Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы | Формируемые умения | ||
I. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствует учащихся, начинает урок: - У французского писателя Анатоля Франса есть такие слова: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». - Как вы понимаете это высказывание? -А вы готовы поглощать знания? - Тогда в путь! За новыми знаниями! Я постараюсь, чтобы вам было «вкусно»! - Откройте тетради, запишите число. | Анализируют смысловое содержание высказывания, отвечают на вопрос учителя. Предполагаемый ответ учащихся: - Чтобы хорошо усваивать знания, надо поглощать их с удовольствием, с желанием, с интересом. Записывают в тетрадь число. | Фронтальная работа. Словесный метод. Беседа. | Познавательные УУД: умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Личностные УУД: Положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность; понимание значения деятельности. | ||
II.Актуализа-ция знаний. Чистописание. | Предлагает ещё раз обратиться к словам А.Франса и найти в высказывании слово, которое не называет предмет, а только указывает на него. - Какой частью речи является это слово? -Что вы знаете об этом местоимении? -Какие местоимения можно к нему приписать? Записывает на доске: он, она, оно, они. - В чём особенность местоимений 3 лица? Предлагает каллиграфически прописать местоимения 3 лица в тетрадь. - Как вы думаете, что будет объектом нашего исследования на уроке? Сформулируйте тему урока. Учитель предлагает обратиться к кластеру и воспроизвести уже имеющиеся знания о местоимениях. (Части кластера учитель открывает постепенно, по ходу ответов учащихся). - Сегодня на уроке вы обязательно получите новую информацию, и мы пополним наш кластер новыми знаниями. | Перечитывают слова А.Франса, находят местоимение «их». Строят ответы с опорой на имеющиеся знания: - «Их» - это форма местоимения «они» в В.п. -Это местоимение 3 лица, мн.числа. - Он, она, оно, т.к это местоимения 3 лица. - У местоимений 3 лица в ед.числе можно определить род. Записывают местоимения он, она, оно, они в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии. Учащиеся формулируют тему урока: «Правописание местоимений 3 лица». Структурируют изученный материал, строят высказывания с опорой на имеющиеся знания по теме «Местоимение»: - местоимения заменяют имена существительные, прилагательные; - местоимения склоняются; - бывают единственного и множественного числа; - имеют лицо: 1, 2, 3; - местоимения 3 лица ед.ч. имеют род; - с предлогами местоимения пишутся раздельно. | Фронтальная работа. Индивидуаль-ная работа. Практический метод. Письмо. Фронтальная работа. Практический метод. Моделирова-ние. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: прогнозирование предполагаемой деятельности. Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение работать со схемой, графиками. | ||
III.Самоопреде-ление к действию. | - За новыми знаниями отправимся играя. Перед вами страницы книг с ребусами, разгадайте, пожалуйста, их. - Запишите ответы в тетрадь. - Что объединяет записанные местоимениями? - Предложите варианты заданий с данными местоимениями. Учитель принимает задания учащихся, предлагает использовать «волшебное» поле интерактивной доски и проверить правильность ответа, при определении лица местоимения. - Что интересного заметили? - Как вы думаете, почему так получилось? Почему не встретились местоимения 3 лица? - Скорректируйте тему урока, спрогнозируйте предстоящую работу. | Разгадывают ребусы, высказывают предположения, предлагают варианты ответов, доказывают правильность своего ответа. Ответы (с тобой, у нас, под вами, за мной) записывают в тетрадь. Сравнивают, анализируют, делают вывод: - В ребусах зашифрованы местоимения с предлогами. Предлагают варианты заданий: определить число, падеж, поставить в начальную форму, определить лицо. Выполняют задание, работая у доски. Строят ответы с опорой на имеющиеся знания: - С тобой – Т.п., ед.ч., начальная форма ТЫ, местоимение 2 лица; -У нас – Р.п., мн.ч., начальная форма МЫ, местоимение 1 лица; - Под вами – Т.п., мн.ч., начальная форма ВЫ, местоимение 2 лица; - За мной – Т.п., ед.ч., начальная форма Я, местоимение 1 лица. Используя ресурс интерактивной доски, распределяют местоимения по лицам, проверяют правильность ответа. Обращают внимание на то, что не встретились местоимения 3 лица. Высказывают предположение, что, есть какая-то особенность при написании местоимений 3 лица с предлогами. Вносят изменение в тему урока: «Правописание местоимений 3 лица с предлогами». Прогнозируют работу: - Будем исследовать местоимения 3 лица, наблюдать за особенностями их написания с предлогами, делать выводы, формулировать правило, применять полученные знания на практике. | Фронтальная работа. Наглядный, интерактивный метод. Практический метод. Письмо. Фронтальная работа. Практический, словесный методы. | Познавательные УУД: умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний. Познавательные УУД: Сравнение, анализ, выделение существенных признаков. Регулятивные УУД: прогнозирование предполагаемой деятельности. | ||
IV.Физминутка | Проводит физминутку. | |||||
V. Усвоение новых знаний и способов действий. | - Исследование правописания местоимений 3 лица проведём в группах.
Предлагает работу в группах по карточкам:
Предлагает обсудить результаты работы.
- Какую особенность вы заметили? На что обратили внимание?
-Какой можно сделать вывод? - Сверьте свой вывод с правилом в учебнике. | Работают в группе, выписывают местоимения, анализируют, находят «лишнее», группируют оставшиеся местоимения, доказывают свою точку зрения. Предположительно, группы придут к единому разбиению местоимений на группы: с предлогами и без предлогов. (После обсуждения в группах). Представители от каждой группы, используя ресурс интерактивной доски, выбирают местоимения из предложений, распределяют в группы, аргументируют свой выбор. Сравнивают, отмечают, что: ей, но по Ней! его, но на Него! им, но к Ним! Анализируют, делают вывод: - После предлогов у местоимений третьего лица пишется буква «н». Читают правило в учебнике. | Работа в малых группах. Практический, частично-поисковый, исследователь-ский методы. | Коммуникатив-ные УУД: умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта мнений. Познавательные УУД: Сравнение, анализ, выделение существенных признаков. Коммуникатив-ные УУД: умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | ||
VI.Применение новых знаний и способов действий. | Учитель предлагает применить правило, выполнив совместно работу, используя ресурс УМК «Кирилл и Мефодий».
Предлагает усложнить работу и попробовать собственные силы, работая индивидуально на карточках.
Задание по выбору.
1 уровень: (выбрать правильный ответ).
2 уровень:
Предлагает проверить правильность выполнения работы, сверив с эталоном. | Работают на интерактивной доске, под контролем учителя выполняют задание. Выбирают задание по силам, желанию; работают самостоятельно. Осуществляют самоконтроль и самопроверку своей деятельности. | Фронтальная работа. Практический, словесный методы. Индивидуаль-ная работа. Практический метод. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | ||
VII.Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. | -Известный чешский педагог Ян Коменский говорил: «Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию». - Можно ли считать время, проведенное вами на уроке, «несчастным»? -Строчки, какой сказки помогли вам получить новые знания? -Давайте же добавим полученные знания в наш кластер. Предлагает оценить свои знания по теме урока и поделиться впечатлениями об уроке, используя местоимения. Я… Мне… Мы … Нам… Подводит итог урока, соблюдая условия высказываний. - Мнебыло приятно работать с вами! Спасибо вам за урок! | Анализируют смысловое содержание высказывания, отвечают на вопрос учителя. Предполагаемый ответ учащихся: - Время на уроке мы провели с пользой, так как получили новые знания. - Нам помогла сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Формулируют новые знания: - После предлогов у местоимений третьего лица пишется буква «н». Предполагаемые ответы учащихся: -Я знаю, когда надо писать букву Н в местоимениях 3 лица. -Я понял тему и могу объяснить другому. -Мне понравился урок. -Мы дружно поработали в группах. -Нам интересно было получать новые знания. | Фронтальная работа. Словесный метод. Беседа. | Познавательные УУД: умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Регулятивные УУД: Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | ||
VIII.Домашнее задание. | Предлагает творческую работу на дом: сочинить сказку «Тайна буквы Н», смоделировать обложку. | Слушают задание учителя, делают соответствующие записи. | Фронтальная работа. Словесный метод. |