Научно-исследовательские задания




1. Проанализируете научные публикации в научно-практическом журнале «Журналист. Социальные коммуникации» за последние 3 года. Найдите статьи, в которых рассматриваются проблемы профессионально-этического кодифицирования. Составьте перечень поставленных вопросов, укажите объективные причины их возникновения и решения, предлагаемые авторами материалов.

2. Выполните структурно-содержательный анализ сайта Международной федерации журналистов (https://www.ifj.org/):специфика контента, основные меню, формы обратной связи и т.д.

3. Наосновании анализа кодексов, представленных в учебно-методическом пособии«Международные стандарты профессиональной этики журналистов», определите стратегию и тактику этического кодифицирования. Перечислите основные модели кодексов и приведите примеры каждой из них.

4. Проанализируйте направления деятельности Союза журналистов России. Оформите результаты работы в виде доклада-презентации.

5. Напишите научно-исследовательскую статью на тему «Социально-политическая обусловленность разработки профессионально-этических документов в российской журналистике в 1990-е годы».
В статье осветите процессы разработки Московской хартии журналистов (Декларации) и Хартии телерадиовещателей.

6. Подготовьте реферат диссертационного исследования Е.А. Смирновой«Профессионально-этические нормы в современной российской журналистике»[25].

7. Составьте библиографический список научных, научно-исследо-вательских и научно-практических статей, посвященных корпоративной этике СМИ в России.

8. Подготовьте научное сообщение на тему «Проблемы создания профессиональныхжурналистских сообществ в России».

Темы и вопросы для самостоятельного изучения

1. Проанализируйте декларацию «Об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира
и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне».Выявите основные положения документа.

2. Расскажите об истории создания и основных направлениях деятельности Международного центра для журналистов (ICFJ), используя материалы официального сайта организации (https://www.icfj.org/).

3. Сделайте сообщение об одном из президентов МФЖ.

4. Создайте презентацию на тему «Профессионально-этическая кодификация» (по одной из стран Западной Европы).

5. Перечислите организации-партнеры, с которыми осуществляется информационное взаимодействие Общественная коллегия по жалобам на прессу.

6. Ознакомьтесь с миссией Общества профессиональных журналистов (https://www.spj.org/mission.asp) и сравните ее с миссией Союза журналистов России.

7. Напишите реферат об одной из международных журналистских организаций: Европейской федерации журналистов, организации «Репортеры без границ», Международном институте прессы (Австрия), организации «Индекс цензуры» (Великобритания).

8. Проанализируйте работу одной из самодеятельных журналистских студий в городе Рязани. Выявите систему профессиональных регуляторов, действующих в ее работе.


Глава 6

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
И КОНФЛИКТЫВ ЖУРНАЛИСТИКЕ

Профессиональные отношения – это система взаимодействия между представителями профессии и другими людьми (сообществами), между представителями профессии и предметно-вещественной средой, а также взаимодействия представителей профессии друг с другом.
В своей деятельности журналист вступает в разнообразные отношения: с целевыми аудиториями (как правило, с аудиторией своего СМИ), с источниками информации, с представителями органов государственной власти и управления, с лидерами общественного мнения, с фигурантами/героями своих материалов, а также с представителями профессионального и корпоративного сообществ – коллегами, штатными и нештатными, главным редактором, учредителями и владельцами СМИ,
в котором он работает, сотрудниками других изданий. Кроме того, журналисты вступают в отношения с представителями общественных организаций и профессиональных объединений.

Работа журналиста определяется функциональными требованиями, которые предъявляются к ней в процессе ее выполнения. Они попадают в поле социального регулирования, в том числе и профессионально-этического. В процессе профессиональных отношений возникают противоречивые ситуации, обусловленные ментальными, ценностными, деонтологическими различиями их участников. Эти ситуации получили название профессионально-этических конфликтов.

Профессионально-этические конфликты – это противоречия, возникающие в рамках профессиональной деятельности. При их рассмотрении и разрешении важно установить, какие профессиональные стандарты, принципы и нормы нарушены. Проявления крайней степени такого рода нарушений могут считаться профессиональными преступлениями,подлежащими не только осуждению профессиональным сообществом, но и применению норм права. К профессиональным преступлениям в сфере журналистики относятся клевета, злонамеренное искажение фактов, ложные обвинения, плагиат, получение взятки в любой форме в качестве платы за сокрытие информации или за ее публикацию.

Доминирующими в профессиональной морали журналистов являются отношения с адресатом информации – аудиторией СМИ. Работая в журналистике, профессионал способствует реализации права любого человека на информацию, так как защита свободы слова является всеобщим демократическим благом. Журналист, выполняя информационно-просветительскую задачу, должен препятствовать сокрытию общественно значимых сведений, формировать повестку дня СМИ, предоставлять возможность своей аудитории знакомиться с различными информационными потоками и категорически избегать распространения ложных данных. Профессионально-этические конфликты в этой группе отношений могут возникать из-за манипулирования информацией, бездоказательности суждений, подтасовки фактов, создания заказного пропагандистского или рекламного месседжа, выдаваемого за объективную информацию.

Профессиональная этика журналиста ориентирует его на уважение целевой аудитории, которое заключается, прежде всего, в целостном ее изучении, в осведомленности о ее структуре, нравах и проблемах. Аудитория СМИ является носителем определенных культурных, национальных, конфессиональных ценностей и различий, уважение которых включено в систему профессионально-этических норм.

Профессиональное отношение журналиста к работе требует выработки форм взаимодействия аудитории и СМИ. Такими формамиявляются участие в формировании общественного мнения, помощь в свободном выражении взглядов и точек зрения.Предоставляя свое медиапространство в качестве канала для общественной экспертизы проектов, значимых для больших социальных групп, СМИ содействуют социальному развитию. Они также предоставляют возможность ответа на критику, если таковая возникаетв процессе столкновения разных точек зрения, акцентируют внимание на общезначимых. Профессиональная этика журналиста требует осуждать ориентирование на духовную деградацию населения.

Важным компонентом системы профессионального взаимодействияявляются взаимоотношения журналистов с источником информации. Действительность, в которой мы живем – как бы совокупность источников информации, из которых журналисты получают сведения о происходящем в мире. При этом актуальным является вопрос
о статусе источника, т.е. о том, в какой степени информация, им предлагаемая, отвечает критерию достоверности. Источники информации – документальный, вещественный и человеческий ресурсы. Документы (тексты пресс-релизов, юридические документы, опубликованные материалы и т.д.) являются результатом обработки первичной информации,вещественные ресурсы – это предметы, детали внешней обстановки.

Самым важным источником информации для журналиста является человек, поскольку основной материал медиамесседжей – это результат межличностного общения. Журналист должен сохранять профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем, и никто не вправе принуждать его к раскрытию этого источника.Анонимность может быть нарушена только в том случае, если известно, что источник сознательно искажает информацию или его упоминание является единственным способом избежать ущерба для общества и конкретных людей. Если интервьюируемый просит журналиста не разглашать произнесенное высказывание, то профессиональной нормой будет его неразглашение.

Отношения «журналист – источники информации» постоянно трансформируются и дополняются, особенно в последнее время, в связи с появлением пользовательского контента в новых медиа. Например, контент социальных сетей представляет собой уникальное сочетание документального и человеческого ресурсов.

Одним из важных источников информации для журналистов являются ньюсмейкеры.

Ньюсмейкер – это человек, который вызывает интерес медиа либо в силу значительности свой деятельности и известности, либо в связи
с осведомленностью о такого рода деятельности и способностью снабдить журналистов информацией о ней. Ньюсмейкер, будучи информационным партнером журналиста, представляет для последнего интерес
в силу своей компетентности и возможности оперативно представить информацию по актуальным событиям. Как свидетельствуют исследования, проведенные MediaFactor, «журналист ценит отношения с ньюсмейкером – более 60% из них не согласились с утверждением, что “отношения с ньюсмейкером не так важны, как рейтинг публикации”. Однако чаще всего журналист тратит время на поддержание отношений не ради самого ньюсмейкера, а ради возможности в любой момент позвонить ему и получить нужный комментарий»[26]. Отношения журналистов
с ньюсмейкерами сложны и противоречивы: «Сами журналисты говорят: “Ньюсмейкер может дружить с журналистом, но ничего хорошего из этого не получается…”. Оптимальным вариантом их взаимодействия можно назвать информационное “партнерство”»[27]. Это актуально и в том случае, если информационным партнером выступает лидер общественного мнения, человек, чьи статус, заслуги и деятельность могут влиять на формирование общественного мнения.

Особняком в этом спектре отношений стоит взаимодействиежурналистов с представителями органов государственной власти
и управления.
Эти отношения всегда носили проблемный характер, поскольку представители обеих сторон неоднозначно оценивают деятельность друг друга. Как правило, СМИ заинтересованы в оперативном получении информации от властных структур, особенно если дело касается освещения так называемых «громких», сенсационных событий. Основные претензии со стороны органов власти заключаются в поспешности, субъективности оценок, даваемых журналистами. Власть уверена, что СМИ наделены достаточно широкими полномочиями, закрепленными, например, в Законе РФ «О средствах массовой информации», но эти возможности используются медиа, чтобы «будоражить» общественное мнение. Журналисты упрекают представителей власти в отсутствии полноценной информации, замалчивании, препятствии информационному обмену, использовании административного ресурса,а иногда и коррупции. Таким образом, в число причин конфликтов СМИ и власти входит различие в представлениях каждой группы об объеме полномочий.

Профессионально-этические отношения этих групп должны строиться на достоверном и объективном освещении деятельности органов государственной власти и управления: сведения об их работе должные быть доступны для целевых аудиторий. Конфликтных ситуаций можно избежать при согласованном взаимодействии журналистов с представителями власти. Обе стороны нуждаются в единых принципах, стандартах работы, которые должны быть положены в основу взаимоотношений власти и СМИ и призваны разрушить прежнюю «психологию отношений»[28]. Решить эту проблему пытается каждая сторона, в основном при помощи консенсусных «технологичных» шагов навстречу друг другу. Со стороны власти это, как правило, введение в штат пресс-секретарей
и специалистов по связям с общественностью. Журналисты же часто рассматривают пресс-службу как препятствие в информационном обмене.

Объектами профессионального внимания журналиста становятся человеческие взаимосвязи, люди выступают главными фигурантами медиасообщений, следовательно, можно наблюдать отношения журналистов с героями публикаций. Многообразие человеческих судеб и характеров ведет к индивидуальному восприятию своего медиаобраза
в контенте СМИ. Герои публикации часто бывают недовольны своей медиатрактовкой, особенно в том случае, если считают ее негативной. Но их субъективное восприятие не является основанием для обвинений журналистов в непрофессиональном поведении.В отношениях с героями публикаций журналист должен руководствоваться рядом правовых
и этических регуляторов. Основной из них –презумпция невиновности. Этические нормы рекомендуют журналисту в своих материалах воздерживаться от указания на близких того, кто был обвинен или осужден за совершенные им преступления, не называть по имени жертву преступления и не публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних.

К профессионально-этическому полю относятся и требования к языку публикации как к одному из способов преподнесения реальности. Журналист обязан избегать оскорбительных выражений, способных нанести вред моральному здоровью людей. Физические недостатки, физиологические проблемы, болезни не могут быть объектами насмешливых или пренебрежительных комментариев.

Одной из самых многоплановых и разветвленных групп отношений является взаимодействие журналиста с профессиональным и корпоративным сообществами, так как оно включает несколько параметров. Сложными, в том числе и в профессионально-этическом плане, можно считать отношения «журналист–редактор» и «журналист–учреди-тель», так как в них система регуляторов ориентируется скорее на материальное поощрение. В одних случаях материально-поощрительный
и профессионально-этический компоненты взаимно дополняют друг друга, обусловливая добросовестное и скрупулезное выполнение профессиональных обязанностей. Совместная продуктивная работа редактора/директора издания и журналистов приводит к формированию корпоративных ценностей и реализации миссии СМИ. Профессионально-этические конфликты могут возникать, например, если нравственная позиция журналиста, его убеждения вступают в противоречие с требованиями редактора или директора, который, будучи руководителем коммерческой структуры, заинтересован в прибыли предприятия, а в качестве руководителя государственного СМИ может испытывать воздействие административного ресурса. Здесь журналист попадает в ситуацию морального выбора: он может отказаться от выполнения задания, либо пойти на соглашение, как бы оно ни противоречило его профессионально-этическому кредо. В качестве предмета этической коллизии могут быть и редакторские правки, сделанные без ведома журналиста.

В рамках отношений с профессиональным и корпоративным сообществом следует выделить отношения с коллегами.В их основе лежат уважение и отстаивание профессиональных прав и интересов своих коллег. Профессионально-этические нормы предписывают журналисту уважать авторские права коллег и не допускать плагиата. Использование результатов труда коллеги закономерно ведет к указанию на это. В ряде крупных СМИ не исключена творческая конкуренция, которая не должна наносить профессионального ущерба коллегам и деятельности организации в целом.

Иерархичность отношений не противоречит коллегиальности, так как четкое выполнение своих обязанностей, т.е. технологичность процесса, обеспечивает продуктивную работу любого СМИ. Профессионально-этические нормы в отношениях с коллегами требуют терпимости к различиям во взглядах и в поведении, проистекающим от разницы психологических характеристик, возраста, опыта работы и т.д. Профессиональное товарищество закономерно ведет к взаимопомощи – обучению, совместному решению производственных вопросов,моральной поддержке.

В последнее время наметилась тенденция к рассмотрению работы СМИ не как к миссии, а как к одному из видов бизнеса. Такой точки зрения придерживаются и руководители Министерства связи и массовых коммуникаций Р, и ряд журналистов. При такой смене профессионально-этических парадигм вытесненяется профессиональная этика ее корпоративным аналогом. Отношения с редактором и учредителями, внутрикорпоративные по своей сути, более всего поддаются систематическому регулированию, тогда как профессионально-этические споры
и конфликты в журналистской работе носят «ситуативный» характер. Таким образом, система профессиональных взаимоотношений журналиста стала подвергаться воздействию корпоративных регуляторов, в связи с чем стала актуальной проблема органичного сосуществования профессиональной журналистской этики и корпоративной этик.

Контрольные вопросы

1. Профессионально-этические отношения.

2. Специфика взаимодействия журналиста с целевой аудиторией.

3. Профессионально-этические нормы в работе с героями публикации.

4. Источники информации в профессиональной деятельности журналиста: этический аспект.

5. Профессионально-этические аспекты в работе журналистов
с ньюсмейкерами.

6. Взаимодействие журналиста с представителями органов государственной власти и управления.

7. Коллизии в корпоративной этике. Взаимодействие журналиста
с учредителем, редактором и коллегами.

8. Этические коллизии и конфликты в профессиональной деятельности журналистов: причины и пути разрешения.

 

Вопросы для обсуждения на практических занятиях

1. Дайте определение профессиональным отношениям.

2. Назовите отношения, в которые вступает журналист в рамках своей профессиональной деятельности.

3. Охарактеризуйте источники информации, с которыми журналисту чаще всего приходится работать.

4. Дайте определение профессионально-этическому конфликту.

5. Обрисуйте ситуации, которые можно расценить как профессиональные и профессионально-этические нарушения в журналистике.

6. Охарактеризуйте профессиональные отношения, в которые вы вступаете во время прохождения учебно-производственных практик
в региональных СМИ.

7. Приведите примеры информационного взаимодействия органов государственной власти и управления с журналистами.

8. Существует ли найти различия между профессионально-этическим конфликтом и коллизией?Приведите примеры.

 

Творческие задания

1. В материалах Общественной коллегии по жалобам на прессу найдите по три случая, иллюстрирующих коллизии в следующих отношениях:

а) «журналист – аудитория»;

б) «журналист – источники информации»;

в) «журналист – герои публикаций»;

г) «журналист – авторы»;

д) «журналист – власть».

2. Используя знания, полученные при изучении дисциплин «История русской публицистики» и «Литературный процесс и журналистика», сверстайте аналитический материал, в котором отразите профессионально-этические конфликты между российскими публицистами конца ХХ века.

3. Прочитайте фрагмент текста.Назовите его автора, время создания и обстоятельства написания:

«Журналисту позволительно опровергать в новых сочинениях то, что, по его мнению, заслуживает этого, хотя не в этом заключается его прямая задача и его призвание в собственном смысле; но раз уже он занялся этим, он должен хорошо усвоить учение автора, проанализировать все его доказательства и противопоставить им действительные возражения и основательные рассуждения, прежде чем присвоить себе право осудить его. Простые сомнения или произвольно поставленные вопросы не дают такого права; ибо нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек. Особенно не следует журналисту воображать, будто то, чего не понимает и не может объяснить он, является таким же для автора, у которого могли быть свои основания сокращать и опускать некоторые подробности».

4. Составьте вопросы для интервью с членом Палаты медиааудитории Общественной коллегии по жалобам на прессу.

5. Установите профессионально-этические основания коллизии, которые затронул журналист и публицист Александр Невзоров:

«Тот, кто хочет добиться успеха в этой профессии, будет обречен всегда умело, тонко, виртуозно вступать в конфликт с законом и не только с законом о СМИ. Потому что публика всегда требует соблюдения этических норм, но продукт журналистский она хочет только тот, который добыт с нарушением всех этических норм и только этот продукт является успешным».

6. Приведите примеры из своихпроизводственных практик, а также из опыта работающих в регионе журналистов, к которым приложимо следующее высказывание:

«Текущая практика навязывает журналисту другую обязанность – служение политической власти, экономической элите общества. Это принимается без сопротивления. Молодежь пришла в журналистику, имея прагматические персональные цели: заработать, найти лучшие жизненные перспективы, удовлетворить творческие амбиции. И поэтому она принимает те правила игры, которые существуют. Молодое поколение считает себя ответственным прежде всего перед нанимателем за те результаты, которые от него ожидаются. Часть из них считает, что в журналистской профессии нет ценностей как таковых, а понятие морали едва ли к ней применимо»[29].

7. Составьте интервью с одним из лидеров общественного мнения рязанского региона на актуальную тему.

8. Рассмотрите следующие материалы сайта Общественной коллегии по жалобам на прессу и выявите особенности их этических коммуникаций:

а) жалоба на программу «Вести» из-за сюжета о свидетелях Иеговы. Решение коллегииот 28 октября 2015 года № 127:

«Жительница города Нижний Новгород обратилась в Коллегию
с жалобой на новостной репортаж, вышедший в эфире программы «Время» на телеканале «Россия 1» 15 сентября 2015 года. В программе рассказывалось о приверженцах религиозной организации «Свидетели Иеговы» и, по мнению заявительницы, были искажены факты, сокрыты истинные
и значимые сведения, представлены ложные обвинения, а сам выпуск активно пропагандирует религиозную нетерпимость, укрепляет негативные стереотипы»(https://www.presscouncil.ru/index.php/praktika/rassmotrennye-zhaloby?start=15);

б) жалоба представителей ряда СМИ на фильм телеканала «НТВ» «Должники Госдепа». Решение коллегииот 28 апреля 2016 года № 137:

«4 марта на канале НТВ вышла в эфир программа под названием «Должники Госдепа». В репортаже ряд российских СМИ представлялся “иностранными агентами”, которые “пляшут под дудку” кредиторов из США, указывающих им, что нужно критиковать официальную власть
и освещать деятельность оппозиционеров. В частности, затрагиваются издательство “Норд-пресс” в лице Леонида Левина, выпускающее одну из самых популярных в Якутии газет “Якутск вечерний”, и известный якутский журналист Виталий Обедин. Говорилось, что они получали финансирование от структур, связанных в государственным департаментом США» (https://www.presscouncil.ru/index.php/praktika/rassmotrennye-zhaloby?start=5).

в) жалоба тренингового центра «Игра жизни» на газету «Аргументы и факты». Решение коллегии от 16 марта 2016 года № 133:

«Представитель Тренингового центра «Игра жизни» Илья Бирковский обратился в Коллегию с жалобой на публикацию Надежды Кузьминой в газете «Аргументы и факты» под названием «Разрушители личности. Как не стать жертвой психологических тренингов?». Статья посвящена работе тренингов личностного роста, которые «на деле своими не всегда конструктивными методами наносят психике людей серьезный вред». Заявитель считает, что в публикации о проверке следственными органами астраханского центра «Игра в жизнь» утверждается, что занятия в нем проводятся на основе запрещенной системы «Лайфспринг», являющейся деструктивным психокультом. Автор жалобы заявил, что публикацияобвинила центр, не дождавшись окончания проверки, которая доказала, что ничего противозаконного в его работе нет (https://www.presscouncil.ru/index.php/praktika/rassmotrennye-zhaloby?start=10).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: