Эмоциональный настрой класса.
Звучит весенняя мелодия и картинки на слайде на тему весна.
Слайд. (картина весенний пейзаж)
Ребята, какое время года вы увидели на слайдах? (ответы детей)
Сейчас какое время года?
Любите ли вы весну? (ответы детей)
Я тоже очень люблю весну.
Весна- это утро года. Это самое прекрасное время года. Вся природа просыпается после долгой зимней спячки. Весна-волшебная музыка природы. Вы услышали «Весенний вальс» Шопена. А весна нам будет помогать на сегодняшнем уроке, вдохновлять нас своими красками, звуками. (вывешивается картинка девушки-весны)
.
I. Актуализация знаний.
1. Для начала вспомним, Какой раздел науки вы изучаете? (Морфология)
2. А какую часть речи? (Местоимение)
3. Что такое местоимение?
Лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как "запасные игроки" …выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова».
А теперь вспомним, какие разряды местоимений вы уже знаете. Перед вами задание в рабочих листах 1 заданиеКроссворд. Но он не простой, а шуточный, попробуйте его решить. Ребята, зачитайте задания, запишите ответы в кроссворд.
1. Без какого местоимения не написать автобиографию?
2. Какие одинаковые по значению разряды есть у местоимений и прилагательных?
3. Какие местоимения водят дружбу с отрицательными глаголами?
4. Какие местоимения самые любопытные?
5. Какое местоимение всем указывает?
6. С каким разрядом местоимений водит дружбу приставка кое-?
7. Какие местоимения связывают крепкой дружбой простые предложения в состав сложного?
8. Какой самый малочисленный разряд местоимений?
9.
1. Личное
2. Притяжательное
3. Отрицательные
4. Вопросительное
5. Указательно е
6. Неопределенное
7. Относительное
8. Возвратное
9. Определительное
Вот что получилось. А на одном листочке мы не можем определить разряд. Это и будет нашей загадкой. Отложите кроссворд. Мы к нему вернемся позже.
А пока нам нужно вспомнить изученные местоимения, для этого проведем игру.
Листы с заданиями также находятся на вашей парте. Выполните, пожалуйста, в паре это задание.
Итак, задание №1
Зачитайте и выполните!
"Четвертый лишний” найдите в каждой строке лишнее местоимение, выпишите его в табличку и определите разряд трех оставшихся местоимений. На партах у вас списки местоимений. Найдите, у кого такие примеры местоимения, зачитайте и прикрепите на доску.
Я, мы, её, сам | Личное |
Твой, любой, мой, свой. | Притяжательное |
Кто, что, который, каждый. | Относительное |
Никто, ни у кого, всякий, ни с чем. | Отрицательное |
Некто, некоторый, иной, несколько | Неопределенное |
Тот, такой, столько, самый | Указательное |
Чей? Каков? весь, Сколько? | Вопросительное |
Другой, она, он, вы. | личное |
.Молодцы, ребята. А что это за лишние слова, как вы думаете? давайте их зачитаем. Поставьте к ним вопросы. Слово учителя: «Сегодня на уроке мы познакомимся с последним разрядом местоимений – определительные местоимения. (вывешивается на доску) Давайте их еще раз зачитаем.
Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Запишите на карточках от группы
(карточка с рисунком весны)
Мы научимся..
Мы узнаем..
Мы надеемся…
Определительные местоимения самый разношерстный разряд местоимений. Значение их сформулировать трудно. Определяют предмет в ряду других предметов.
А теперь поставим перед собой цели (дерево целей)
Цель нашего урока – это научиться находить определительные местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи». Задача: узнать, что они обозначают, как изменяются, каким членом предложения являются, научиться употреблять их в речи.
Первую цель мы перед собой поставили, приступаем к реализации.
Что обозначают местоимения!
Выполним задание № 2
Для этого обратимся к Приложению 1, где дается материал для наблюдения, выбери необходимое и оформи в табличку в рабочем листе.
Зачитайте, каке же значения имеют определительные местоимения? Мы реализовали 1 цель.
Задание №3 Понаблюдаем!
В рабочих листах.. Посмотрите внимательно!
Красивый цветок | Другой цветок |
Добрый день | Весь день |
Хорошая погода | Всякая погода |
Розовый лепесток | Каждый лепесток |
Свежий ветерок | Любой ветерок |
Лучшая картина | Иная картина |
Учитель. Слова каких частей речи представлены в левом столбике?
Ученик. Прил. + сущ.
Учитель. А в правом?
Ученик. Опред.мест. + сущ.
Учитель. Просклоняйте словосочетания каждого столбика, выделите окончания у имён прилагательных и у определительных местоимений. Что вы наблюдаете? Определите род, число и падеж. У доски 2 ученика от разных групп.
Ученик. Падежные окончания имён прилагательных и определительных местоимений совпадают.
Учитель. Подумайте, какие выводы о грамматических признаках определительных местоимений можно сделать.