КОНСПЕКТ
«Великие полководцы России»
Цель внеурочного мероприятия: Ознакомление обучающихся с великими полководцами России – А.В.Суворовым и М.И.Кутузовым.
Задачи:
1. Актуализировать и пополнить знания детей о великих полководцах России.
2. Развивать творческое мышление, воображение, память, умение излагать свои мысли.
3. Воспитывать интерес к изучению исторического прошлого нашей страны, чувство патриотизма, чувство гордости за свой народ.
Планируемые результаты:
1) Дети проявят активность в беседе.
2) Знания детей о полководцах России А.В. Суворове, М.И. Кутузове актуализируются и пополнятся.
3)У детей будут развиваться творческое мышление и воображение в ходе выполнения практической части.
Используемые методы: рассказ, беседа, практическая деятельность, наглядный, иллюстративный.
Оборудование:
-для учителя: Мультимедийная - презентация по теме занятия, готовый образец медали полководца, книги о полководцах
-для учащихся: цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры.
Литература, интернет-источники:
1. Биография Суворова. Подвиги Суворова. https://fb.ru/article/139368/biografiya-suvorova-polkovodets-suvorov-podvigi-suvorova#image389870
2. Михаил Илларионович Кутузов. [Интернет-ресурс] https://to-name.ru/biography/mihail-kutuzov.htm
Оформление доски: Великие полководцы Ф.Ф. Ушаков и П.С. Нахимов
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы очень рады вас видеть.
Прежде чем начать занятие, давайте разделимся на 2 команды, для этого выберите квадратик понравившегося вам цвета. Те, кто выбрал красный квадратик, - вы команда № 1, кто выбрал квадрат синего цвета – команда № 2. Присаживайтесь на свои места. Выберите в каждой команде капитанов.
- На нашем последнем занятии мы узнали о полководцах: Дмитрии Донском (презентация) – участнике Куликовской битвы, а также об Александре Невском, командующим в Невской битве и Ледовом побоище.
Приветствие
Делятся на 2 команды, занимают свои места, выбирают капитанов
2.Сообщение темы и цели
- Сегодня мы продолжим знакомство с великими полководцами России.
А кто знает, кого мы называем полководцами?
Полководец - военачальник, командующий.
Какие полководцы вам уже известны?
Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать полководец?
Правильно, настоящий полководец отличается смелостью, внимательностью, мудростью и смекалкой. Сегодня на занятии мы проверим, какая из команд будет самая внимательная и смекалистая.
Посмотрите на слайд (презентация). Для того, чтобы узнать, с какими полководцами мы познакомимся, вам необходимо расставить буквы по порядку:
Слайд:
5 1 2 4 3 7 6
Р С У О В В О
7 2 1 4 5 3 6
В У К У З Т О
Та команда, которая первая назовёт получившееся слово, получит жетон.
Назовите тему сегодняшнего занятия (слайд)
«Великие полководцы России: фельдмаршалы А.В. Суворов, М.И. Кутузов»
Отвечают
Расставляют буквы в соответствии с порядком, называют слова
3. Содержание:
· Беседа
· Практическая деятельность
- Ребята, кто знает, кто такой фельдмаршал?
Фельдмаршал – человек, имеющий высший военный чин в русской армии.
Одним из таких людей был Александр Васильевич Суворов – наиболее известный полководец за всю военную историю России. Посмотрите на его портрет (слайд)
Александр Васильевич родился в семье военного. С самого детства он интересовался особенностями военного дела, и, не смотря на своё слабое здоровье, уже в 13 лет был зачислен солдатом в Семёновский полк, а его обучение происходило в Сухопутном кадетском корпусе.
Подвиги Суворова начались сразу, как только он приступил к сражениям.
Он принимал участие в двух русско-турецких войнах: сражении при Козлуджи, Кинбурнской баталии, взятии Измаила и многих др. боях.
Текст:
Сам Александр Васильевич говорил: «Мы русские, и поэтому победим»
Все проведенные им бои и сражения, а их насчитывается порядка шести десятков, всегда заканчивались победой. Александр Суворов - единственный в мире полководец, не проигравший ни одной битвы, и кавалер всех российских орденов своего времени.
-Ребята, посмотрите, в этих конвертах для вас подготовлено задание: нужно составить высказывание из отдельных слов.
(раздать конверты со словами для высказывания)
(«Мы русские и потому победим»)
Та команда, которая первая справится с заданием, получит жетон.
Кому принадлежит это высказывание?
ФИЗМИНУТКА
Как солдаты на параде
Мы шагаем ряд за рядом
(ходьба на месте)
Отправляемся в дозор
(наклоны вперёд)
Чтобы дать врагу отпор
(смотрят вдаль из под руки)
Раз, два, три, четыре, пять
(сгибание рук в локтях)
Силы нам не занимать!
Посмотрите на слайд (презентация)
Следующий полководец, с которым мы познакомимся – Михаил Илларионович Кутузов.
Михаил Кутузов родился в семье дворянина в городе Петербурге.
Он был учеником фельдмаршала А.В.Суворова.
Был участником русско-турецких войн, отличился при штурме Измаила.
Воевал в Крымской армии, где был тяжело ранен - пуля прошла через левый висок и вышла у правого глаза.
Сейчас …. (выбрать ребёнка из команды № 2) прочитает нам об этом полководце:
В русско-турецкую войну 1806-1812 года армия Кутузова одержала победы под Рушуком и Слободзеей, заключил Бухарестский мирный договор.
В годы Отечественной войны 1812 года Кутузов, главнокомандующий российской армией, разгромил войска французской армии под командованием Наполеона.
- Сейчас давайте все вместе снарядим полководца. Выберите то, что пригодится ему в бою (интерактивное задание) Для этого перетащите необходимый предмет к изображению полководца. Выходите к доске по очереди, по одному человеку от каждой команды. Начнём с команды № 1.
Обе команды – молодцы. Сейчас проведём физминутку.