучаемой темы, раскрыть связь с изучаемой дисциплиной, сформулировать цель и задачи написания реферата (доклада))

4. Основная часть (Раскрыть поставленные цели и задачи)

5. Список литературы (Конкретизируется студентом в процессе работы, содержит не менее 5 - 15 источников)

6. Приложение (В качестве приложения могут быть приложены диаграммы, таблицы, методики).

Реферат (доклад) сдается преподавателю через 7 дней с момента выдачи преподавателем задания. Преподаватель проверяет реферат и дает краткую рецензию, рекомендации к исправлению. Срок доработки определяется в количестве 7 дней. После доработки реферат подлежит публичной защите.

Таким образом, создавая модельные ситуации в образовательном процессе, можно активизировать мышление студентов и сформировать знание и понимание проблем психологии профессионального образования. Кроме этого способствовать формированию не только профессиональных, но и универсальных и индивидуально-личностных компетенций. Это позволит будущим специалистам анализировать явления окружающей действительности с точки зрения научной психологии, правильно формулировать и предъявлять собственные мысли в профессиональном сообществе.

По чтению лекций

В процессе чтения лекции должны быть раскрыты основные теоретические и практические вопросы программы курса. При этом рассматриваются главные, узловые вопросы каждой темы. Имеет смысл также подробнее остановиться на тех моментах, которые в учебниках освещены недостаточно полно и ясно.

Не следует стремиться в одной лекции раскрыть все детали темы, пытаться исчерпать полностью ее содержание. Во-первых, это невозможно, так как любая тема всегда шире, чем временные возможности лекции. Во-вторых, преподаватель так должен распределить свой материал и так изложить содержание своего выступления, чтобы не задерживаться на второстепенных вопросах.

В процессе чтения лекции следует очень дозировано обращаться с примерами из практической деятельности. Большое количество примеров может вызвать интерес студентов, но при этом пострадает теоретическая часть лекции.

Очень важно, чтобы примеры были новыми, по крайней мере, не взятыми из учебных пособий, которыми пользуются студенты, так как только новый пример может привлечь его внимание. При этом необходимо приводить примеры по тем вопросам, которые представляют собой определенную трудность для усвоения.

Структурно лекцию следует строить по следующей схеме:

1. Вводное слово, на которое следует отводить не более 5-7 минут.

В содержание вводного слова следует включить:

· название темы лекции;

· вопросы, подлежащие рассмотрению;

· связь данной темы с предыдущими;

· значение данной темы в будущей практической деятельности;

· перечень необходимых нормативных материалов и литературных источников.

2. Основное содержание лекции. В лекции в течение двух часов следует рассмотреть не более трех вопросов. При этом необходимо стремиться, чтобы вопросы по времени были примерно одинаковыми.

3. Ответы на вопросы в течение 3-5 минут. Следует иметь в виду, что в ходе ответов на вопросы понадобится привести новые доказательства, сосредоточить внимание студентов на деталях и т.п.

4. Краткие выводы, подводящие итог лекции. На это целесообразно выделить 3-5 минут.

По проведению практических (лабораторных) занятий

Целью практических занятий является установление связи теории с практикой на основе выполнения практических заданий.

Подготовка к проведению практических занятий в целом совпадает с подготовкой к семинарским занятиям и включает в себя те же элементы:

· разработку и написание рабочего плана проведения занятия;

· мысленное моделирование всего хода лабораторного занятия;

· изучение возможных вопросов со стороны студентов;

· составление списка студентов, подлежащих вызову для ответа по контрольным вопросам.

К методике подготовки данного вида работ следует отнести приготовление, проверку работоспособности, настройку и возможную регулировку технических средств, приборов и аппаратуры, которые будут использованы на занятии.

Практические занятия рассчитаны, главным образом, на самостоятельное выполнение каждым студентом заданий, предусмотренных планом. Однако преподавателю следует активно осуществлять руководство занятиями, контролировать работу каждого студента и оказывать ему необходимую помощь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: