Анализ качества и конкурентоспособности продукции
Выполнила: Шатунова А.А.
студентка 5 курса
группы 08–Э–6
Руководитель: к.т.н., доцент
Анцибор Галина Александровна
Кострома
Содержание
Введение.........................................................................................................3
1 Теоретические основы анализа качества и конкурентоспособности продукции.................................................................................................................5
1.1 Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции.................................................................5
1.2 Основы анализа качества продукции...................................................12
1.3 Методика анализа конкурентоспособности........................................19
2 Анализ качества и конкурентоспособности продукции на ООО СРП «Гарант».............................................................................................................28
2.1 Анализ качества продукции ООО СРП «Гарант»…………………...28
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции ООО СРП «Гарант»....33
Заключение...................................................................................................45
Список использованных источников.........................................................47
Введение
Проблема анализа качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции. Анализ качества товара, его эксплуатационной безопасности и надежности, дизайна, уровня послепродажного обслуживания являются для современного производителя первостепенными и часто определяют успех или неуспех фирмы на рынке. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.
В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Новейший подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим снижения издержек производства. Этим и обуславливается актуальность анализа качества и конкурентоспособности предприятия.
Цель написания курсовой работы: Изучить теоретические аспекты анализа качества и конкурентоспособности продукции, оценить качество выпускаемой продукции предприятия ООО СРП «Гарант».
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучить цели, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции
- рассмотреть основы анализа качества продукции
- изучить методику анализа конкурентоспособности продукции
- практически применить рассмотренные методы анализа на объекте.
Таким образом, объектом изучения курсовой работыявляется строительно-ремонтное предприятие ООО «Гарант».
Теоретические основы анализа качества и конкурентоспособности продукции.
Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции.
Качество продукции – важнейшая экономическая категория и тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие.
Цели и задачи анализа качества продукции представлены в таблице 1.
Таблица 1. Цели и задачи анализа качества продукции.
Цели | Задачи |
оценить технический уровень продукции | изучение динамики показателей |
выявить отклонения технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным | выполнение плана по уровню показателей |
проанализировать структуру выпуска по параметрам, характеризующим качество изготовления и поставки продукции | причины изменения показателей и оценка выполнения плана по уровню качества продукции |
выявить факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции | определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия |
обосновать возможности повышения качества |
Анализ качества продукции проходит по следующим этапам:
Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям:
Продукция 1-ой категории, продукция определенных полезных качеств, но ниже мировых стандартов;
Продукция 2-ой категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам.
Продукция, оцениваемая по 2-ой категории, подлежит снятию с производства;
Там, где продукция не оценивается по категориям качества, используется показатель сортности.
Сортность - тоже характеризует качество, но для определенных отраслей.
При определении сортности используют ГОСТы и ОСТы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются следующие показатели:
доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства;
средний коэффициент сортности;
средневзвешенная цена в сопоставимых условиях.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:
а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;
б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.
На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние (рисунок 1).
Рисунок 1. Классификация факторов.
К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.
Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.
Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Социально – экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.
Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т. е. покупателей, конкуренцию и т. д.
Все эти факторы связаны между собой и влияют на качество продукции.
В свою очередь качество продукции - важнейший фактор повышения конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов- аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.
Цели и задачи анализа конкурентоспособности продукции представлены в таблице 2.
Таблица 2. Цели и задачи анализа конкурентоспособности продукции.
Цели | Задачи |
Изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента | оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции |
Продолжение таблицы 2. | |
Анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции | изучение факторов, воздействующих на уровень конкурентоспособности |
Оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня | разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции |
Оценка эффективности производства и сбыта продукции |
Этапы анализа конкурентоспособности продукции:
необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, для этого достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.
Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:
рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
анализируются направления развития аналогичных разработок;
рассматриваются сферы возможного использования продукции;
анализируется круг постоянных покупателей.
Информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции:
Для проведения анализа качества и конкурентоспособности продукции используются следующие источники информационного обеспечения: международные стандарты (ИСО); государственные и межгосударственные стандарты (ГОСТы); отраслевые стандарты (ОСТ) и стандарты научно-технических обществ (СТО); стандарты предприятий (СТП) и технические условия (ТУ); сертификаты соответствия; технические требования;
прайс-листы; опросники (по вопросам предпочтения продукции); анкетирование.
Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности. При определении качества продукта следует пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Следует иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом. Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости - определяющие в этом ряду. В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д. При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах-партнерах, куда предполагается се поставлять. Это особенно важно в связи с тем, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности поставки и сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Таким образом, при планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особенному ужесточению подлежат в настоящее время в большинстве стран стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека. Важным критерием определения качества изделия и соответственно его конкурентоспособности является обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах. При наличии лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии, предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товара на экспорт. Если в какой-либо стране данный товар запатентован не нашей фирмой, мы не можем его там продавать, в противном случае предприятие будет подвергнуто суровому штрафу. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности.