учебный год, заочное отделение




Вопросы к экзамену по курсу

«Фонетика и фонология современного русского языка»

Направление Педагогическое образование

Профиль «Филологическое образование»

учебный год, заочное отделение

 

Экзаменационный билет содержит один теоретический вопрос и одно практическое задание.

Перечень теоретических вопросов

1. Современный русский литературный язык как предмет изучения. Характеристика русского языка с точки зрения генеалогической и типологической классификаций языков. Роль и функции русского языка в современном мире. Современный русский язык как этап исторического развития русского языка, его хронологические рамки.

2. Понятие национального языка. Литературная и нелитературные формы национального языка. Признаки литературного языка. Норма как один из признаков литературного языка; ее стабильность и историческая изменчивость. Письменная и устная формы литературного языка, их основные различия.

3. Фонетика как раздел языкознания. Предмет и задачи фонетики. Аспекты изучения фонетики. Роль фонетического уровня в языке и в речи. Акустическая фонетика. Физические характеристики звука (высота, сила, длительность, тембр).

4. Артикуляционная фонетика. Устройство речевого аппарата человека, функции отдельных его частей. Механизм образования звуков. Артикуляция, ее основные фазы. Артикуляционная база русского языка.

5. Акустические и артикуляционные различия гласных и согласных звуков. Классификация гласных звуков русского языка.

6. Согласные звуки, их классификационные характеристики. Характеристика согласных русского языка по активному органу и месту образования.

7. Характеристика согласных звуков по способу образования, сонорности и палатальности.

8. Собственно позиционные изменения звуков в речевом потоке. Редукция, ее разновидности. Редукция гласных звуков. Разновидности полной редукции. Собственно позиционные изменения согласных.

9. Комбинаторные изменения согласных. Ассимиляция и ее разновидности. Диссимиляция, эпентеза, протеза, диэреза, гаплология и аккомодация, их краткая характеристика.

10. Сегментные единицы фонетики. Фонетическая фраза, речевой такт, фонетическое слово. Слог как фонетическая единица. Теории слога. Принципы слогоделения в русском языке. Типы слогов в русском языке.

11. Фонология как раздел языкознания. Понятие фонемы. Основные функции фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем.

12. Сильные и слабые позиции фонем. Понятие аллофона. Понятие гиперфонемы в Московской фонологической школе. Понятие нейтрализация дифференциальных признаков. Виды фонемных оппозиций.

13. Система фонем современного русского языка. Различия в определении состава фонем в Московской и Ленинградской фонологических школах, их причины.

14. Орфоэпия как раздел языкознания. Предмет орфоэпии. Значение литературного произношения. Орфоэпическая норма. «Старшая» и «младшая» норма произношения.

15. История русской орфоэпии. Историческая основа русского литературного произношения. Старомосковское и петербургское произношение. Понятие о стилях произношения. Сценическая речь.

16. Графика как наука. Предмет графики. Понятие буквы. Русский алфавит, его состав. Названия букв.

17. Принципы русской графики. Позиционный (слоговой) принцип русской графики. Обозначение на письме твердости/мягкости согласных и фонемы <j’>. Отступления от слогового принципа русской графики.

18. Орфография как наука. Предмет орфографии. Разделы орфографии. Принципы передачи фонемного состава слова (перечислить). Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания в русской орфографии.

19. Основной (морфологический) принцип передачи фонемного состава слова, его характеристика. Различия в понимании принципов орфографии в Московской и Ленинградской фонологических школ.

20. История русского письма. Основные этапы усовершенствования графики и орфографии. Реформа графики Петра I. Изменения русской графики в XVIII-XIX вв. Реформа русской графики и орфографии 1917–1918 гг. Развитие русской графики и орфографии в ХХ в.

 

Практическое задание

Практическое задание к билету содержит следующие виды заданий:

- выполните характеристику фонем в выделенном слове;

- найдите в тексте слова, содержащие собственно позиционные и комбинаторные изменения фонем,

- выполните анализ графического облика слова;

- выполните анализ орфографического облика слова.

 

Примечание: при выполнении задания «найдите в тексте слова, содержащие собственно позиционные и комбинаторные изменения фонем » не следует отмечать слова, содержащие такие распространенные виды позиционных и комбинаторных изменений, как количественная и качественная редукция гласных звуков, а также аккомодация.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: