Методические указания и рекомендации поизучению темы курса




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет филологии и журналистики

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры истории журналистики Протокол № 1 «20» сентября 2010 г. Зав. кафедрой _________ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета (зам. декана по учебной работе) ___________________ ___________________ «___»_________ 20 _ г.

 

СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ГАЗЕТ, ПРОГРАММ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Методические указания и рекомендации поизучению темы курса

Составитель: к.и.н., доц. кафедры истории журналистики

Л.П. Аполлонова

Ростов-на-Дону

 

 

Цель данного методического пособия не только показать студентам особенности проведения контент-анализа в журналистике, но и научить их пользоваться этим методом. Для этого автором разработаны кодификаторы анализа содержания газет и программ телевидения. Освоив их, студент может самостоятельно разрабатывать программы контент-аналитического исследования для любого вида периодики.

 

Одним из методов сбора социологической информации в журналистике является контент-анализ. Он представляет собой количественный анализ содержания газет, программ телевидения и радио, писем в редакцию, редакционных документов. Последний проводится довольно редко, однако, с его помощью можно исследовать (1) связи органа информации с другими социальными институтами, (2) уровень развития данного органа, (3) особенности его функционирования, (4) взаимоотношения с учредителями.

Исторически этот метод, так же как и сам термин, возник в практике американской журналистики, где он был первоначально применен к исследованию материалов прессы. Преимущества его по сравнению с традиционными методами анализа текстов (понимание, интерпретация и т.д.) заключается в том, что здесь практически исключен момент субъективности.

Суть метода заключается в выделении различных смысловых единиц с последующим подсчетом их употребления в тексте, в установлении соотношений различных элементов текста друг с другом, с общим смыслом материала. Количественные показатели в таком случае могут служить и качественными характеристиками. Например, количественное преобладание одной темы и забвение других свидетельствуют в конечном итоге о подлинной ориентации газеты или другого средства информации, даже если они этого в полной мере не осознают.

В исследованиях средств массовой информации для количественного анализа могут быть выделены следующие смысловые единицы:

1. Тема, выраженная в материалах прессы, теле- или радиопередачах (целые тексты или части текстов);

2. Понятия, выраженные в словах или отдельных терминах (например, демократическое общество, рыночные отношения, национальный вопрос и т.п.);

3. Имена исторических деятелей, политиков, выдающихся лиц;

4. Целостное общественное событие, официальный документ, случай (например, выборы, референдум, какой-либо закон, стихийное бедствие);

5. Качественные характеристики выделенных объектов, общественных событий (например, о рынке: спасительный, стихийный, грабительский и т.д.; о «новых русских»: предприимчивые, деловые, беспринципные, бессовестные и т.п.).

При проведении контент-анализа можно выделять и другие единицы регистрации (категории анализа):

- характер материала;

- жанр;

- форма;

- география (где произошло событие, о котором рассказывается в материале. Чаще всего эту категорию обозначают понятием ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЛОКАЛЬНОСТЬ);

- тип авторства;

- социально-профессиональная принадлежность героя публикации.

Этот перечень можно продолжать. Все зависит от того, какие задачи ставит перед собой исследователь.

Каждая категория содержит ряд позиций. Например, характер материала может быть позитивным, критическим, нейтральным или смешанным, когда наряду с положительными моментами отмечаются и недостатки. В категории жанр перечисляются все жанры публицистики. В категории форма отмечается, в какой форме представлен материал. Это может быть просто текст, фото или рисунок с подписью, текст с фотографиями.

Поскольку тематическое перечисление материалов, переданных средствами массовой информации, может быть довольно обширным, то есть позиций в категории тема может быть слишком много, иногда выделяют укрупненные тематические блоки, обозначая их понятием СФЕРА ДЕЙСТВИЯ. По существу, здесь определяется, где, в какой сфере общественной жизни произошло событие, возникла или решается проблема.

Категория АСПЕКТ СФЕРЫопределяет характер действия в этой области и дает более качественные представления о материале. Предположим, сфера действия, описанная в статье, - здравоохранение. Но речь идет не о лечении больных, а о конфликте в коллективе и о хищении лекарств, следовательно, фиксируются два аспекта сферы: производственно-управленческий и криминально-уголовный.

Прежде чем проводить контент-анализ, нужно составить программу
исследования. Обычно она состоит из двух разделов: методологического и
процедурного.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ раздел включает в себя следующие этапы:

- обоснование проблемы исследования;

определение целей и задач исследования;

- определение и описание объекта и предмета исследования;

- интерпретация основных понятий;

- формулировка основных гипотез;


ПРОЦЕДУРНЫЙ раздел включает:

- обоснование плана исследовательского поиска;

- определение методов сбора социологической информации;

- обоснование расчета выборочной совокупности;

- определение метода анализа и интерпретации социологических
данных;

- обобщение и отображение результатов исследования.

В методологическом разделе программы в пункте «Интерпретация
основных понятий» указываются единицы анализа (наблюдения),
единицы счета (измерения), при необходимости -индикаторы единиц
анализа.

ЕДИНИЦА АНАЛИЗА - часть-текста, которая содержит признаки,
соотносящиеся с категориями анализа. За единицу анализа может быть
принято слово, высказывание, часть текста, объединенная определенной
темой, автором, героем, социальной ситуацией, или же текст в целом.

ЕДИНИЦА СЧЕТА - количественная характеристика единицы анализа;
фиксирует регулярность, с которой встречается в тексте та или иная
смысловая единица. За единицу счета могут быть приняты: (1) частота
появления признака анализа (в данном случае единицей счета может быть
отдельная публикация или часть текста, содержание'которой отнесено к
определенным признакам); (2) объем внимания, уделяемый категории
анализа в содержании текста. Для установления объема внимания могут
быть приняты: количество печатных знаков, абзацы, площадь текста,
выраженная в квадратных сантиметрах, единица времени (часы, минуты в
теле- и радиопередачах), метраж пленки (в киноматериалах).

ИНДИКАТОР - указатель, с помощью которого тот или иной текст
можно отнести к данной категории анализа. Предположим, что ваша
задача - изучить проблему свободного времени на основе анализа
публикаций какой-либо газеты. В данном случае индикатором могут быть
следующие упоминания: герой занимается садом, огородом, туризмом,
рыбалкой; он ходит на спектакли, в гости, смотрит телевизор, читает,
коллекционирует какие-либо предметы, пишет повесть, вышивает и т.п..

Основа программы - КОДИФИКАТОР. В нём указываются категории
анализа и перечисляются позиции в этих категориях. Для удобства
подсчета результатов анализа каждой категории и каждой позиции
присваивается номер. Обычно категории нумеруются римскими цифрами,
а позиции - арабскими.

Фиксация результатов анализа может быть произведена двумя
способами: (1) на каждый материал заводится отдельная карточка, в
которой отмечаются в закодированном виде категории и позиции анализа;
(2) отдельная карточка заводится на весь номер газеты или на все
программы данного дня вещания. Здесь также в закодированном виде
указываются категории и позиции всех материалов.

Какой способ фиксации избрать? Отдельная карточка на каждый
материал дает возможность более детально анализировать текст, так как на
обороте карточки можно фиксировать и название статьи й'замечания
исследователя. Кроме того, эти карточки легче группировать по различным
признакам, что также облегчает возможность анализа. Обычно к отдельным кодировочньш карточкам прибегают тогда, когда исследуют
только одну тему (например, освещение выборной кампании в какой-либо
газете). Кодировочные карточки на весь номер более просты в обращении.
Ими удобно пользоваться тогда, когда не требуется детального
качественного анализа текста, а большее внимание уделяется
количественным характеристикам.

ОБРАЗЕЦ заполнения кодировочной карточки на отдельный материал:

Обычно она бывает размером 10 х 15 см. (но можно и меньше). В
правом верхнем углу карточки записывается аббревиатурой название
газеты, дата выхода, номер и день выхода.

ПРИМЕР: Н.В. (т.е. «Наше время»).20.03.2002. 15. Среда.

Для контроля на обороте карточки записывается заголовок материала.
Если его нет, другие ориентиры. Например, номер по порядку в подборке
хроникальных сообщений (считая сверху вниз), или< подборке выдержек из
писем.

На лицевой стороне карточки вписываются только категории
(римскими цифрами) и позиции (арабскими цифрами). Все категории
записываются на одной стороне карточки в столбик. Предположим, если в
кодификаторе указаны 10 категорий анализа, то категории с I по V
записываются на левой стороне карточки, последующие, с VI по X, - на
правой.

Если в материале не найдены признаки из перечня к данной категории,
то записывается ее номер, далее ставится прочерк и точка.

ПРИМЕР: VII -.

Таким образом, на каждой карточке должны быть записи по каждой
категории анализа.

ПРИМЕР заполнения карточки:


Н.В. 20.03.2002. 15. Среда

I -3 VI -73

II-24 VII-78

III - 45 VIII - 84

IV -80 см2. IX - 99

V -59 Х- 111

Все уточнения, обозначенные в коде (типа: указать, какие именно),
вписываются на обороте с обозначением номера категории и номера
позиции.

ПРИМЕР: II - 24 (республиканская партия).

Образец кодировочной карточки на весь номер представлен в конце
данного учебного пособия. Порядок ее заполнения: в верхней строке
указываются название газеты, дата выхода, номер, день выхода. Можно
отметить количество печатных текстов в номере (за исключением
нежурналистских материалов и подписей под иллюстрациями) а также количество иллюстраций. Затем в каждой категории (вертикальная
колонка) проставляется соответствующий номер позиции. В разделе
«Примечания» исследователь может сделать необходимые пометки с
указанием категории, к которой они относятся.

При подведении итогов данные подсчитываются в абсолютных числах
и в процентах по отношению ко вcем единицам анализируемой категории.
Например, за исследуемый период в газете было опубликовано 240
материалов в разных жанров. Из них заметок - 80, корреспонденции - 50 и
т.д. Составив пропорцию, где 240 материалов принимаем за 100%, мы
определим, что заметки составляют 33% всех публикаций в газете, а
корреспонденции ->21%. Обычно десятые доли процента округляются в ту
или иную сторону.

Ниже приводится кодификатор анализа областной газеты. При анализе
изданий других типов необходимо некоторое, иногда значительное,
изменение ряда категорий, особенно таких, как «тематика» («сфера
действия») и «локальность».

ПРИМЕРНЫЙ КОДИФИКАТОР

КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ОБЛАСТНОЙ ГАЗЕТЫ

I. Указывается полоса (страница), на которой помещен материал

1. Первая полоса.

2. Вторая полоса.

3. Третья полоса.

4. Четвертая полоса.

5-16. - резервные коды (если номер шестнадцатиполосный).

II. Тематическая направленность материалов

17. Работа выборных органов.

18. Деятельность администрации.

19. Биржи, фонды, банки, финансово-коммерческая деятельность.

20. Промышленность, экономика.

21. Сельское хозяйство.

22. Деятельность правоохранительных органов.

23. Общественные движения, партии.

24. Официальные материалы (указы, распоряжения и т.п.).

25. Культура, литература, искусство.

26. Образование, просвещение.

27. Социальное обеспечение (в том числе детские дома, дома для
престарелых и инвалидов, пособия, пенсии, проблемы старости и т.п.).

28. Торговля, бытовое обслуживание, общественный транспорт, городское
хозяйство.

29. Здравоохранение, целительство.

30. Досуг, отдых, туризм.

31. Религия, церковь.

32. История, краеведение, воспоминания о войне.

33. Личная жизнь, семья, быт.

34. Природа, экология.

35. Спорт, физкультура.

36. Деятельность редакции (читательские конференции, подписная
кампания, анкеты, конкурсы и пр.).

37. Армия, допризывная подготовка.

38. Литературно-художественные материалы (стихи, рассказы, анекдоты,
юморески).

39. Нежурналистские материалы (реклама, объявления, программа
телевидения, анонсы, кроссворды, гороскопы и пр.).

40. Отдых, путешествия, развлечения.

41. Наука, открытия.

42. Другое (указать).

ПРИМЕЧАНИЕ: Как правило, исследователя интересует главным
образом оригинальный материал, подготовленный журналистами данного
издания. При необходимости можно ввести дополнительный код для
перепечаток и сообщений информационных агентств и отметить лишь их
площадь (иногда отмечают и тематику).

Что касается нежурналистских материалов, то здесь также указывается
лишь их площадь, а в остальных категориях ставится прочерк. Однако
исследователя может заинтересовать, какие именно материалы такого рода
появляются в газете чаще, кто является субъектом публикации. Для
проведения такой работы составляется специальный кодификатор.

III. Аспект темы

43. Нормативно-правовой.

44. Информационногрекламный.

45. Производственно-экономический.

46. Финансово-экономический.

47. Политико-управленческий.

48. Духовно-идеологический.

49. Научно-познавательный, культурологический.

50. Национально-этнический.

51. Нравственный, семейно-бытовой.

52. Международный.

53. Криминально-уголовный.

54. Развлекательно-юмористический.
55-56 - Резервные коды.

ПРИМЕЧАНИЕ: В данной категории при кодировании могут быть
отмечены несколько позиций.

IV. П л о щ а д ь п у б л и к а ц и и

Определяется в квадратных сантиметрах, включая заголовок.

V. Жанр, вид публикации

57. Заметка, хроникальные сообщения.

58. Отчет.

59. Репортаж.

60. Интервью.

61. Корреспонденция, статья, комментарий.

62. Обозрение.

63. Обзор печати.

64. Обращение.

65. Очерк, зарисовка.

66. Письмо в редакцию, открытое письмо.

67. Рецензия.

68. Фельетон, памфлет.

69. Круглый стол, дискуссия, прямая линия.

70. Жанр трудно определить.

VI. Форма публикации

71. Текст.

72. Фото (рисунок) с подписью.

73. Смешанная (текст плюс фото).

VП. Характер публикации

74. Фактографический (сообщение без оценки).

75. Позитивный (автор в основном положительно относится к
описываемому).

76. Положительный с элементами критики.

77. Критический.

78. Проблемный. Преимущественно уделяется внимание анализу
трудностей, борьбы с препятствиями на пути решения проблемы. Или
постановка проблемы, предложения по ее решению.

VШ. Локальность

79. Дальнее зарубежье.

80. СНГ, ближнее зарубежье.

81. Россия.

82. Ростовская область (в целом).

83. Ростов-на-Дону.

84. Города Ростовской области.

85. Села и поселки городского типа Ростовской области.

86. Локальность трудно определить. Например, материалы по
национальным вопросам, проблемам нравственности и т.п.

IX. Герой публикации

87. Представители партий и общественных организаций.

88. Представители администрации.

89. Кандидаты в депутаты, депутаты.

90. Рабочие, ИТР и служащие материального производства.

91. Интеллигенция, не занятая в сфере материального производства
(образование, здравоохранение, НИИ, проектные организации и т.п.)

92. Работники правоохранительных органов (суд, милиция, адвокатура,
налоговая инспекция).

93. Работники банков, бирж, фондов, компаний и т.п.).*

94. Работники сельского хозяйства, крестьяне, фермеры.

95. Представители искусства, культуры, литературы.

96. Работники сферы обслуживания.

97. Школьники, студенты.

98. Военнослужащие.

99. Религиозные деятели.

100. Предприниматели.

101. Спортсмены, тренеры.

102. Исторические личности.

103. Пенсионеры, домохозяйки, инвалиды.

104. Криминальные элементы.

105. Герой не человек (животное, НЛО, растение и т.п.).

106. Героя трудно определить (например, в проблемных материалах).
107-109. Резервные коды.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: