Материалы для студентов ШЭМ (экономика)
По дисциплине История
Практические занятия (18 час.)
Занятие 1. Вводное занятие (2 час.) с использованием метода активного обучения – эвристическая беседа.
Занятие 2. Русь между Востоком и Западом (2 час.) с использованием метода активного обучения – семинар–обсуждение в группах
Вопросы, выносимые для обсуждения:
1. Можно ли рассматривать раздробленность Руси в начале XII в. как закономерный этап исторического процесса?
2. Чем объяснить отличительные особенности социально-экономического и политического устройства Русского государства, и какой отпечаток они накладывали на его будущий облик?
3. XIII век, как в истории Руси, так и в истории Запада, оказался переломным. Для Европы переломный момент заключался в активном ее продвижении по пути прогрессивного развития. Русь оказалась перед проблемой: как сохраниться и выжить? Причем, угроза была реальной как с Востока, так и с Запада. Используя исторические знания, объясните, почему угроза с Запада была более опасной для Руси, нежели с Востока?
4. Охарактеризуйте особенности взаимоотношений между русскими землями и Золотой Ордой (социально-политическое развитие и управление, судьба православной церкви).
Занятие 3. Становление российского абсолютизма в XVII - XVIII вв. (2 час.) с использованием метода активного обучения – семинар–обсуждение в группах
Вопросы, выносимые для обсуждения:
1. Уровень социально-экономического и политического развития Московской Руси на рубеже XVII - XVIII вв.Проблема выбора пути общественного развития России: самодержавие или сословно-представительная монархия?
2. Сравнительно-исторический анализ сущности и основных черт российского абсолютизма в эпоху правления Петра I и Екатерины II, и их проявления во внутренней политике, экономике, внешней политике, духовной жизни.
3. В чем заключаются особенности и противоречия петровской и екатерининской модели абсолютизма?
Занятие 4. Россия в системе международных отношений в XVIII - XIX вв. (2 час.) с использованием метода активного обучения – семинар– круглый стол
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Внешнеполитическая доктрина Петра I: от решения национальных задач к формированию имперского сознания и имперской политики. Северная война и изменение геополитического положения России.
2. Влияние России на международное положение во второй половине XVIII в.
3. Участие России в наполеоновских войнах и становление Священного союза как системы общеевропейского порядка.
4. Крымская война. Россия в системе международных отношений во второй половине XIX в. Формирование военно-политических блоков.
Занятие 5. Советская модель модернизации (1918-1945 гг.) (4 часа) с использованием метода активного обучения – семинар–дискуссия (групповая дискуссия)
Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:
1. Политика «военного коммунизма» - это вынужденная мера для победы большевиков в гражданской войне или способ непосредственного перехода к коммунистическим общественным отношениям?
2. Являлась ли новая экономическая политика (НЭП) координальным отходом от построения коммунизма, либо это был тактический маневр большевиков, подразумевавший успокоение народа для дальнейшего движения к коммунизму?
3. Почему советское руководство взяло курс на индустриализацию в условиях слабой финансово-экономической базы? Была ли она оправдана в дальнейшем? Удалось ли добиться ее осуществления?
4. Коллективизация сельского хозяйства – это политика направленная на ресурсное обеспечение индустрии или на хозяйственно-экономическое и политическое укрепление села?
Занятие 6. Международные отношения в первой половине XX в.: от Версаля до Нюрнберга (2 час.) с использованием метода активного обучения – семинар–круглый стол
Вопросы, выносимые для обсуждения на круглом столе:
1. Окончание Первой мировой войны и складывание Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.
2. Вторая мировая и Великая Отечественная войны: предпосылки, периодизация, итоги.
3. Фальсификация истории Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Занятие 7. Россия и мир во второй половине XX в. (2 час.) с использованием метода активного обучения – семинар-обсуждение в группах
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. СССР в послевоенном мире и его роль в создании социалистической системы.
2. «Холодная война»: основные этапы противостояния СССР и США.
3. Роль СССР в решении политических и экономических конфликтов второй половины ХХ в.
Занятие 8. Становление новой российской государственности в 90-е годы XX в. (2 час.) с использованием метода активного обучения – семинар «малых полемических групп» или семинар-диспут
Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:
1. Распад СССР. Формирование и развитие новой политической системы.
2. Экономические преобразования в РФ и их итоги.
3. Российское общество в условиях реформ.
4. Внешняя политика России в 90-е годы XX в.
Основная литература
1. История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 608 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=488656
2. Назырова Е.А. Практикум по отечественной истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.А. Назырова. − М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. − 239 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=470930
3. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. И. Ольштынский. – М.: Логос, 2012. – 408 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=469156
4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до наших дней: учебник: в 2 т. / Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А.; под рук. А.Н.Сахарова. – М., 2013. https://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:695479&theme=FEFU
5. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для студентов неисторических специальностей / В.В. Фортунатов. – М., 2015. https://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:780572&theme=FEFU