Доклад
на тему: «Реализация средового подхода во ФГОСах образования обучающихся с ОВЗ (на примере организации среды для детей с РАС)»
Выполнили студентки 17КСП-СДО(б/о)СП-1
Кацнельсон Алиана Евгеньевна,
Куприкова Дария Андреевна
Проверила доц. Данилова А. М.
Москва, 2020
ПО ФГОС НОО ОВЗ для всех вариантов АООП описано следующее.
Требования к:
организации пространства;
организации временного режима обучения;
организации учебного места обучающихся;
техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся к образованию (ассистирующие средства и технологии);
специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся;
условиям для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;
информационно-методическому обеспечению образования.
Материально-техническое обеспечение образования обучающихся с РАС должно отвечать как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы обучающихся. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается организацией с учетом рекомендаций ПМПК и особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в индивидуальной образовательной программе, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Например, в первом классе учебные занятия начинаются не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. Число уроков в день не должно превышать 4 уроков и один день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Продолжительность учебных занятий не превышает 35 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут. Рабочее (учебное) место ребёнка с РАС создается индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, интеллектуальной недостаточности). При организации учебного места учитываются возможности и особенности аффективной и коммуникативной сфер ребенка, его поведения, моторики, восприятия, внимания, памяти. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени. (слайд)
Вариант рабочей программы 8.1 и 8.2:
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
1. Необходима адаптация среды для детей с РАС, в которую входит: а) зонирование пространства класса, наличие учебной зоны и зоны отдыха; б) наличие индивидуальной парты для учащегося с РАС с изменяющимся углом наклона, закрепленной подставкой для ручек, карандашей, и приспособлений для крепления индивидуального расписания/ правил; в) наличие стендов (магнитных досок и пр.) для мобильной смены дидактических материалов; г) наличие специального оборудования: ширма /палатка, где ребенок может отдохнуть, побыть в одиночестве; наборы пиктограмм для составления визуализированного расписания видов деятельности на уроках; схемы, диаграммы, алгоритмы действий; правила поведения в классе; наличие другого специального оборудования в зависимости от индивидуальных потребностей конкретного ребенка (наушники, специальные накладки на стул и пр.)
2. Необходима четкая организация учебного времени и пространства, использование стереотипов поведения. (слайд)
Для минимизации дискомфорта необходимо:
• размещать в фиксированном месте в начале урока план работы (визуализированное расписание); • напоминать ребенку за пять минут и за одну минуту о смене вида деятельности; • разрешить ребенку с РАС иметь при себе предмет, который помогает ему успокоиться (игрушку, фотографию и др.); (слайд)
3. Информационно-образовательная среда должна обеспечивать, помимо общих требований к современной образовательной среде, следующее:
• планирование хода урока для учащегося с РАС; • систематическое использование визуальных подсказок (планы, формулы, схемы фрагментов урока). • возможность для учащегося с РАС на уроке работать не на бумажном носителе, а с помощью планшета или компьютера; • возможность сдавать работу, выполненную на компьютере.
Вариант рабочей программы 8.3:
Направления коррекционно-развивающей работы. Развивающая предметно-пространственная среда (слайд) Коммуникация. Альтернативная коммуникация: графические изображения, символы, пиктограммы, схемы, слоговые таблицы. (слайд) Мыслительные операции: Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии Монтессори. (слайд) Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память: зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; детские музыкальные инструменты. (слайд) Пространственные представления: схемы, модели, предметные и сюжетные картины. (слайд) Временные представления: схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации. (слайд) Конструктивный праксис: различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование – оригами.(слайд) Развитие общей и ручной моторики: массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки. (слайд)
Из рабочей программы вариант 8.4.:
Организация пространства Создание безбарьерной среды при сочетанных нарушениях (в сочетании с РАС).
Организация временного режима обучения
Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается общеобразовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в СИОП, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей.
Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание / раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит, как в ходе уроков / занятий, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися определяется с учетом возраста и психофизического состояния обучающегося. (слайд)
Организация учебного места обучающегося
Особенности восприятия обучающихся диктуют необходимость использования большого объема наглядного материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места: ковролиновые и/или магнитные доски, фланелеграфы и др. В случае, если у обучающихся имеется нарушение зрения, то предусматривается материал для тактильного восприятия, аудиозаписи и другие адекватные средства.
В связи с тем, что среди обучающихся с РАС есть дети, которые себя не обслуживают и нуждаются в уходе, для осуществления таких гигиенических процедур, как: смена памперса, помывка тела и др. в санузлах или других помещениях предусматриваются оборудованные душевые, специальные кабинки и т.д.
Технические средства обучения и обеспечения комфортного доступа ребёнка к образованию (ассистирующие средства и технологии).
Успешному образованию обучающихся во многом способствуют технические средства, к которым относятся ассистирующие / вспомогательные технологии.
К ассистирующим технологиям относятся:
o индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы и др.);
o приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации;
o электронные адапторы, переключатели и др.;
o подъемники, душевые каталки и другое оборудование, облегчающее уход и сопровождение. (слайд)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Математический дидактический материал в виде:
· предметов различной формы, величины, цвета,
· изображений предметов, людей, объектов природы, цифр,
· оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
· программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений, калькуляторы и другие средства.
Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения естествознанию могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании общеобразовательной организации, а также теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей к общеобразовательной организации территории.
По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т.д.
Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий.
На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснащение актовых залов воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.
Оснащение физкультурных залов должно предусматривать специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды, ортопедические приспособления и др.
Для осуществления трудового обучения общеобразовательной организации требуются:
o различного назначения сырье (глина, шерсть, ткань, бумага и др. материалы);
o заготовки (из дерева, металла, пластика) и другой расходный материал;
o материал для растениеводства (семена растений, рассада, комнатные растения, почвенные смеси и др.) и ухода за животными;
o прочий учебно-дидактический материал, необходимый для трудовой подготовки в общеобразовательной организации. (слайд)
Условия организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.
Требования к материально техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования.
Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп и др.).
Информационно-методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает:
· необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся;
· характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;
· получения доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
· возможность размещения материалов и работ в информационной среде общеобразовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований).
Список литературы:
1. Микрюкова О. Г. Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)
[https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/10/27/adaptirovannaya-programma] (дата обращения: 11.10.2020)
2. Издательство «Просвещение». Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и первого классов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. [https://docviewer.yandex.ru/view/1108392740/komplekt_primernyh_rabochih_programm_dlya_1_dopolnitelnogo_i_1_klassov_dlya_obuchayushchihsya_s_rasstroystvami_autisticheskogo_spektra.docx] (дата обращения: 12.10.2020)
3. Рабочая адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с РАС (вариант 8.1). Новосибирск, 2018 [https://www.s_138.edu54.ru/DswMedia/aoopnoo-variant81-.pdf] (дата обращения: 12.10.2020)