Основные элементы структуры занятий различных типов
Комбинированное занятие
Организационная часть.
Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.
Изложение нового материала.
Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.
Занятие сообщения и усвоения новых знаний
Организационная часть
Изложение нового материала и закрепление его.
Занятие повторения и обобщения полученных знаний
Организационная часть
Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.
Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
Подведение итогов.
Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков
Организационная часть
Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.
Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.
Обобщение и оценка выполненной работы.
Занятие применения знаний, умений и навыков
Организационная часть
Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.
Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.
Основные требования к построению занятий:
ü создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
ü целесообразное расходование времени занятия;
ü применение разнообразных методов и средств обучения;
ü высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
ü практическая значимость полученных знаний и умений.
1 этап: организационный – настроить детей на предстоящее занятие.
2 этап: подготовительный – закрепление знаний, полученных на предыдущем занятии. Формирование мотивации детей к познавательной деятельности (в форме игры, практических заданий, индивидуального и фронтального опроса).
3 этап: основной – задачи основного этапа:
ü обратить внимание детей на то, что нового и интересного они узнают на занятии;
ü в доступной форме объяснить детям цели и задачи занятия;
ü раскрытие темы занятия (выбирается с учётом типа занятия);
ü связь теории и практики на занятии;
ü организация самостоятельной деятельности детей;
ü разнообразие методов и приёмов;
ü определение методов контроля усвоения знаний.
ü
4 этап: итоговый – подведение итогов занятия (чему научились, что нового узнали, как работали на занятии);
- дать обязательную положительную оценку всем детям;
- отметить особо отличившихся детей;
- можно дать домашнее задание (оно должно носить творческий характер, вызывать у ребят желание его выполнить).
Методы организации занятия в детском творческом объединении
Репродуктивный: словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
Методы практической работы: метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
Исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.
Методы проблемного обучения: эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций, постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися, поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
Проекто-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
Метод игры: игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
Наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;
использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:
анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;
психологические тесты;
создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);
психологический театр;
деловая игра.
СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
№ этапа | Название этапа | Задача | Содержание |
Организационный. | Подготовка детей к работе на занятии. | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. | |
Проверочный. | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. | Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. | |
Подготовительный (подготовка к новому содержанию). | Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание). | |
Основной (в зависимости от типа занятия). 1. Усвоение новых знаний и способов действий. 2. Первичная проверка понимания. 3. Закрепление знаний и способов действий. 4. Обобщение и систематизация знаний. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Формирование целостного представления знаний по теме. | Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми. Педагог проводит беседу по теме. Предлагает выполнить практические задания. | |
Контрольный. | Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. | Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). | |
Итоговый. | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | Педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за работу. | |
Рефлективный. | Мобилизация детей на самооценку. | Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы. | |
Информационный | Дать информацию о следующем занятии. |
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей