1.Психосоматические и соматопсихические отношения как предмет клинической психологии.
Клиническая (медицинская) психология — отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Клиническая психология изучает все психологические проблемы больных людей на разных этапах их жизни и болезни, а в более широком понимании — она изучает весь динамизм благотворных или пагубных влияний многообразно меняющейся личности человека и межличностных отношений на его здоровье и болезнь. В клинической (медицинской) психологии идет становление новых ее аспектов — медико-психологические проблемы семьи, учебного или производственного коллектива, этнических и других социальных групп. Кроме изучения психики больного человека, к основным разделам предмета клинической психологии относится изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний. Общая клиническая психология разрабатывает проблемы основных закономерностей психологии больного человека (критерии нормальной и измененной болезнью психики), проблемы психологии врача (медицинского работника) и психологии лечебного процесса. Кроме того, в общей клинической психологии разрабатывается учение о взаимоотношениях психического и соматического в человеке (психосоматические и соматопсихические взаимоотношения), ме-дицинские аспекты учения об индивидуальности и этапах постнатального онтогенеза ее, а также рассматриваются психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии.
2. Психологическая характеристика понятий «соматическое здоровье», «болезнь», «больной».
Здоровье понимается прежде всего, как отсутствие болезни, следовательно, отсутствие отклонений в биологических структурах или процессах в организме.
Болезнь– эволюционно сложившаяся форма приспособления организма в изменившихся условиях жизни. Болезнь - интегративное понятие, включает: патологический процесс, деятельность процессов адаптации.
Больной – человек, страдающий нарушением физического, душевного и социального благополучия, и ощущением зависимости от болезни.
Соматическое здоровье – это состояние полного физического, душевного и соц. благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Болезнь представляет собой интегративное понятие в медицине. Понятие болезнь – это деятельность приспособительных организмов на биологическом и психосоциальном уровнях. Информация о болезни поступает от интерорецепторов в виде дискомфорта.
Больной – это человек страдающий, с нарушением физического и психосоциального благополучия.
3. Предмет, объект, задачи клинической психологии.
4. Структура клинической (медицинской) психологии (модель К.Е. Платонова). Методы клинической психологии.
5. Основные направления практической деятельности клинического психолога
6. Сенсологический этап формирования отношения личности к текущему соматическому заболеванию.
В процессе соматического заболевания могут быть три этапа:
1.
Сенсологический.
2.
Оценочный
3.
Сформированное отношение к болезни.
Сенсологический этап отражает реакцию человека
Сенсологический этап отражает реакцию человека на развившееся явление дискомфорта, боль, различной интенсивности и чувство собственной ограниченности.
Дискомфорт субъективно переживается как дисгармония, несбалансированность физической и психической деятельности, снижения оптимального уровня функционирования.
Диффузный
Локальный – Ранний психологический признак не развёрнутой болезни.
Дискомфорт отражает скрытую, не развёрнутую стадию болезни. В клинической психологии боль – это психофизиологическое состояние, возникающее в результате воздействия патологических или сверхсильных раздражителей, вызывающих морфологическое и функциональное изменение организма. Боль мобилизует разные системы организма, для защиты от вредного фактора. Диапазон ощущений очень разнообразен. Адаптации к болевым ощущениям практически нет.
Лиманский рассматривает боль, как фактор формирования трёх программ:
1.
Мобилизация защитных рефлексов.
2.
Активация механизмов заживления, вегетативных функций и аффективно-мотивационную сферу.
3.
Превращение боли во вторичный повреждающий фактор, когда боль переходит в хроническую.
Хроническая боль вызывает нарушения в
o
Эндокринной
o
Сердечо-сосудистой
o
Иммунной системах.
Хроническая боль понижает качество жизни. Боль в психологии рассматривается как состояние, имеющее свою когнитивную, эмоциональную, эволюционную сторону.
Эмоциональный компонент всегда отрицательный, боль сопровождается негативными эмоциями. Эволюционно сложилось появление боли – опасность.
АЛЬГОЛАГНИЯ, (альго... + греч. lagneia - похоть, сладострастие) – Получение острых положительных эмоций, причиняя боль себе (в случае героини романа Э. Елинёк «пианистка»), сексуальное удовлетворение, испытываемое при причинении психической или физической боли половому партнёру.
Мотивационный компонент. Боль меняет иерархию мотивов, на первый план выходит мотив избавления от боли.
7. Внутренняя картина болезни.
Внутренняя картина болезни - отражение в психике человека, вольное или невольное, осознанное или неосознанное, его физического состояния. Виды восприятия болезни, отражающие уровень ее осознания:
- нозогностическое (высокий и полный уровень осознания)
- обостренное (несоразмерное реальным проявлениям с преобладанием аффективно-личностных компонентов)
- неполное (восприятие не всех изменений, выделение только актуальных переживаний)
- искаженное (низкое осознание с преобладанием логической переработки болезненных ощущений)
Виды эмоционально-личностного реагирования на болезнь:
- адекватное понимание и активная установка на лечение
- “рационализирующее отношение” - полное отражение изменений, отсутствие установки на лечение и стремление объяснить свое состояние психологическими причинами, концептуализированными болезненными переживаниями
- “ипохондрическое отношение” - обостренное восприятие болезни с пессимистической ее оценкой при неправильном понимании природы заболевания
- “паническое отношение” - обостренное восприятие, частичное понимание природы нарушения, положительная установка на лечение
- “пассивное отношение” - формальное восприятие болезни и пассивное восприятие лечения
- “отрицающее отношение” - игнорирование “чувства болезни” и необходимости лечения
Внутренняя картина болезни может показывать психопатологическую структуру состояния, тяжесть расстройства (по степени искаженности восприятия болезни и нарушения ее осознания), гармоничность и уровень зрелости личности (по степени адекватности восприятия), защитно-приспособительные и компенсаторные механизмы личности, уровень социально-трудовой адаптации (ипохондрия и паника - рационализаторство и пассивность).
8. Типологии личностных реакций на болезнь.
А.Е.Личко и Н.Я.Иванов разработали методику для определения типов отношения к болезни, они выделяют 12 типов:
Гармонический – правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.
Эргопатический – «уход от болезни в работу», желание сохранить работоспособность.
Анизогнозический – активное отбрасывание мысли о болезни, «обойдется».
Тревожный – беспрерывное беспокойство и мнительность. Вера в приметы и ритуалы.
Ипохондрический – крайняя сосредоточенность на субъективных ощущениях и преувеличение их значения, боязнь побочного действия лекарств, процедур.
Неврастенический – поведение по типу «раздражительной слабости». Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного (особенно при болях), затем – слезы и раскаяние.
Меланхолический – неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное настроение (угроза суицида).
Апатический – полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению.
Сензитивный – чувствительный к межличностным отношениям, полон опасений, что окружающие его избегают из-за болезни, боязнь стать обузой для близких.
Эгоцентрический – «уход в болезнь» с выставлением напоказ страданий, требование к себе особого отношения.
Паранойяльный - уверенность, что болезнь является результатом чьего-то умысла, а осложнения влечении являются результатом халатности медицинского персонала.
Дисфорический – доминирует мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованием от близких угождения во всем [4 ].
Типология Квасенко и Зуборева. Соматогнозия – процесс построения внутренней картины болезни.
Нормальная личностная реакция:
Нормосоматогнозия
Гоперсоматогнозия – больной утрирует симптом заболевания.
Гипосоматогнозия – больной недооценивает картину болезни.
Дизсоматогнозия – больной что-то переоценивает, что-то недооценивает.
Патологическая личностная реакция:
Депрессивная
Фобическая
Истерическая
Демонстративная
Ипохондрическая
Анозогнозическая- отрицание знания о болезни.
9. Типы соматонозогнозий и методика их изучения.
10. Психологическая характеристика больного на стадии начала и разгара болезни.
Начальная стадия:
С психологической точки зрения, начальная стадия соматического заболевания может быть охарактеризована как стресс, вызванный фактором, приведшим к заболеванию; физиологический стресс и эмоциональный стресс.
Источники эмоционального стресса:
Рассогласование психологической и физиологической сторон
Необходимость обращения к врачу
Возможность стационирования
Предположения и подозрения по поводу причин и прогнозов
Начальная стадия соматического заболевания в целом может быть охарактеризована как состояние дизадаптации.
Разгар болезни:
Субъективные ощущения болезни достигают максимума. Разгар болезни может протекать в 2-х вариантах:
1.Острое течение: на первый план выступают общепатологические закономерности заболевания, а личные реакции отходят на второй план. 2. Подострое течение: менее выражены общепатологические сдвиги и более выражены личные особенности реагирования на болезнь.
Происходит ряд адаптационных сдвигов. Адаптация приобретает активный характер.
11. Психологическое содержание исхода болезни: выздоровление, хронификация.
Исход болезни: Выздоровление Хроническое заболевание Умирание Смерть
Выздоровление – это компенсация патологических расстройств и и восстановление нарушенных функций. Субъективное чувство выздоровления не всегда совпадает с объективными показателями.
Выздоровление может быть полным и неполным. При не полном выздоровлении имеются ограничения трудоспособности, и отсутствие оптимальной приспособленности к окружающей среде При неполном выздоровлении говорят о хронификации болезни.
2. Хроническая болезнь предполагает периодические обострения. Хронические заболевания представляют собой экзистенциальную ситуацию жизни человека, ограничивающую его свободу.
Хроническое течение заболеваний предполагает воздействие определённых вредностей на организм: гипоксия, интоксикация. Гипоксия – при заболевании органов дыхания. Интоксикация – инфекционное заболевание ЖКТ, печени, почек. Хроника предполагает периодичное стационирование. Длительное периодичное стационирование ведёт к госпитализму – феномену привыкания к существованию в больничных условиях. Особенно ему подвержены дети и пожилые люди. Госпитализм приводит к регрессу психического развития у детей и изменениям в эмоционально-волевой сфере у пожилых.
12. Личность в условиях хронического соматического заболевания.
13. Психологическое содержание исхода болезни: умирание, смерть.
Еще одним исходом соматического заболевания является умирание и смерть.
Хотя человек всегда знает о неизбежности своей кончины, ее непосредственное приближение вызывает у него ряд психологических сдвигов.
Три основных типа реакции больного на возможную в недалеком будущем физическую смерть от заболевания:
– «цепляние » за жизнь – используются любые средства для того, чтобы остаться в живых. Болезнь и борьба с ней становятся глав ным смыслом жизни. Болезнь лишает всех радостей в жизни, кроме одной – борьбы и побед над болезнью;
– принятие ситуации смерти как вероятной. Люди начинают «жить на всю катушку», стараются обогатить себя духовно, не дать болезни взять над собой верх. Болезнь становится чем-то второстепенным, но постоянным фоном жизни, но не направляет жизнь;
– принятие ситуации смерти как неизбежной и ее ожидание. Такая реакция влечет за собой апатию, уход в болезнь, тяжелые переживания любых ее проявлений. Болезнь определяет все жизненные выборы, становится центральной направляющей поведения. Это отравляет жизнь не только больного, но и его родственников.
Отношение к смерти определяет жизнь, многие ее аспекты. Две глобальные позиции, с кото рых человек рассматривает вероятную в ближайшем будущем смерть:
– стремление к жизни;
– страх смерти.
Знание о вероятной в скором времени смерти близкого человека формирует эмоциональные переживания родственников на основе тех же позиций.
Страх смерти можно рассмотреть в двух направлениях:
– проекция ситуации на себя: воспринимая смерть близкого чело века как неизбежность, человек начинает задумываться о своей; возможно переживание умирания другого человека как своего собственного;
– восприятие смерти близкого как внешнего фактора – здесь могут возникать чувство вины, угрызения совести, тревога за свое будущее.
Некоторые страхи, запрятанные достаточно глубоко, но сильно переживаемые, могут приводить к психосомати ческим заболеваниям. Осознание страхов и психокоррекционная ра бота с улучшение самочувствия, фон жизни более положительный, появляется больше радужных красок. Увеличиваются внутренние резервы, появляется возможность, ранее сдерживаемая страхами, скорректировать свою жизнь таким образом, чтобы подойти к черте биологической смерти со спокойной душой.
Первым научно-психологическим наблюдением и обобщением по этой проблеме был отчет Элизабет Кюблер-Росс (1969)
П ять стадий в процессе умирания:
1) отрицания – самая распространенная и нормальная реакция чело века на известие – «нет, этого не может быть со мной». Эта стадия протекает легче или тяжелей в зависимости от микросоциального окружения (одиночество, семья);
2) – гнева – «почему это произошло именно со мной?» – больной возмущается, может излить гнев на родных и близких, на любого здорово го человека. Необходимо, чтобы больной отреагировал вовне.
3) – торга – больной торгуется с врачом («я согласен на любое лечение, я буду образцовым пациентом»), с Богом («я буду примерным христианином»);
Первые три стадии – это период кризиса, возможен возврат к первому и второму этапам.
4) – депрессии – «да, на этот раз умру именно я» осознает больной и замыкается в себе, плачет о себе, прощается с близкими, наступает постепенное отречение от жизни;
5) – принятия смерти – примирение с неизбежным, смиренное ожидание конца. Конечные стадии умирания, предваряющие наступление клинической смерти, являются самостоятельной фазой развития человека с собственной последовательностью событий; определенными, поддающимися описанию переживаниями и способами поведения.
Эти фазы присутствуют не только у людей, умирающих в результате заболеваний (например, и у приговоренных к смерти)
14. Проблемы инкурабельных больных. Психотерапия терминальных больных.
15. Организация психологической помощи родственникам умирающих больных.
16. Астенический синдром.
Астенический синдром – одна из наиболее распространенных форм неспецифического реагирования ЦНС на внутренние вредные факторы.
Причина развития - явления интоксикации и гипоксии при тяжелом течении ряда соматических заболеваний
Нейрофизиологическая характеристика астенического синдрома
И.П. Павлов- физиологически обосновал механизмы астении. Доказано, что при самых разнообразных соматических, мозговых, травматических заболеваниях возникают закономерные изменения в течении основных процессов в НС:
- ослабляется процесс активного торможения, в результате чего нарушается контроль и сбалансированность его с раздражительным процессом.
-при последующем воздействии патогенного фактора появляется лабильность и слабость процесса возбуждения.
-при более длительном или очень интенсивном воздействии болезнетворного агента может развиться запредельное торможение.
Клиническая характеристика астенического синдрома
Практически каждое соматическое заболевание заканчивается астеническим состоянием.
Первично оно имеет соматогенное происхождение, но впоследствии может стимулироваться психогенными факторами – дезадаптация в семье, на работе.
Астения продолжается различное время в зависимости от заболевания и преморбидных личностных особенностей.
Клинически АС проявляется в одном из трех вариантов ( стадии в сторону утяжеления):.
1. Гиперстенический синдром (гиперстения)
Очень деятельный больной, но деятельность носит малоупорядоченный, плохо организованный характер.
Больные отличаются повышенной отвлекаемостью, испытывают трудности сосредоточения, особенно при длительном умственном напряжении. В письменной продукции – описки, ошибки.
Характерно чувство усталости, особенно заметное при неудачах, которое может смениться подъемом работоспособности при увлечении работой или удачных результатах деятельности. В пределах короткого отрезка времени деятельность больного может быть продуктивной, но деятельность сложная, особенно незнакомая, уже не под силу в связи с быстро наступающим утомлением.
1. Синдром раздражительной слабости
В след за бурным началом деятельности следует быстрое ее падение; за быстро вспыхнувшим интересом – вялость и апатия; за нетерпеливым стремлением что-либо сделать – после дующее чувство усталости, бессилия, разочарования.
Больные с этой формой астении хотят работать, начинают с интересом, но, быстро устав, допускают ошибки, возбуждаются, напряженно пытаются все начать снова, бросают, с огорчением или даже отчаянием отмечая свою несостоятельность; теряют самообладание из-за любой мелочи.
2. Гипостенический синдром
Даже привычная деятельность требует от больного большого напряжения. Уже к середине дня он чувствует себя неспособным к работе; все не ладится, простейшие элементы требуют все больше и больше времени. Новые задания кажутся непреодолимо трудными, часты ошибки, описки, пропуски букв, слов. Воспроизведение ранее усвоенного требует напряжения. После рабочего дня – крайняя разбитость, усталость, не привле кают даже развлечения. Нередко больной с утра чувствует себя раз битым, характерна постоянная сонливость, но сон не приносит бод рости и свежести.
Настроение снижено с оттенком апатии, вялость, снижен интерес к окружающему. Формируется новая иерархия мотивационно-потребностной сферы, вплоть до подчинения всех мотивов одному – мотиву сохранения здоровья.
Клинические симптомы астенических состояний:
– повышенная физическая и психическая утомляемость;
– постоянное чувство усталости;
– ухудшение внимания, рассеянность;
– раздражительная слабость;
– эмоциональная лабильность;
– «усталость, не ищущая покоя», нетерпеливость;
– психическая и соматическая гиперестезия;
– падение инициативы;
– метеозависимость;
– борьба мотивов, невозможность принятия быстрого решения;
– склонность к перепроверке собственных действий.
Психологическая характеристика астенических состояний
Ведущий психологический симптом - повышенная истощаемость психических процессов.
О наличии истощаемости можно судить при сравнении результатов в начале и в конце исследования. Значительная истощаемость обнаруживается в процессе исследования даже одной методикой (увеличении пауз и появлении ошибок, увеличении латентного периода, затруднении в подборе слов)
Особенно четко обнаруживается истощаемость при исследовании работоспособности и активного внимания. (таблицы Шульте, красно-черные таблицы Горбова, корректурные пробы, счет и отсчитывание по Крепелину)
Кривая внимания и работоспособности при наличии астении может быть представлена в двух видах:
– гиперстенический вариант - зигзагообразный вид, отражает возможность определенной компенса ции астенических нарушений;
– гипостенический вариант - пологий вид, отражающий постепенное нарастание астении без возможностей компенсации.
Астенический круг расстройств памяти ( запоминание 10 слов, запоминание 45 цифр, пробы Бентона, ассоциативное запоминание, пиктограммы).
Истощаемость процессов памяти проявляется в следующих нарушениях:
– «прорешливая память»
– невозможность вовремя вспомнить нужное слово; лишь потом, когда уже нет необходимости в этой информации, оно «само» всплывает в памяти;
– недостаточность удержания (ретенции); больной может запомнить 10 слов после четырехкратного предъявления, но через 10–15 ми нут помнит только 2–3 слова;
– добавление слов «от себя», не фигурирующих в числе предъявляемых;
– кривая запоминания соответствует кривой работоспособности;
– усиление роли интерференции, особенно гомогенной.
Динамика нарушений памяти выглядит следующим образом: вначале страдает запоминание искусственных слогов, затем – запоминание слов и в последнюю очередь страдает ассоциативная и словеснологическая память.
Астенические нарушения в интеллектуальной сфере ( «классификация», «исключение предметов», объяснение переносного смысла пословиц и метафор, тест Векслера).
Они характеризуются следующими проявлениями:
– неравномерность уровня выполнения заданий при достаточно сохранном уровне доступных обобщении (появление ситуационно конкретных обобщений на фоне правильных ответов). При указании на ошибки больной их исправляет;
– сохранность критического отношения к своему состоянию и ошибкам;
– повышенная инертность ассоциативного процесса;
– возможны нарушения последовательности суждений.
В эмоционально-личностной сфере выявляются следующие особенности:
– эмоциональная лабильность;
– при исследовании уровня притязаний выявляется занижение или завышение сложности выбираемых заданий; таким образом боль ные щадят свою самооценку;
– в обследовании личности с помощью опросника MMPI выявляется подъем по шкалам невротической триады (1, 2, 3), подъем по седь мой шкале психастении и снижение по девятой шкале активности и жизненного оптимизма.
17. Психоорганический синдром.
Психоорганический (энцефалопатическиий) синдром
Является неспецифическим и встречается при резидуальных органических поражениях головного мозга травматического, инфекционного, интоксикационного и соматогенного (сосудистые заболевания, болезни дыхания, органов выделения, эндокринопатии) происхождения.
Стационарное течение, реже – регредиентное. Его развитие может носить и прогредиентный характер, что может быть обусловлено нарастанием тяжести заболевания.
Формы синдрома ( при прогредиенном течении - этапы его развития):
· астеническая,
· эксплозивная,
· эйфорическая,
· апатическая.
Соматогенный психоорганический синдром проявляется в первых двух формах.
Спектр нарушений при этом синдроме примерно тот же, что и при астеническом, но расстройства уже необратимы и усугубляются.
Психоорганический синдром характеризуется:
– нарушениями внимания и работоспособности
– истощаемость, отвлекаемость, трудности переключения, концентрации и распределения; слабость произвольного внимания; низкий уровень работоспособности и продуктивности;
– нарушениями памяти – снижение способности к запоминанию текущих событий; прорешливость; различные дисмнезии; возможен сдвиг ситуации в прошлое;
– нарушениями интеллекта – обстоятельность и вязкость мышления; обеднение его с ограниченностью на обыденном уровне; замедление темпа ассоциативного процесса; «бестолковость», слабость суждений (снижение уровня доступных обобщений до си туационно-конкретного); повышенная инертность, стереотипизация мышления; снижение или отсутствие критики (ошибки не корректируются);
– эмоционально-личностные нарушения, усиление эмоциональной лабильности, слабодушие; раздражительность, эксплозивность, злобность; брюзгливость, ворчливость; подавленность; повышен ная самооценка; сужение круга интересов; заострение преморбид ных черт характера и появление новых, общих для всех психоорганических больных (подозрительность, пассивность, аутизация, предвзятое отношение ко всему новому, скупость и т.п.).
18. Синдром хронической усталости.
Д. Штраус - СХУ отражает состояние иммунной системы, при котором ее реакция на определенные провокации оказывается сверхактивной по психическим или генетическим причинам. Штраус учитывает и состояние психики, так как депрессия и стрессовые ситуации ведут к разрушению иммунной системы, что повышает риск инфекционных заболеваний. Причина и следствие могут меняться местами.
Больные с таким диагнозом в основном жалуются на раздражительность, общую слабость, повышенную утомляемость, быструю истощаемость, рассеянность, плохую память, нарушения сна, головные боли, головокружения, тревожность, подавленность, боли в области сердца, нетерпеливость, несдержанность, неустойчивость настроения.
Дифференциальная диагностика различных видов астении достаточно сложна. Исходя из представления об обусловленности СХУ стилем жизни, Э.Б. Боллз разработал анкету диагностики и самоди агностики СХУ.
Перечень симптомов в СХУ (по Боллзу):
– слабость мышц, мышечная боль;
– боли в суставах;
– общее недомогание;
– бессонница;
– спутанность сознания, перемена настроения;
– забывчивость, рассеянность, неспособность либо затруднение со средоточения;
– угнетенное настроение (депрессия); – неожиданные визуальные расстройства.
Есть еще специфические для отдельных профессий (в примере было по медработникам, я удалила)
Усталость от работы (имеется в виду как физическая, так и пси хологическая) вызывает ряд соматических симптомов, оказывает негативное влияние на качество профессиональной деятельности и психическую жизнь самого профессионала.
19. Психофизиологические механизмы психосоматических расстройств.
По классификации ИЗМІѴ -
расстройства, возникающие врезультате сочетания физических и психологических факторо
Наиболее известные:язва желудка, мигрень и коронарная недостаточность. Язва желудка, например, может развиться в результате взаимодействия физических факторов (чрезмерное выделение желудочногосока) и психологических факторов (стресс). Коронарная недостаточность часто развивается в результатевоздействия физических (высокий уровень холестерина, курение и отсутствие физических упражнений) ипсихологических (стресс на работе, личпостъ типа А) факторов.
В развитии психосоматических расстройствособенно велика роль стрессообразующих факторов
три главных вида стрессообразующих факторов:
• Личные факторы: развод или потеря близкого человека.
• Фоновые факторы: подспудный стресс, когда человек живет в районе с высоким уровнем преступности, имеет неинтересную работу или несчастен в семейной жизни.
• Катастроэфические факторы: аварии, травматические события или шриродные катастрофы, которые могутоказывать долговрешенное воздействие на подавляющее большинство людей.
Связь между стрессообразующими факторами и подверженностью болезням, в особенности расстройствам иммунной системы: играют существенную роль в случаях «внезапной смерти»
Лечение психосоматических расстройств оказывается более эффективным при сочетании психологическоговмешательства (методики релаксации, когнитивная терапия) с медицинскими препаратами, нейтрализующими физические сиптомы расстройства.
--
Теории И.П. Павлова и его учеников (К.М. Быков).
Согласно учению об условных рефлексах,
психосоматические процессы – сложные, структурированные рефлексы.
В их основе лежит принцип проторения пути.
Работы П.К. Анохина и Н.П. Бехтеревой о гибких функциональных системах организма, образуемых при патологии.
Некоторые авторы указывают, что в процессе жизнедеятельности человека на различных уровнях системы интегральной регуляции развиваются патологические процессы и возникают ослабленные или патологические звенья, объединяемые при определенных условиях в единых патологический механизм симптомокомплекса заболевания.
Установлено, что совершенно различные по своему характеру отрицательные эмоции (отчаяние, страх, тревога, тоска) сопровождаются довольно однотипными висцеральными сдвигами. Повышается возбудимость симпатоадреналовой системы, и, следовательно, возрастает секреция катехоламинов, что вызывает учащение сердцебиения и повышение АД, усиление прилива крови к мышцам.
Связь психики и соматики.
Связующим звеном между психологической и соматической сферой является аффект, выражающийся, главным образом, в форме тоски и постоянной тревоги, нейро-вегетативно-эндокринной моторной реакции и характерном ощущении страха.
Полное развитие чувства страха предотвращено защитными физиологическими мерами, но обычно они лишь уменьшают, а не устраняют полностью эти физиологические явления.
В результате удерживается значительный аффект, который оказывает патогенное действие. Этот процесс можно рассматривать как торможение, то есть когда психомоторные и словесные выражения тревоги или враждебных чувств блокируются таким образом, что стимулы, поступающие из ЦНС, отводятся к соматическим структурам через вегетативную нервную систему и, таким образом, приводят к патологическим изменениям в различных системах органов.
При наличии патопластического переживания, которое не блокируется психологической защитой, а, соматизируясь, поражает соответствующую ему соматическую систему, функциональный этап поражения перерастает в деструктивно-морфологические изменения в соматической системе, происходит генерализация психосоматического заболевания. Таким образом, психический фактор выступает как повреждающий.
К психосоматическим заболеваниям относят те нарушения здоровья, этиопатогенез которых – истинная соматизация переживаний, то есть соматизация без психологической защиты, когда, защищая психику, повреждается соматика. А истерическая конверсия – это лишь соматическая демонстрация переживания, своеобразная "хитрость" тела. В этом случае есть невроз как психогенное заболевание, но нет болезни как деструкции органа. Нет генерализации патологии.
20. Психоаналитический подход к трактовке психосоматозов.
З. Фрейд - негативное переживание становится безвредным, когда сумма его возбуждений переносится в соматическую сферу. Симптом связывает психическую энергию и оставляет непереносимое представление неосознанным, в соматическом симптоме символически представлено то, что должно было содержаться в бессознательных фантазиях. Назвал к онве