Тема 4. Конкурентоспособность информационных услуг и продуктов




Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на деятельность любой компании, функционирующей на рынке. В связи с этим, проведение исследования конкурентной среды является важной задачей службы маркетинга любой фирмы.

В маркетинговой среде фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. Для обеспечения конкурентоспособности фирма должна постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в ее распоряжении ресурсов, а также ресурсов, приобретаемых для будущего производства. При этом, как показали исследования и практика, конкурентоспособность фирмы может быть оценена только при проведении сравнительного анализа группы фирм, относящихся к одной сфере, либо фирм, производящих товары-субституты. Таким образом, конкурентоспособность фирмы рассматривается нами как относительное понятие, которое определяется как способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурентами.

Оценка степени конкурентоспособности является достаточно сложным процессом, так как необходимо выявить характер конкурентного преимущества фирмы по сравнению с фирмами-конкурентами. При этом возникает ряд проблем, связанных с выбором базовых объектов сравнения, то есть фирмы-лидера. Как показали исследования, чтобы такое сравнение было корректным необходимо обеспечить соизмеримость характеристик предоставляемых информационных услуг и продуктов по идентичности удовлетворяемых информационных потребностей, их структуры и содержания.

При выработке конкурентной стратегии необходимо, как показали исследования, с одной стороны, по возможности более полно учитывать сильные и слабые стороны фирмы, ее позицию на рынке информационных услуг и продуктов, а с другой – структуру регионального информационного рынка, тенденции его становления и перспективы развития.

Выбор конкурентной стратегии фирмой сферы информационного бизнеса зависит от следующих факторов:

1) Структура стратегического потенциала.

Выявленные на основе анализа цели стратегического развития в первую очередь отражают направления деятельности по преодолению слабых и укреплению сильных конкурентных позиций фирмы.

2) Возможности расширения ресурсов фирмы.

Поскольку составляющие стратегического потенциала непосредственно связаны со всеми видами ресурсов фирмы, расширение того или иного ресурса во взаимосвязи с другим позволит реализовать указанные стратегические цели.

Как показывает практика, усиление только одного элемента стратегического потенциала не может существенно укрепить конкурентные позиции фирмы в отрасли. Для этого необходимо все взаимосвязанные элементы стратегического потенциала привести в соответствие с условиями внешней среды фирмы, что, в конечном счете, обеспечит большую степень конкурентного преимущества фирмы. Следовательно, одной из важнейших целей стратегического управления является рациональное распределение ограниченных ресурсов фирмы между элементами стратегического потенциала. Таким образом, для совершенствования коммерческой деятельности в условиях рынка фирме сферы информационного бизнеса необходимо:

· формировать наиболее предпочтительную, с точки зрения своей результативности, структуру стратегического потенциала (информационный ресурс, техническая база, кадровый потенциал и т.д.);

· рационализировать обеспеченность элементов стратегического потенциала требуемыми ресурсами.

Одним из основных методов оценки конкурентоспособности фирмы является метод, использующий в качестве основного подхода оценку конкурентоспособности информационных продуктов фирмы сферы информационного бизнеса. Этот метод базируется на положении о том, что конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность услуги или продукта, принято использовать соотношение цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик:

Кт=К/Ц

где: К- показатель качества товара;

Ц- показатель цены товара;

Кт – показатель конкурентоспособности товара.

Чем выше разница между потребительской ценностью информационной услуги или продукта для покупателя и ценой, тем выше запас конкурентоспособности товара. Основным преимуществом метода является то, что он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность фирмы – конкурентоспособность товара.

Важным направлением деятельности для повышения конкурентоспособности фирм сферы информационного бизнеса, формирования положительного имиджа и увеличения объема продаж является формирование конкурентоспособного ассортимента информационных продуктов и формирования оптимального портфеля заказов.

Основой формирования ассортимента информационных продуктов является производственная программа фирмы сферы информационного бизнеса, которая представляет собой совокупность всех предоставляемы продуктов. Реализация производственной программы фирмы сферы информационного бизнеса зависит от ряда факторов, которые, как показывает практика, целесообразно разделить на две группы: объективные и субъективные. К объективным факторам относятся такие, как: тенденции развития науки, степень сформированности информационной инфраструктуры, существующие информационные потребности, их состав и структура. К субъективным факторам относится состояние и перспективы развития рынка информационных услуг и продуктов, уровень профессиональной и информационной культуры специалистов, степень их профессиональной компетентности, техническое, технологическое, информационное и интеллектуальное обеспечение фирмы, стратегический потенциал фирмы сферы информационного бизнеса. Как объективные, так и субъективные факторы оказывают существенное влияние на качественные показатели информационных продуктов и на их конкурентоспособность. Функционирование фирм сферы информационного бизнеса в условиях рыночных отношений актуализирует проблему формирования оптимального портфеля заказов на информационные продукты.

Показатель «конкурентоспособность» представляет собой сложную категорию, которая объединяет различные характеристики продукта, как количественные, так и качественные. Следовательно, интегрированный показатель конкурентоспособности информационного продукта должен включать как критерии оценки качества таких видов продукции с позиций удовлетворения информационных потребностей клиентов, позиции продукта на рынке и критерии, отражающие текущее состояние и перспективы развития самого рынка информационных услуг и продуктов. Как показали исследования, наиболее сложной является оценка качества информационных услуг и продуктов в силу неопределенности самого понятия «качество» в отношении информационной продукции.

Согласно ISO, качество – это совокупность черт и характеристик изделия или услуги, которые обладают способностью удовлетворять предъявляемым или предполагаемым требованиям. Одной из точек зрения в отношении оценки качества информационного продукта является оценка такого продукта с позиций потенциального пользователя. Именно с этой позиции вопрос о качестве информации рассматривается во многих зарубежных публикациях последних лет. Эти работы, в особенности немецкоязычные, говорят о большом значении качества, однако вопрос в них рассматривается больше теоретически. В частности, в работе рассматриваются следующие аспекты определения качества:

· информационный продукт не является промышленным продуктом, поэтому их качество с трудом поддается определению;

· свойства, которые определяют качество продукта, должны быть значимы в первую очередь для клиента;

· качество не является абсолютной величиной, но рассматривается в зависимости от конкретных требований. Таким образом, оценка качества это сравнение между актуальными требованиями и пожеланиями клиента и реальными свойствами системы;

· качество не является всего лишь спецификацией характеристик системы или продукта, но выполнением требований и ожиданий клиента в данный момент.

Как показали исследования, качество описывается целым рядом характеристик, многие из которых трудно поддаются измерению и контролю. Более того, само понятие «качество» весьма динамично, представления о нем могут меняться. Оценка качества информационных продуктов с позиций удовлетворения информационных потребностей клиентов, как показали наши исследования, должна производиться в следующих аспектах: информационно-ценностном, информационно-операционном и информационно-временном.

Информационный продукт обладает набором характеристик (qj, ), с позиций удовлетворения информационной потребности. Причем, каждая характеристика информационного продукта направлена на удовлетворение определенной составляющей информационной потребности (pi, ). Влияние отдельных характеристик на процесс удовлетворения потребностей различно по качественному признаку. Следовательно, необходимо выделить набор характеристик информационного продукта, обеспечивающий:

где U(qj, pi) – степень соответствия j-ой характеристики информационного продукта i-ой составляющей информационной потребности клиента.

Таким образом, по мнению автора, информационный продукт может быть описан набором характеристик, однозначно определяющих его с позиций удовлетворения информационных потребностей клиентов. Здесь важно учитывать дифференцированность показателей. Это означает, что каждый из показателей должен обеспечивать максимум информации о соответствующей характеристике информационной услуги, в процессе реализации которой разрабатывается данный информационный продукт. Интегративность показателей реализует возможность наиболее полного описания качества информационных услуг при построении обобщенного критерия из отдельных показателей. Построение обобщенного критерия основано на определении уровня значимости (весовых коэффициентов) каждого из показателей. Реализация такого подхода позволяет определить характер взаимоотношений между показателями, что обеспечило возможность выявления и изучения слабых и сильных характеристик информационной услуги с позиций удовлетворения информационной потребности клиентов фирмы.


 

 


Рис. 2. Модель анализа качества информационных услуг


Формирование комплекса критериев для конкретных видов информационных продуктов должно производиться экспертами в соответствующих предметных областях на основе опыта и изучения базовых потребительских тенденций. Основным принципом формирования системы критериев одного уровня является их вес, то есть каждый из уровней формируется по дискретному уровню веса и логической подчиненности показателей нижних уровней иерархии соответствующим показателям более высоких уровней, поэтому целесообразно производить отображение системы показателей в виде иерархического графа. Количество рассматриваемых уровней системы показателей определяется характером целей и задач, которые ставятся перед экспертами в процессе ее формирования. На верхнем уровне располагаются обобщенные составные характеристики информационного продукта, на нижних – элементарные свойства, оценка которых осуществляется путем экспертного опроса. Многие элементарные характеристики выражаются показателями, количественные значения которых могут быть получены автоматизированным способом с использованием экспертных систем оценки качества.

Очевидно, что не все свойства информационного продукта должны применяться для оценки качества, а только та совокупность, которая определяет информационную потребность клиента, т.е. если по каким-либо причинам пропадет потребность в данном информационном продукте для решения конкретных задач, то его качество будет нулевым.

Выявление состава свойств, определяющих качество информационного продукта, является сложной задачей. Нами предлагается провести классификацию показателей качества информационного продукта на основные и вспомогательные. К основным следует отнести свойства, характеризующие саму информацию, овеществленную в информационном продукте, в процессе предоставления информационной услуги, а к вспомогательным – свойства, характеризующие носители информации и организацию информационных процессов.

К основным показателям качества можно отнести:

· релевантность овеществленной в продукте информации показывает степень достоверности, точности, полноты информации и степень удовлетворения информационных потребностей потребителя;

· доступность овеществленной в информационном продукте информации характеризует степень адекватности выбора формы представления информации и носителя информации;

· конструктивность информационного продукта отражает степень конструктивности воплощения овеществленной информации в определенных технологических принципах и решениях;

· оперативность получения информационного продукта покупателем.

К показателям, характеризующим носитель информации, относятся эргономические и эстетические характеристики носителя, надежность, степень защиты и ряд других свойств, определяемых типом носителя информации.

Для оценки качества проведения информационных процессов необходимо оценивать как сам технологический процесс производства информационного продукта, так и отдельные операции, его составляющие. Контроль организации информационных процессов необходимо осуществлять на трех уровнях: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль призван обеспечить достоверность входных данных, текущий обеспечивает качество исполнения основных технологических операций, связанных с преобразованием и фиксацией информации, последующий обеспечивает достоверность результатов выполнения отдельных технологических операций и всего процесса производства информации в целом.

Для оценки конкурентоспособности информационного продукта необходимо разработать интегрированный показатель, включающий несколько простых. Задача формирования оптимального портфеля заказов с учетом оценок конкурентоспособности отдельных видов информационных продуктов в математической постановке целесообразно рассматриваться как задачу многокритериального выбора. Такая задача относится к разряду качественных задач принятия решения: выбор из множества предоставляемых фирмой информационных продуктов такой части этого множества, которая адекватно отражает информационные потребности потенциальных и реальных клиентов фирмы сферы информационного бизнеса, на основе сравнения значений показателя конкурентоспособность каждого информационного продукта.

Для решения сформулированной задачи многокритериального оценивания и выбора целесообразно, как показал анализ, применяться следующие математические методы:

* метод множеств Парето (метод выделения множества эффективных решений);

* метод медианы (построение упорядочения решений, соответствующего медиане – матрице бинарных отношений, сумма расстояний от которых до всей матрицы бинарных отношений минимальны);

* метод линейной свертки (построение упорядочения решений в зависимости от значений функции предпочтения – линейной комбинации всех функций предпочтения);

* критерий Гурвица (критерий пессимизма-оптимизма);

* метод суммы рангов (упорядочение решений по сумма рангов, полученных по всем показателям).

Оценка и выбор перспективных вариантов осуществляется с использованием механизмов выбора на основе имеющейся информации о вариантах, источником которой служат результаты маркетинговых исследований. Механизм выбора представляет собой совокупность вариантов и правил выбора, показывающих, каким образом происходит выделение наиболее перспективной группы, в соответствии с критериями выбора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: