Диагностика агрессивности у младших школьников




 

Содержание

 

Введение.........................................................................................................3

1 Теоретические основы агрессивности в младшем школьном возрасте6

1.1 Агрессивность: понятие, виды,..............................................................6

1.2 Особенности агрессивности в младшем школьном возрасте……….9

1.3 Формы агрессивности в младшем школьном возрасте…………….14

Выводы по 1 главе.......................................................................................17

2 Исследование особенностей агрессивности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...19

2.1 Организация и методы исследования..................................................19

2.2 Качественный и количественный анализ результатов исследования……………………………………………………………………..25

2.3 Психолого - педагогические рекомендации.......................................31

Выводы по 2 главе.......................................................................................34

Заключение..................................................................................................36

Список литературы.....................................................................................39

Приложение 1……………………………………………………………..42

Приложение 2……………………………………………………………..44

Приложение 3……………………………………………………………..47

Приложение 4……………………………………………………………..51

Приложение 5……………………………………………………………..55

Приложение 6……………………………………………………………..57

 

 

Введение

 

Проблема агрессивности младших школьников чрезвычайно актуальна для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости на экране и в средствах массовой информации вызывают озабоченность родителей и педагогов. Свою роль играет также увлечённость детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания. Проблема агрессивности мало изучена теоретически.

В последние годы научный интерес к вопросам детской агрессивности существенно возрос. Продолжают шокировать известия о том, что дети забивают друг друга до смерти. Значительный рост числа агрессивных детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Кроме того, агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Большое количество литературы и экспериментальных работ по данной проблеме позволяет утверждать, что в настоящее время создана обширная теоретическая база. На этот вопрос обращают внимание такие исследователи, как Р. Бэрон, Б. Крэйхи, К. Лоренц, Н. Миллер, Д. Доллард, Л. Берковиц, А. Бандура, Н.М. Платонова, С.Л. Колосова, В.С. Собкин, М.С. Жамкочьян, И.А. Фурманов, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, А.В. Гриценко, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева.

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни детей. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения.

Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи занимались проблемой агрессивности и агрессии, но к единому мнению не пришли. Так как эта проблема сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания авторов исследующих данное явление оказались такие проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, причины и факторы ее возникновения, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессивности.

Объектом является агрессивность младшего школьника.

Предметом являются формы агрессивности у детей в младшем школьном возрасте.

Цель - изучить агрессивность у детей в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

1) Проанализировать литературу по теме агрессивности детей младшего школьного возраста;

2) Выявить причины и рассмотреть формы проявления агрессивности;

3) Дать качественный и количественный анализ результатов исследования.

4) Предложить комплекс упражнений направленных на коррекцию агрессивного поведения.

База исследования: СОШ; учащиеся 0 «Я» класса.

Методы исследования:

1) анализ психолого-педагогической литературы;

2) эксперимент;

3) психодиагностические методы;

4) качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

Для определения уровня агрессивности применялись следующие методики:

1) Диагностика агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.);

2) Графическая методика «Кактус»;

3) Hand-тест (детский вариант) Вагнера;

4) Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут).

Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава содержит психолого-педагогические основы агрессивности в младшем школьном возрасте. Вторая посвящена диагностике агрессивности у учащихся.

В разделе «Список литературы» представлен список использованной научной и методической литературы.

1 Теоретические основы агрессивности в младшем школьном возрасте

 

1.1 Агрессивность: понятие, виды

 

Многие авторы, занимавшиеся изучением проблемы агрессивности (Л. Берковитц, Т.Г. Румянцева), указывают на сложность и неоднозначность определения термина «агрессивность». Очень часто под ним понимается огромное количество действий, начиная от вербальных оскорблений и заканчивая мировыми войнами. Слово «агрессивность» произошло от слова агрессия, которое берет корни от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ» [3]. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова под агрессивностью понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность» [25].

В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессивность - это устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость)».

Чаще всего авторы, исследующие агрессивность дают ей негативную оценку.

Э. Фромм определяет агрессивность более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту [29].

Бэрон Р. и Ричардсон Д. дают такое определение: «агрессивность - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения» [4].

Согласно определению, предложенному Бассом (1961 г), агрессивность - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Д. Зильман в 1979, ограничивает употребление термина агрессивность попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [2].

Несмотря на различия в определении понятия агрессивности у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту практически всегда присутствует, поэтому, за основное определение этого явления мы примем следующее:

П.А. Ковалев считает, что агрессивные действия человека обусловлены его агрессивностью, как психологическим свойством личности [1,3].

Агрессивность - склонность к причинению другим морального или физического ущерба. В той или иной мере встречается почти у всех детей младшего возраста вследствие недостаточной произвольности поведения и несформированности моральных норм. В условиях неправильного воспитания эта особенность может закрепиться и перерасти в устойчивую черту поведения.

Агрессивность чаще всего предстает как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивностью необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивности - это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессивности. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессивности [11,20].

Важно не забывать и о том, что агрессивность в определенной мере необходима человеку, т.к. может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха.

Анализ литературы по теме предоставляет нам несколько типов классификации агрессивности. Наиболее признанной является общая для ряда концепций схема, выделяющая два основных вида агрессивности:

1) конструктивная агрессивность - открытые проявления агрессивных побуждений, реализуемые в социально приемлемой форме, при возможности саморегуляции и коррекции поведения;

2) деструктивная агрессивность - прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, содержащее элементы девиантного поведения с недостаточным учетом требований и сниженным эмоциональным самоконтролем [4,23].

Э. Фромм подразделяет агрессивность на пять основных видов:

1) доброкачественная - способствующую поддержанию жизни,

2) злокачественная - реакция на угрозу интересам индивида,

3) инструментальная - представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности,

4) псевдоагрессивность (непреднамеренная, игровая, самоутверждение) - действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения,

5) Оборонительная (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер [29].

Одна из наиболее распространенных типологий агрессивности предложена А. Басса и А. Дарки:

1) Физическая агрессивность (нападение) - использование физической сил против другого лица;

2) Косвенная агрессивность - агрессивность, которая окольным путем направлена на другое лицо в виде злобных сплетен, шуток; и агрессивность, которая ни на что не направлена - взрыв ярости, проявляющийся в крике, топаний ногами;

3) Склонность к раздражению - проявление при малейшем возбуждении вспыльчивости, грубости;

4) Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства;

5) Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленная чувством гнева на весь мир;

6) Подозрительность - недоверие и осторожность к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

7) Вербальная агрессивность - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятье);

8) Чувство вины - возможное убеждение человека в том, что он является плохим, поступает злобно, наличие у него угрызений совести [2, 16].

Итак, основываясь на рассмотренных формах агрессивности, можно сделать вывод, что агрессивность как феномен следует оценивать не только резко отрицательно. В некоторых случаях (агрессивность как самоутверждение) агрессивные действия можно обозначить как энергично наступательные и дать им положительную оценку. Каждая форма агрессивности в большей или меньшей степени присутствует у каждого. В зависимости от этого у отдельных личностей преобладает определенный вид поведения в конфликтных ситуациях.

 

1.2 Особенности агрессивности в младшем школьном возрасте

Изучение возрастных особенностей агрессивности представляет огромный интерес. Многие авторы указывают, что изменения в личности связаны с изменениями, происходящими на биологическом и физическом уровне организма. На каждом возрастном этапе присутствуют типичные особенности (биологические, физические, психические, социальные), определенным образом изменяющие особенности развития личности и ее поведение. Психологи, педагоги, родители, владея такой информацией, будут способны понимать и адекватно реагировать на агрессивность ребенка, выбирать эффективные способы воздействия на личность ребенка, предотвращая их закрепление в качестве агрессивности.

В данной главе мы подробно рассмотрим особенности агрессивности в младшем школьном возрасте [2].

Младший школьный возраст имеет особое значение в целостном развитии личности. Исследования, проводимые в различные годы в психологии и педагогике, показали, что уже в 6-7 лет складываются хотя и простые, но уже обобщённые, специфические для данного человека, устойчивые психологические механизмы. Они по отношению к другим конкретным свойствам играют определённую роль, становясь личностной основой психики в целом. Вот почему можно говорить, что в этом возрасте происходит становление личности. Более того, именно этот возраст наиболее восприимчив, благоприятен для направленного формирования оптимальных уровней механизмов психики, личности ребёнка, потому что он является действительно решающим в процессе становления ведущих, определяющих, т.е. базовых, оснований психики [12].

Развитие мотивации в этот период связано с формированием эмоциональной сферы детей. Как отмечает B.C. Мухина, переживания ребёнка приобретают смысл, благодаря чему у него возникает новое отношение к себе.

Развитие личности в младшем школьном возрасте характеризуется и определёнными сдвигами в структуре самосознания. В целом к данному периоду дети достигают достаточно высокого уровня развития самосознания по сравнению с ранним возрастом [17].

Однако анализ литературы указывает на небольшое количество работ по особенностям агрессивности в младшем школьном возрасте. Н.А. Дубинко затрагивает аспект влияния когнитивных процессов на проявление агрессивности в данном возрасте [9,10]. Данный автор указывает, что агрессивное поведение младших школьников может быть следствием слабого развития социально-когнитивных навыков, т.е. различия в уровне агрессии у детей данного возраста могут быть связаны с особенностями расшифровки и интерпретации ребенком социальных признаков, а также с выбором, оцениванием и осуществлением им (ребенком) поведенческой реакции. Личностные свойства, которые закладываются на ранних этапах становления личности, во многом определяются взаимоотношениями ребенка и его родителями. Существуют условия, приводящие к закреплению агрессии в качестве личностной.

Рогов Е.И. в качестве основных условий выделяет следующие:

1) Постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок: и «заряжается» агрессивностью. Это обусловлено тем, что система эмоциональной саморегуляции ребенка строится по типу эмоциональной саморегуляции его родителей;

2) Проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира;

3) Длительные и частые фрустрации, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства;

4) Унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей [23].

Значимое место в исследованиях детской агрессивности занимают причины или факторы, вызывающие это явление, так как очень часто все многообразие проявлений агрессивности детей взрослые объясняют, ограничиваясь либо личностными качествами, либо взаимоотношением в семье, что, как следствие, затрудняет разработку путей своевременной профилактики или коррекции поведения ребенка.

В связи с этим, на наш взгляд, важно рассмотреть возможные причины и факторы, влияющие на проявление агрессивности в детском возрасте.

Первые попытки объяснения причин возникновения и развития агрессивности детей были предприняты в рамках психоаналитического подхода. А.Фрейд, занимавшаяся детским психоанализом, рассматривает агрессию как один из механизмов защиты инстанции «Я». В соответствии с этим она считает, что агрессивность в детском возрасте есть проявление тревоги и страха, которые испытывает «Я» в отношении как прошлых, так и предполагаемых событий. Агрессивность возникает в тех случаях, когда возникает угроза для «Я» ребёнка. Прибегая к агрессивности, ребёнок пытается совладать с испытываемой им тревогой [26].

А. Адлер причину детской агрессивности выводил из того, что «на протяжении всего своего развития ребёнку присуще чувство неполноценности». Ребёнок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей.

Положение о том, что в основе детской агрессивности лежит страх, разделяется многими психоаналитиками. К. Бютнер называет две наиболее частые причины агрессивности в детском возрасте: «Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению. Во-вторых, это уже пережитая обида, или душевная травма, или же само нападение» [7,23].

Р. Бэрон, Д. Ричардсон, разделяя теорию социального научения А. Бандуры, в качестве основных источников агрессивности младших школьников выделяют семью, сверстников и масс-медиа.

Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное и снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания [4].

Какие же факторы, могут предопределить последующую агрессивность человека?

1) Семья. Возможная вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. В семье могут проявляться:

а) безразличие или враждебность со стороны родителей,

б) оскорбления, негативные оценки,

в) подавление, эмоциональное неприятие ребенка,

г) неуважение к личности ребенка,

д) чрезмерный контроль или полное отсутствие его,

е) избыток или недостаток внимания со стороны родителей,

ж) агрессивное отношение отца к матери.

2) Агрессивности обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.

3) Учение агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических, предлагаемых СМИ, и компьютерными играми.

4) низкий уровень самооценки - ребенка не замечают, не поддерживают, не хвалят за успехи. Разве может у него развиться чувство уважения к себе? Вот ребенок и ожесточается он на весь белый свет, защищаясь агрессивностью к окружающим [22].

Считается, для того чтобы понять условия жизни детей в современном обществе, их связи с семьей, школой и другими детьми, необходимо изучить влияние средств массовой коммуникации и, в частности, телевидения на них.

Таким образом, выделенные возрастные особенности агрессивности, возможно, использовать в профилактических и психокоррекционных целях в работе с детьми школьного возраста. Наиболее адекватным поведением взрослых является осуждение агрессивности ребёнка, но без строгих наказаний в случае проступка.

 

1.3 Формы агрессивности в младшем школьном возрасте

Агрессивность складывается из трех компонентов:

1) Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессивности.

2) Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости.

3) Волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность (качества сами по себе вполне положительные).

Все они связаны с физиологическими свойствами личности. Агрессивность часто возникает, когда у ребенка нет «знания» того, как можно реагировать в трудных ситуациях, нет опыта успешного преодоления конфликтных ситуаций. Иногда агрессивность оказывается защитной реакцией на происходящее. Если человек воспринимает ситуацию как опасную, то агрессия носит «защитный» характер.

По форме агрессивность может быть самой разной. Сюда включаются: детские шалости и игры, споры, драки и конфликты. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивность, обычно выделяют следующие: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы, вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).

И. А. Фурманов делит агрессивность детей на две формы:

1) Социализированная - дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессивность для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.

У этих детей агрессивные периоды мимолетны, и обусловлены обстоятельствами, которые не отличаются особой жестокостью. Агрессивность носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессивность (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие школьники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: «Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают».

2) Несоциализированная - дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессивностью. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим [27,28].

Как отмечает Н.А. Дубинко, агрессивность младшего школьника чаще всего выражается в формах враждебности, жестокости и демонстрации.

Враждебность, более узкое по направленности состояние, всегда имеет определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

Под жестокостью как личностной чертой следует понимать стремление к причинению страданий, мучений людям или животным, выражающееся в действиях, бездействии, словах, а также фантазировании соответствующего содержания. Жестокость может быть преднамеренной и непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении, причинение мучений словами или в воображении - фантазировании, оперирующим образами истязаний, мучений людей или животных. Жестокость может проявляться в отношении людей и животных, причем широко известны случаи расщепления, сосуществования жестокости по отношению к людям и сентиментальности по отношению к животным.

Демонстрация – это показ возможности нападения. Демонстрация, вызывая у противника страх, позволяет выиграть стычку, не прибегая к схватке, очень опасной для обеих сторон. Физическое противоборство заменяется психическим противостоянием. Вот почему Лоренц утверждал, что хорошо оформленная агрессивность - одно из замечательных созданий естественного отбора, что по существу оно гуманно. Да и всякий согласится, что обругать друг друга, пригрозить кулаком из-за какого-нибудь пустяка во много раз выгоднее для каждого и всех вместе, чем драться [8,9].

Таким образом, агрессивность в младшем школьном возрасте – явление неоднородное, в котором за внешне схожей картиной проявлений могут лежать различные причины, механизмы и мотивационная направленность. Существование индивидуальных вариантов проявления агрессивности младших школьников значительно увеличивается со временем и несет за собой ряд трудностей.

Выводы по 1 главе

 

1) Агрессивность не следует оценивать резко отрицательно.

2) Агрессивность в личностных характеристиках ребенка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.

3) На развитие агрессивности младшего школьника могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

4) В младшем школьном возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

5) Заметим, что у детей младшего школьного возраста проявляются все виды агрессивности: вербальная, физическая, агрессивные фантазии. Младшие школьники, склонные к насилию, отличаются тем, что для них характерны высокая частота агрессивных действий, их направленность на физическую боль или страдание сверстников, преобладание физической агрессивности. Другой ребёнок выступает для агрессивных детей как противник. В зависимости от мотивов выделяют три типа агрессивности детей:

а) Импульсивно-демонстративная;

б) Нормативно-инструментальная;

в) Целенаправленно-враждебная.

6) Дети, наблюдающие агрессивность у взрослых, склонны вести себя во взаимоотношениях с окружающими агрессивно.

 

2 Исследование особенностей агрессивности в младшем школьном возрасте

 

2.1 Организация и методы исследования

 

В первой главе нашей работы были рассмотрены теоретические основы агрессивности у младших школьников. Во второй главе мы экспериментальным путем исследовали уровни и формы агрессивности у школьников.

Цель: изучение агрессивности у младших школьников, и подбор комплекса коррекционных упражнений и рекомендаций на снижение уровня агрессивности.

Задачи исследования:

1) Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик.

2) Проанализировать особенности агрессивности у школьников.

3) Подобрать комплекс коррекционных упражнений и рекомендаций на снижение агрессивности.

Исследование проводилось на базе СОШ. В исследовании приняли участие учащиеся 0 «Я» класса.

Попытки диагностировать агрессивность порождают ряд проблем:

1) во – первых, агрессивность само по себе опасна. В силу этого обстоятельства недопустимо применять методы, при которых испытуемые (будь то дети или взрослые) могут причинить друг другу вред. Учитывая это положение, исследователи зачастую вынуждены ограничиваться наблюдением, не провоцируя испытуемых на агрессивные действия;

2) во-вторых, агрессивность не всегда возможно зафиксировать, поскольку многие люди, и дети в том числе, понимая, что проявление враждебности социально не одобряемо, умеют ее маскировать.

По этой причине на первом этапе экспериментального исследования мы провели диагностику агрессивности у ребенка, разработанную Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М для воспитателей и учителей[19]. (см. Приложение 1)

Цель: выявления агрессивности у ребенка в школе. Эта диагностика предназначена для того, чтобы выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем мы смогли выработать стратегию поведения с ним, и помочь ему адаптироваться в коллективе.

Анкета состоит из 20 утверждений, степень соответствия поведения ребенка этим критериям позволяет сделать вывод об уровне его агрессивности. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Интерпретация результатов:

1) Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

2) Средняя агрессивность -7-14 баллов.

3) Низкая агрессивность -1-6 баллов.

По результатам проведенной диагностики мы можем сделать вывод о том, что у 9 человек качество агрессивности находится на среднем уровне, у 7 уровень агрессивности снижен, а у 6 человек высокая оценка агрессивности. (см таблицу 1)

Таблица 1 - Результаты диагностики агрессивности

Имя Фамилия ребенка Количество баллов
1. Анастасия А.  
2. Борис А.  
3. Елизавета Б.  
4. Елена В.  
5. София Д.  
6. Матвей Д.  
7. Анастасия З.  
8. Андрей К.  

Продолжение таблицы 1

9. Никита Н.  
10. Ксения П.  
11. Максим С.  
12. Евгений С.  
13. Эльмира Е.  
14. Екатерина З.  
15. Алексей С.  
16. Варвара Т..  
17. Егор Х.  
18. Анастасия Ф.  
19. Дарья Ф.  
20. Станислав С.  
21. Виктория Е.  
22. Динара Е.  

В связи с этим были выбраны 6 учащихся с высоким уровнем агрессивности. Характеризуя их учитель часто говорил, о менее добросовестном выполнении домашнего задания и обязанностей. Они часто ведут себя нервно и в контактах с другими детьми менее миролюбивы, чем их неагрессивные сверстники.

Для определения качества и уровня агрессивности у младших школьников мы использовали следующие психодиагностические методики:

Проективная графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой [2].

Предназначена для работы с детьми старше 6 лет. (см. Приложение 2)

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

1) Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

2) Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

3) Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

4) Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

5) Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

6) Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

7) Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

8) Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

9) Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

10) Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

11) Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

12) Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

13) Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Hand-тест (детский вариант) Вагнера.

Предназначен для диагностики агрессивности детей 6-11 лет. (см. Приложение 3)

Время проведения теста: 10-12 минут.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Цель: Предлагаемый тест позволяет исследовать отдельные характеристики эмоционально-личностной сферы ребенка, включая систему взаимоотношений в семье, в среде сверстников, в социуме в целом. Также могут быть получены такие базовые характеристики, как уровень психической активности и базовой аффективной регуляции, коммуникативность, наличие фобического компонента и сформированность психологических защит. Тест руки - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Эдвардом Вагнером (основной разработчик, 1965 год), а также разработчиками являются Б. Брайклин, З. Пиотровский. Тест измеряет склонность к открытому агрессивному поведению. Рука человека является важным органом, рука сыграла большую роль в развитии интеллекта (два главнейших органа – рука и глаз). Что у человека в сознании, то и в действии. С помощью теста определяется «роль» руки.

Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия. Желательно, чтобы на каждое изображение было получено не менее двух ответов ребенка.

При анализе теста сначала подсчитывается количество ответов.

Количественный анализ.

Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по формуле:

Агрессивность = (Агрессия + Директивность) - (Нежность + коммуникабельность + Зависимость) =

Норма Агрессии = от –1 до +1. (-1, 0, +1) [6]

Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут).

Назначение теста: Диагностика агрессивного поведения. (см. Приложение 4)

Описание теста: В этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране.

Инструкция к тесту: «Предполагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно («да» или «нет») оценить 40 приведенных ниже утверждений».

Агрессивность по форме проявления подразделяется на 5 шкал.

1) Вербальная агрессивность (ВА) – человек вербально выражает агрессивность к другому человеку, использует словесные оскорбления.

2) Физическая агрессивность (ФА) – человек выражает агрессивность по отношению к другому человеку с применением физической силы.

3) Предметная агрессивность (ПА) – человек срывает агрессивность на окружающих его предметах.

4) Эмоциональная агрессивность (<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: