Информационно-методическое обеспечение




Доклад

 

на тему: «Реализация средового подхода во ФГОСах образования обучающихся с ОВЗ (на примере организации среды для детей с РАС)»

 

Выполнили студентки 17КСП-СДО(б/о)СП-1

Кацнельсон Алиана Евгеньевна,

Куприкова Дария Андреевна

Проверила доц. Данилова А. М.

 

Москва, 2020

ПО ФГОС НОО ОВЗ для всех вариантов АООП описано следующее.

Требования к:

— организации пространства;

— организации временного режима обучения;

— организации учебного места обучающихся;

— техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся к образованию (ассистирующие средства и технологии);

— специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся;

— условиям для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;

— информационно-методическому обеспечению образования.

Материально-техническое обеспечение образования обучающихся с РАС должно отвечать как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы обучающихся. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается организацией с учетом рекомендаций ПМПК и особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в индивидуальной образовательной программе, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Например, в первом классе учебные занятия начинаются не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. Число уроков в день не должно превышать 4 уроков и один день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Продолжительность учебных занятий не превышает 35 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут. Рабочее (учебное) место ребёнка с РАС создается индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, интеллектуальной недостаточности). При организации учебного места учитываются возможности и особенности аффективной и коммуникативной сфер ребенка, его поведения, моторики, восприятия, внимания, памяти. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени. (слайд)


Вариант рабочей программы 8.1 и 8.2:

Материально-техническое обеспечение реализации программы.

1. Необходима адаптация среды для детей с РАС, в которую входит: а) зонирование пространства класса, наличие учебной зоны и зоны отдыха; б) наличие индивидуальной парты для учащегося с РАС с изменяющимся углом наклона, закрепленной подставкой для ручек, карандашей, и приспособлений для крепления индивидуального расписания/ правил; в) наличие стендов (магнитных досок и пр.) для мобильной смены дидактических материалов; г) наличие специального оборудования: ширма /палатка, где ребенок может отдохнуть, побыть в одиночестве; наборы пиктограмм для составления визуализированного расписания видов деятельности на уроках; схемы, диаграммы, алгоритмы действий; правила поведения в классе; наличие другого специального оборудования в зависимости от индивидуальных потребностей конкретного ребенка (наушники, специальные накладки на стул и пр.)

2. Необходима четкая организация учебного времени и пространства, использование стереотипов поведения. (слайд)

Для минимизации дискомфорта необходимо:

• размещать в фиксированном месте в начале урока план работы (визуализированное расписание); • напоминать ребенку за пять минут и за одну минуту о смене вида деятельности; • разрешить ребенку с РАС иметь при себе предмет, который помогает ему успокоиться (игрушку, фотографию и др.); (слайд)

3. Информационно-образовательная среда должна обеспечивать, помимо общих требований к современной образовательной среде, следующее:

• планирование хода урока для учащегося с РАС; • систематическое использование визуальных подсказок (планы, формулы, схемы фрагментов урока). • возможность для учащегося с РАС на уроке работать не на бумажном носителе, а с помощью планшета или компьютера; • возможность сдавать работу, выполненную на компьютере.

Вариант рабочей программы 8.3:

Направления коррекционно-развивающей работы. Развивающая предметно-пространственная среда (слайд) Коммуникация. Альтернативная коммуникация: графические изображения, символы, пиктограммы, схемы, слоговые таблицы. (слайд) Мыслительные операции: Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии Монтессори. (слайд) Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память: зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; детские музыкальные инструменты. (слайд) Пространственные представления: схемы, модели, предметные и сюжетные картины. (слайд) Временные представления: схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации. (слайд) Конструктивный праксис: различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование – оригами.(слайд) Развитие общей и ручной моторики: массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки. (слайд)

Из рабочей программы вариант 8.4.:

Организация пространства Создание безбарьерной среды при сочетанных нарушениях (в сочетании с РАС).

Организация временного режима обучения

Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается общеобразовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в СИОП, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей.

Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание / раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит, как в ходе уроков / занятий, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися определяется с учетом возраста и психофизического состояния обучающегося. (слайд)

Организация учебного места обучающегося

Особенности восприятия обучающихся диктуют необходимость использования большого объема наглядного материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места: ковролиновые и/или магнитные доски, фланелеграфы и др. В случае, если у обучающихся имеется нарушение зрения, то предусматривается материал для тактильного восприятия, аудиозаписи и другие адекватные средства.

В связи с тем, что среди обучающихся с РАС есть дети, которые себя не обслуживают и нуждаются в уходе, для осуществления таких гигиенических процедур, как: смена памперса, помывка тела и др. в санузлах или других помещениях предусматриваются оборудованные душевые, специальные кабинки и т.д.

Технические средства обучения и обеспечения комфортного доступа ребёнка к образованию (ассистирующие средства и технологии).

Успешному образованию обучающихся во многом способствуют технические средства, к которым относятся ассистирующие / вспомогательные технологии.

К ассистирующим технологиям относятся:

o индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы и др.);

o приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации;

o электронные адапторы, переключатели и др.;

o подъемники, душевые каталки и другое оборудование, облегчающее уход и сопровождение. (слайд)

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Математический дидактический материал в виде:

· предметов различной формы, величины, цвета,

· изображений предметов, людей, объектов природы, цифр,

· оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

· программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений, калькуляторы и другие средства.

Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения естествознанию могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании общеобразовательной организации, а также теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей к общеобразовательной организации территории.

По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т.д.

Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий.

На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснащение актовых залов воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.

Оснащение физкультурных залов должно предусматривать специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды, ортопедические приспособления и др.

Для осуществления трудового обучения общеобразовательной организации требуются:

o различного назначения сырье (глина, шерсть, ткань, бумага и др. материалы);

o заготовки (из дерева, металла, пластика) и другой расходный материал;

o материал для растениеводства (семена растений, рассада, комнатные растения, почвенные смеси и др.) и ухода за животными;

o прочий учебно-дидактический материал, необходимый для трудовой подготовки в общеобразовательной организации. (слайд)

Условия организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.

Требования к материально техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования.

Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп и др.).

Информационно-методическое обеспечение

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает:

· необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся;

· характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;

· получения доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;

· возможность размещения материалов и работ в информационной среде общеобразовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований).

 

Список литературы:

1. Микрюкова О. Г. Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)

[https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/10/27/adaptirovannaya-programma] (дата обращения: 11.10.2020)

2. Издательство «Просвещение». Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и первого классов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. [https://docviewer.yandex.ru/view/1108392740/komplekt_primernyh_rabochih_programm_dlya_1_dopolnitelnogo_i_1_klassov_dlya_obuchayushchihsya_s_rasstroystvami_autisticheskogo_spektra.docx] (дата обращения: 12.10.2020)

3. Рабочая адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с РАС (вариант 8.1). Новосибирск, 2018 [https://www.s_138.edu54.ru/DswMedia/aoopnoo-variant81-.pdf] (дата обращения: 12.10.2020)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: