Предпосылки и причины объединения русских земель.




Класс, тема: Московская Русь XIV – XVI век (16 часов)

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

Педагогические цели:

· образовательная: раскрыть предпосылки и причины объеди­нения русских земель в единое государство, сформировать представление о политической системе Руси в XIV в., определить причины возвышения Москвы и превращения её в центр объединения Руси, уяснить, что главной при­чиной этого являлась рациональная политика московских князей;

· воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве­нных качеств личности;

· развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

· создать условия для развития УУД:

· Личностных: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России; осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

· Метапредметных: сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

· Предметных: изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

· - применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России.

· Тип и вид урока: комбинированный

Основное содержание темы. Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Иерархия, рубеж, предпосылки. вотчина, удельные княжества.

Работа с исторической картой: показать на карте «Русь в XIV — первой половине XV в.» великие княжества Се­веро-Восточной Руси, границу Московского княжества к 1340 г.

Основные персоналии: Даниил Александрович Москов­ский, Михаил Ярославич Тверской, Иван Калита, хан Уз­бек.

Основные даты: 1325—1340 гг. — правление Ивана Калиты, 1327 г. — восстание в Твери.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: история Средних веков: образование централизованных государств в Западной Европе.

Образовательные ресурсы: 1) Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. 6кл. М., Просвещение, 2014г.

2) Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс: пособите для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2012.

3) Презентация «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» videouroki.net.2014, ООО «Компэду».

Наглядность, ТСО: настенные карты, компьютер, медиа проектор.: 1. Карта «Русь в XIV — первой половине XV в.» (с. 169 учебника). 2. Таблица «Предпосылки и причины объединения русских земель». 3. Таблица «Борьба Москвы и Твери».

План

I. Орг. момент.

II. Повторение опорных знаний

III. Усвоение новых знаний

1) Предпосылки и причины объединения русских земель.

2) Политическая система Руси

3) Борьба Москвы и Твери

4) Правление Ивана Калиты

5) Причины возвышения Москвы.

IV. Закрепление, формирование умений и навыков

V.Д/з 17, учебника, вопросы и задания к нему.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение опорных знаний

Преподаватель предлагает учащимся вспомнить:

1. Перечислите русские княжества, которые находились в зависимости от Орды?

2. Вспомните систему управления в русских княжествах накануне монгольского нашествия и в годы ига.

В тот период между княжествами существовали границы, для ввоза товара нужно было платить пошлины, существовало несколько видов денег, постоянные усобицы мешали нормальному развитию всех видов деятельности. Крупные землевладельцы тоже были заинтересованы в объединении. Важным фактором для объединения было то, что земли Руси сохранили единую культуру, язык, религию, а также историческую память о том, что ранее жили в едином государстве.

Но самым важным моментом был внешнеполитический. Русь находилась под игом Орды. Для того, чтобы избавиться от зависимости и не дать соседям окончательно присоединить русские земли, необходимо было объединение всех имеющихся сил.

Задает вопросы:

1. Что такое феодальная раздробленность?

2. Какими были ее причины?

3. Схожа ли она с таковой в Западной Европе?

III. Усвоение новых знаний

Предпосылки и причины объединения русских земель.

1. Первый пункт плана можно изучить, используя раз­личные методические приёмы.

Первый вариант. Учитель объясняет материал сам. Перед объяснением формулируется проблема: в чём сход­ство и различие процессов объединения русских земель и создания единых

государств в Западной Европе?

Второй вариант. Эвристическая беседа. Учитель отме­чает, что начиная с XIV в. происходит процесс собирания русских земель в единое государство.

Вопросы для беседы. Как вы думаете, какие причи­ны заставляли русские земли объединяться? Какие слои населения были заинтересованы в создании единого го­сударства? Вспомните, как проходил процесс создания единых государств в Западной Европе. Выявите сходство и различие процессов появления единых государств в За­падной Европе и Руси.

Третий вариант. В ходе объяснения учителя, учащиеся заполняют таблицу

«Предпосылки и причины объедине­ния русских земель».

Предпосылки Причины
Экономические Духовные Экономические  
       

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: