Актуальность.
В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. Если вовремя не устранить нарушения всех компонентов речи, то у детей возникнут трудности не только в общении с окружающими, но и затруднит обучение в школе, т. к. правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе и залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем.
Практическая значимость.
Сказка - сокровищница русского народа и находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Сказка наиболее близка и понятна детям. Доступная и увлекательная, несёт много информации. Учит логически мыслить, рассуждать, делать выводы. А самое главное - сказка облегчает решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики.
Выделяют несколько видов логосказок:
· Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
· Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
· Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).
· Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
· Сказки, способствующие формированию связной речи.
· Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Формы работы:
· фронтальная образовательная деятельность
· индивидуальная образовательная деятельность
· досуг, развлечение
· дидактическая игра.
Результаты работы
В ходе систематических занятий с детьми, будут корригироваться различные аспекты речевой деятельности, а именно:
фонематическое восприятие,
слоговая структура слова,
вызванные звуки речи,
словарный запас,
структуру предложений,
связные высказывания.
Посредством логосказок творческий педагог способен воспитывать в ребёнке: духовность, любовь к природе, гуманность, скромность, доброту, ответственность и пр. Также ребёнку, данная работа помогает в преодолении робости, страха, агрессивности, раздражительности, плаксивости,
негативизма, пассивности, упрямства, замкнутости и пр.
Сказка «Как Лиса крапиву в огороде вывела»
(Сказка для автоматизации звука [Р])
Жила-была Лиса, вышла она утром в огород, а он весь крапивой зарос. Тут-то Лиса и вспомнила, что мимо ее огорода Волк ходит, и придумала!
Дай думает Лиса, когда Волк будет проходить мимо, приглашу его в гости!
Вышла она утром в огород, смотрит, а мимо Волк бежит. Она и говорит ему: «Волчок – серый бочок, заходи ко мне в гости, мы с тобой чайку попьем.»
Стал Волк в огород заходить и видит, что у Лисы в огороде крапивы видимо, не видимо. И спрашивает, он у лисы: «Лисонька, а зачем тебе столько крапивы в огороде? Зачем она тебе?». Лиса была хитрой и говорит Волку: «крапива обладает волшебным свойством. Кто крапиву сорвет, перестанет боятся и станет самым храбрым зверем в лесу». Тут Волк и говорит Лисе: «Можно я сорву, попробую?» А Лиса ему говорит: «Сорви только не много. А я пока пойду, чай поставлю». И ушла Лиса домой. Волк тем временем сорвал одну веточку крапивы и думает: «Нет, надо больше сорвать, чтобы быть самым храбрым зверем из всех». Так веточка за веточкой, Волк всю крапиву и выдергал у Лисы в огороде. А Лиса в это время смотрела в окно, как Волк крапиву рвал. Волк, сорвав последнюю веточку, подумал, что Лиса ругаться будет и убежал прочь.
Вышла Лиса в огород и обрадовалась, что у нее в огороде больше нет крапивы!!!
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7»
Логопедические сказки - как метод коррекции речевых нарушений у детей
Художественная сказка, как игра-
естественная эстетическая
воспитательница ребёнка.
Л. С. Выготский
Учитель – логопед
Клесова Ю.А.