Зубова Т.Н.,студентка 3а группы,
Руководитель: Красноперова Л.М., преподаватель
Приоритетным направлением начального образования на современном этапе развития общества становится развитие личности ребенка через формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных.
В возрасте 6-7 лет ребенок попадает в организованную среду, предъявляющую требования к его навыкам делового взаимодействия и эмоционально-личностного общения. Успешность этого взаимодействия и, как следствие, успешность в обучении в большой степени зависит от коммуникативного опыта первоклассника.
О необходимости и проблемах формирования коммуникативной компетенции обучающихся говорят в своих работах А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, С.Г. Кайдалов.
В нашей работе мы рассмотрели ряд понятий(общение, коммуникация, универсальные учебные действия),проанализировали требования ФГОС НОО, что стало основой для формулировки заданий к текстам художественных произведений, способствующих формированиюкоммуникативныхуниверсальных умений:готовность слушать собеседника и вести диалог; признаватьвозможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Использование разнообразных по содержанию и степени сложности заданий к текстам художественных произведенийна уроках литературного чтения в начальных классах, с нашей точки зрения, является важным фактором развития коммуникативныхспособностей и действий, и, следовательно, реализации требований ФГОС НОО [1], [2].
Коммуникативные способности, навыки, опыт конструктивного взаимодействия являются необходимой основой для дальнейшего интеллектуального роста ребенка в условиях современной школы.Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности)[3].
Анализ учебника и рабочей тетради для литературного чтения(программа «Школа 2100») позволил сделать вывод о том, что задания, данные в тетради, являются однотипными, преобладают вопросы репродуктивного характера, в учебнике после некоторых сказок задания не представлены вообще.
Цель разработанных и подобранных нами заданийдля организации деятельности учащихся 2 класса на уроках литературного чтения - формирование коммуникативных УУД.
Задания, представленные в нашей работе:
1) объединены общей целью (развитие коммуникативных УУД:
и тематикой (тема раздела «Сказка – ложь, да в ней намек…»);
2) в основе заданий - психолого–педагогические принципы, выделенные И.П. Подласовым, которые позволяют создать оптимальные условия для самореализации обучающихся, способствуют обеспечению комфортного климата на занятии, индивидуальных особенностей школьников;
3) способствуют осознанному восприятию текстов художественных произведений, так как четко сформулированы в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями ФГОС НОО;
4) формулировка заданий содержит глагол повелительного наклонения и требует определенного результата деятельности
5) подразделяются на 4 типа:
- осознание содержания текста: «Вспомните виды русских народных сказок (волшебные, о животных, бытовые), назовите их основные признаки. Прочитайте внимательно название сказки, подумайте, к какому виду сказок можно отнести это произведение, аргументируйте свое мнение».
- осознание основной мысли при сопоставлении лексического значения слова и анализа отрывка, в котором дана характеристика героя: «Найдите в словаре значение слова «бедный». Внимательно прочитайте отрывок из текста, где описан образ жизни зайцев и подготовьте ответ навопрос: «Почему зайцы считают себя бедными?»
- понимание замысла автора: «Прочитайте название сказки. Выделите основное слово в названии (храбрый), которое поможет вамсоставить характеристику главного героя. Как вы думаете, автор действительно считает своего героя храбрым или подсмеивается над ним. Обоснуйте свою точку зрения, прочитав произведение». ( Сказка «Напуганные медведи»)
- формирование собственного отношения к герою, обоснование своей точки зрения: «Перескажите эпизод о том, как заяц напугал волка. Докажите словами из текста, что зайцу – хвастуну было очень страшно. Какие чувства вы испытывали, читая этот эпизод и почему?»
- описание поведения героя и своих впечатлений от прочитанного:«Прочитай внимательно отрывок из текста. С помощью опорных слов составь описание поведения героя, выразив свое отношение к прочитанному (Кто?Увидел, подпрыгнул, упал, прокатился, перевернулся, задал стрекача, обессилел, свалился…). Подумайте и ответьте на вопрос: «Зачем автор для описания поведения героя использует глаголы».
Для определения уровня сформированности коммуникативных УУД. нами разработаны карты наблюдения, подобраны дополнительные диагностики («Рукавички», «Левая и правая стороны», «Совместная сортировка», «Дорога к дому»), которые позволятсделать выводы об уровне сформированности коммуникативных УУД у учащихся и обосновать эффективность применения заданий.
Таким образом, подобранные и разработанные задания обладают большими возможностями для развития коммуникативных УУД младших школьников.
Список литературы:
1. Воюшина М.П. Методика обучения литературному чтению. М.: Издательский центр «Академия», 2013.
2. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: учеб.пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.